Цели урока
- Раскрыть содержание рассказа А.Геращенко "Бельчонок", отразить жизнь и смерть человека в оккупации, показать характеры героев, их внутренний мир.
- Развивать навыки анализа эпического произведения, навыки устной речи, рассуждения, обобщения, подведения итогов урока.
- Способствовать патриотическому, нравственному и духовному воспитанию учащихся, воспитанию милосердия и чувства сострадания к жертвам, погибшим в Великой Отечественной войне.
План урока
1. Вступление. Знакомство с писателем.
2. Презентация №1. Биография А. Геращенко.
3. Определение темы урока по рассказу А. Геращенко "Бельчонок".
3. Краткий пересказ текста.
4. Анализ рассказа (эвристическая беседа по тексту)
5. Презентация №2. Тема: "Тактика выжженной земли". "Мемориальный комплекс "Хатынь".
7. Рефлексия. Синквейны.
8. Домашнее задание.
Демонстрационный материал:
- портрет писателя;
- раздаточный материал (текст рассказа А. Геращенко "Бельчонок");
- презентации №1, №2;
- форма написания синквейна.
Ход урока
1. Вступление
Сегодня у нас заочно в гостях замечательный белорусский писатель, публицист, психолог, Андрей Евгеньевич Геращенко. Последние годы А. Геращенко большое внимание уделяет военно-патриотическому воспитанию молодого поколения. Это отражено в его творчестве.
2. Биография А.Геращенко. Презентация №1.
1. Учащиеся, используя презентацию, рассказывают биографию А. Геращенко.
Андрей Евгеньевич Геращенко родился 26 марта 1967 года в д.Ректа Славгородского района Могилёвской области. Белорус. В 1991 году закончил биолого-химический факультет ВГПИ им.С.М.Кирова. В 1985-1987гг. проходил службу в Советской Армии в войсках связи.
В 1991году закончил институт и был направлен на работу учителем истории в Холомерскую СШ Городокского района. С 1993 по 1995 год работал психологом в СШ№29 г.Витебска. С августа 1995 года - психолог диагностико-реабилитационного центра управления образования витебского облисполкома. В 1996 году окончил факультет практических психологов ВОИУУ по специальности "практическая психология".
С августа 1996 года по июль 1999 года и с августа 2000 по июль 2001 года - главный редактор республиканской русской газеты "Вестник культуры". В течение 1998-1999 годов ответственный за выпуск республиканской юридической газеты "Частный адвокат".
С августа 2001 года по настоящее время - начальник отдела по делам молодёжи администрации Октябрьского района г.Витебска.Член Союза писателей Беларуси с 2005 года.
Как писатель, публицист и психолог, неоднократно публиковался на страницах республиканской, областной и местной печати - в журналах "Наш современник", "Немига литературная", "Новая экономика", "Неман", "Москва и соотечественники", в газетах "Народная газета", "Знамя юности", "На страже", "Личность", "Мы и время", "Вестник культуры "Витебский курьер", "Новая газета", "Химик", "Рабочая трибуна", "Патриот" и т.д. Выступал на республиканском и местном радио и телевидении. Всего более 200 публикаций в периодике.
Награждён юбилейными медалями: "60 лет Победы в Великой Отечественной войне" (2005 год). "60 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков". (2004 год)
Автор книг фантастики: "Сквозь паутину тьмы", "Планета теней", "Пронзая время", "Змеиный царь"
"Служу Отечеству!", сборник публицистики, прозы и поэзии, пособие для военно-патриотического воспитания молодёжи,2008г. "О героях, героизме и служении Отечеству"
Мост", сборник прозы и поэзии, 2006г. "О значении нашей Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". "Служу Советскому Союзу" (рассказ). "Бельчонок" (рассказ).
"Созвучье слов живых", сборник стихов,2007г.
Рассказ "Бельчонок" был опубликовании и в следующих журналах : "Новая Немига литературная", "Нёман" 2008г. Минск; "Наш современник" 2008г. Москва; "Простор"2009г. Алма-Ата.
2. Учитель
Этот урок посвящается памяти погибших детей, стариков, женщин в оккупированных фашистами территориях. Сам А.Геращенко во вступлении к рассказу написал: "Посвящается всем детям Земли, погибшим в Великой Отечественной войне" Мы будем говорить о рассказе "Бельчонок". В нем описан эпизод войны, когда фашистский солдат хотел было пощадить белорусского мальчика, вспомнив своих детей, да обстоятельства не позволили.
3. Ученик кратко пересказывает текст.
4. Анализ текста (эвристическая беседа по тексту)
Примерные вопросы:
1. Тактика выжженной земли. Это свойство геноцида. От собственного бессилья фашисты выжигали целые деревни. Там были женщины, дети, старики. На примере гибели одной семьи автор показывает нам ситуацию, неординарную на то время. В чём же неординарность ситуации?
