Урок внеклассного чтения "Воображение с соображением" (по сказкам-притчам В.Кротова), 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Технология: проблемное обучение с использованием проектной деятельности.

Целеполагание:

  • создать условия для формирования социальной, коммуникативной, креативной компетентности учащихся через развитие образного мышления;
  • развитие навыков анализа текста художественного произведения;
  • воспитание толерантного отношения в среде подростков.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • дидактический материал,
  • WMV(AVI)-файлы с мультфильмами.

Эпиграф к уроку: “Ребёнок - это человек, путешествующий по детству. А взрослый путешествует по взрослости. И путешественникам этим есть чем поделиться друг с другом. Ведь перед ними расстилаются такие удивительные миры, каждый со своими чудесами и приключениями!” (Виктор Кротов “Добрая борода”).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Урок начинается с прочтения эпиграфа (слайд мультимедийной презентации).

Вступительное слово учителя.

-- Ребята, сегодня мы с вами посмотрим, насколько же велико расстояние между миром детства и миром взрослости, и есть ли между этими мирами точки соприкосновения, поздороваемся с целой компанией невероятно симпатичных героев и познакомимся с их автором - замечательным сказочником, философом Виктором Кротовым, взрослым человеком, который очень любит сочинять сказки, ощущать полёт воображения, посидеть и подумать над умной книгой для маленьких и больших читателей или слушателей.

3. Проблемное задание на урок.

- Что значит быть взрослым?

- Что значит быть ребёнком?

4. Приведение аргументов, подтверждающих гипотезу.

- В каких жизненных ситуациях ребёнок может почувствовать себя взрослым, а взрослый, наоборот, ребёнком.

5. Анализ текстов художественных произведений.

Чтение сказки. “Уффф”.

Беседа по сказке.

- В каком возрасте каждый из нас может познакомиться с гномиком Уфффом? А догадываемся ли мы об этом?

- Что мешает нам замечать чудеса, происходящие вокруг?

- Что в этой сказке будет полезным для ребёнка, а что для взрослого?

- А можно ли убедить взрослого папу или брата в том, что чудеса действительно происходят? (Можно. Всё хорошее становится просто замечательным, стоит его только заметить. Гномик Уффф, ещё одно чудо из мира детства, помогающее нам справится с трудностями, на протяжении всей жизни находится рядом находится рядом. Надо только научится замечать эти чудеса).

Чтение сказки “Конфетный кактус”.

Беседа по сказке.

- Почему кактус вдруг зацвел?

- Смогли ли окружающие люди оценить эту красоту? Что для них оказалось наиболее важным в цветущем кактусе?

- Что помешало людям посадить конфету, для того чтобы вырос новый конфетный кактус?

- Могут ли на кактусе снова зацвести конфеты?

- А что необходимо для этого?

- Что необходимо для того, чтобы рядом с тобой живущий человек не превратился в такого колючего кактуса?(Каждому живому существу необходимы внимание, забота и понимание близких и окружающих людей).

В конце разговора о сказке ребятам предлагается подумать об имени, которое можно было бы дать конфетному кактусу.

- Давайте познакомимся ещё с одним персонажем Виктора Кротова.

Чтение сказки “Доктор Сальве”.

Беседа по сказке.

- Подумайте, что же это за болезнь, от которой не помогают ни таблетки, ни уколы? Может ли она передаваться другим?

- В чем состоял лечебный способ доктора Сальве?

- В чем целебная сила слова “здравствуйте”, которым лечит доктор Сальве?

- Насколько нам близко слово “здравствуйте”?

- А как звали учеников доктора Сальве? (Спасибо, До свидания, Благодарю, До встречи).

- Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении слов “здравствуйте”, “до свидания”, “спасибо” и т.д.

- Каждый ли способен стать учеником доктора Сальве?

6. Опережающее проектное задание.

Учащиеся защищают проекты, представляя рисунки, аппликации, на которых они изображали персонажей В.Кротова.

Рекомендуется обратить внимание на внешний вид персонажа, на соответствие его внешнего облика характеру, своего неповторимого занятия, отдельно анализируется имя персонажа, акцентируется внимание на его звучании, происхождении. Помимо этого учащиеся рассказывают о том, какие материалы были ими использованы (в основном, это различные виды тканей, фольга, пластилин и т.д.).

Анализируя в целом работы ребят, учитель обращает внимание на то, что каждый герой Виктора Кротова - это яркий, индивидуальный характер, который не только знаком, но и симпатичен не только детям, но и взрослым.

Примеры представленных детских работ.

“Продаю сквозняк” “Уффф”
“Конфетный кактус”

7. Заключительная беседа по сказкам.

- Благодаря чему сказки-притчи В.Кротова интересны и взрослым, и детям? (На языке фантазии, игры, юмора в них говорится об очень важных для человека вещах).

- Подумайте, что может являться примером пространства, в котором “мир детства” сливается с “миром взрослости”, пространства в, котором нет стен и окон между этими двумя мирами? (Это сказка, являющаяся “честной выдумкой” и сама ЖИЗНЬ).

Общий вывод.

-Каждая сказка- притча- это очень важная мысль о ребёнке и взрослом, о жизни и времени. Сказки Виктора Кротова помогают нам понять, что всё хорошее становится просто замечательным чудом, когда мы элементарно это замечаем, напоминают о необходимости сохранить в себе чистую веру в добро, любовь ко всему живому, детскую искренность и непосредственность.

8. “Озвучка”.

Комментарий учителя:

- Помимо сказки, ещё одним миром, попадая в которой, взрослый становится на время ребёнком, является мультфильм, тем более, когда говорится в нём о любимом всеми празднике.

На данном этапе работы учащиеся предлагают свою версию озвучки мультфильмов “Неуловимый Фунтик”, “Винни-пух и день забот”, “Зима в Простоквашино” на тему “С днем рождения, гимназия!”.

9. Рефлексия.

В качестве рефлексии учащимся предлагается подумать над вопросами: “С какими героями Виктора Кротова хотел бы ты дружить?”, “О каком герое в первую очередь сегодня вечером расскажешь маме?”.