2. Напомните, как удалось Рыгарке не сгореть?
3. Почему Нойберт не выстрелил сразу в лаз и не позвал никого на помощь? /Нойберт испытывал интерес, недоумение, и он желал дождаться, кто же появиться из лаза. Солдат звать глупо, потому что можно спугнуть того, кто собирался выбраться наружу./
4. Что смутило Нойберта, когда он увидел мальчика? Какая мысль первой пришла в голову? О чём он подумал позже? / Это было оборванное человеческое существо. "Может, это злой тролль, вылезший из ада, чтобы наказать меня за грехи?!" - подумал Нойберт. Но это был оборванный и немытый мальчишка. Вторя мысль, которая пришла в голову Нойберта: "Плохо поработали и едва не дали ему уйти"./
5. Расскажите о Тяпике. С какой целью автор вводит в рассказ эту игрушку?
6. Почему всё же Нойберт не застрелил Рыгорку, проанализировав ситуацию? /Плюшевый бельчонок напомнил ему о родине, о жене Марте, о сыне Фрице./
7. Что вернуло Рыгорку к возможности осознавать себя? О чём он просит немца? Опишите реакцию Нойберта.
8. Почему Нойберт последнее время стал суеверным? К чему привело его суеверие? /Он стал суеверным, потому что за последние месяцы видел кровь чаще, чем воду и проливал эту кровь сам. Нойберт решил отпустить Рыгорку, думая о том, что если мальчик успеет добежать до леса, то его Фриц выживет. Жизнь Фрица зависит именно от этого. Эта мысль не давала ему покоя./
9. Почему же безжалостно автомат посылал одну очередь за другой? /Стрелял другой немец. Этого Нойберт никак не ожидал. Он был взбешен, но ничего поделать не мог. "Это значит русские убьют Фрица!" - подумал он./
10. Почему Нойберт ударил Пауля? /Нойберту нужно было как- то объяснить свой поступок, поэтому он обвинил другого в плохой меткости./
11. Смирился ли Нойберт с тем, что произошло с мальчиком? Какие мысли обуревали его в этот момент? /Может быть, русские и доберутся до Баварии, до Фрица, до Марты, но это обойдётся им дорого. Он хотел только одного - убивать и жечь, жечь и убивать. Нойберт ещё более ожесточился./
12. Рассказ несёт и духовное начало. Какое? (Душа-тело-рождество.)
13. Как дедушка подготовил внуков к уходу из жизни? /Умирать не страшно: душа - это и есть сам человек, а его тело - это одежда. Души всех окажутся на небесах, а там нет страха и нет боли. Рыгорка об этом знал./
14. Что же беспокоило Рыгорку перед его уходом, когда горел дом, когда он был смертельно ранен? /Едкий дым набился Рыгарке в нос, в рот, и ему трудно было дышать. Он думал, что душа задохнётся вместе с телом, и он никогда не попадёт на небо. Умирая, мальчик успокоился: "Я не задохнулся и, значит, теперь попаду на небо - так деда говорил"./
15. Описаний природы нет в тексте. Лишь в самом конце автор использует это описание. Почему? / "Тяжёлые белые хлопья снега постепенно укрыли мальчика белым, пушистым покрывалом. Казалось, будто сама природа ужаснулась содеянному, и, будучи не в силах ничего изменить, хотела всё скрыть"./
16. Мы говорили о неординарности ситуации. Фашист отпустил мальчика, не выстрелил в него, но разве он не желал смерти ему? Была ли это его добрая воля? Можно ли говорить об оттаявшем сердце нациста, зная его мысли и поступки? /Нойберт не хотел стрелять в ребёнка, и мы теперь знаем причину этого поступка. Но выживет ли он, раздетый, босой, в лесу, его не волновало. Им владело суеверие, он испытывал страх за свою семью, а жизнь этого "грязного" мальчишки он ни во что не ставил./
5.Презентации №2. "Тактика выжженной земли. Белоруссия 1941-1944гг. Мемориальный комплекс "Хатынь"
Учащиеся, используя презентацию, рассказывают о Белоруссии в 1941-1944гг, о Мемориальном комплексе "Хатынь".
Характерной особенностью политики геноцида и "выжженной земли" стало уничтожение населенных пунктов вместе с жителями. За годы оккупации (1941-1944гг.) гитлеровцы провели в Белоруссии более 140 крупных карательных операций.
Носитель нового порядка Обер-ефрейтор вермахта Иоганнес Гердер писал в своем дневнике в первые месяцы пребывания на белорусской земле: "25 августа. Мы бросаем гранаты в жилые дома. Дома очень быстро горят. Огонь перебрасывается на другие избы. Красивое зрелище! Люди плачут, а мы смеемся над слезами. Мы сожгли таким образом уже деревень десять.
29 августа. В одной деревне мы схватили первых попавшихся 12 жителей и отвели на кладбище. Заставили их копать себе просторную и глубокую могилу. Славянам нет и не может быть никакой пощады. Проклятая гуманность нам чужда".
Тысячи деревень сметались с лица земли, население истреблялось, угонялось в лагеря смерти или в фашистское рабство. Карательные операции проводились службами безопасности вермахта, подразделениями СС и полиции. Особой жестокостью отличался батальон СС, возглавляемый бывшим уголовником эсэсовцем Дирлевангером.
В осенне-зимний период 1943/44гг. проведение тактики "выжженной земли" приняло наиболее широкие масштабы. В последний период фашистской оккупации роль гитлеровского вермахта в осуществлении политики тотального опустошения оккупированной территории проявилась в создании специальных команд поджигателей. В их задачу входило при отходе фашистских войск проводить полное опустошение оставляемой территории. Население уничтожалось или угонялось в Германию. Одним из основных приемов и способов осуществления политики тотального опустошения и "выжженной земли", явилось массовое уничтожение населенных пунктов вместе с жителями. Как правило гитлеровцы сгоняли людей в один дом, сарай или гумно, наглухо его закрывали, а затем поджигали. Так за несколько дней до освобождения Белоруссии была сожжена вместе с жителями деревня Дальва Логойского района.
Чудовищные злодеяния творили фашисты в Белоруссии на протяжении трех лет оккупации. О масштабах уничтожения фашистами населенных пунктов Белоруссии вместе с жителями свидетельствуют следующие цифры. Количество уничтоженных населенных пунктов со всеми жителями в период карательных операций:
- невосстановленных - 186
- восстановленных - 442
- всего - 628
Количество уничтоженных населенных пунктов с частью населения:
- невосстановленных - 325
- восстановленных - 4342
- всего - 4667
- Итого: - 5295.
Итогом нацистской политики геноцида и "выжженной земли" в Белоруссии стали 2 230 000 человек, уничтоженных за три года оккупации. Погиб каждый 4-й, а по уточненным данным каждый 3-й житель Белоруссии .
(Звучит стихотворение Антонова Сергея Владимировича "Боль Хатыни")
Учитель. В память о погибших такой страшной смертью был создан Мемориальный комплекс "Хатынь". Так называлась сожжённая деревня в Белоруссии.
Люди, приезжая в это место, оставляют свои записи в книге Памяти. Вот некоторые из них:
"Память о жертвах, героическое прошлое народов наших объединяют нас на вечные времена". Президент Российской Федерации В. Путин, 2004г.
"Невозможно словами выразить наше впечатление. От имени Валлонского парламента мы выражаем восхищение белорусскому народу, который пережил ужасы фашизма и обрел мир". Председатель Парламента Бельгии Альберт Колиньон, 2003г.
"Никогда больше! Я надеюсь, что страдания жителей Хатыни послужат уроком милосердия для всех людей мира. Мы все должны подумать о том, как бесчеловечна война и как благотворен мир. Восхищение и уважение героическим людям Хатыни!" Хавьер Перес де Куэльяр, Генеральный секретарь ООН,1987г.
"Мы из Эстонии, где памятники уничтожаются. А здесь мы потрясены увиденным. Здесь хочется молчать и помнить". 2004г.
"Нам, людям, необходимы такие мемориалы как Хатынь, чтобы никогда более эта темная часть истории не повторилась."
Бургомистр г.Бонн Ульрих Хаунгельд 2003г.
7. Итог урока.
Рефлексия учащихся: синквейны.
Учащиеся пишут синквейны на темы: "Война", "Память", "Дети", "Победа", "Мир".
8. Домашнее задание: выучить стихотворение о Великой Отечественной войне.
Синквейны учащихся
Дети.
Весёлые, шаловливые, счастливые, -
Играют, смеются, удивляют.
Радуют успехами своих родителей.
Любовь.
Грачёв Максим
Война.
Страшная, опасная, кровавая,-
Убивает, не щадит, мучит.
Она приносит всем страдание.
Боль.
Соловьёва Мария
Победа.
Великая, долгожданная, славная,-
Радует, окрыляет, возвращает.
Для живущих она необходима.
Счастье.
Дерягина Юлия
Мир.
Огромный, солнечный, светлый,-
Бодрит, оберегает, радует.
Мы сохраним его навсегда.
Согласие.
Кательникова Анна
Дети.
Шумные, забавные, послушные,-
Учатся, веселятся, удивляются.
Они похожи на солнышки.
Радость.
Касаева Азалия
Победа.
Близкая, нужная, необходимая,-
Сближает, веселит, оберегает.
Мы верим в неё.
Мир.
Мельникова Анна
Война.
Чуждая, ужасная, хищная,-
Убивает, сжигает, казнит.
Пусть никогда не будет войны!
Смерть.
Мысин Александр