Подвиг и предательство. Закономерность или случайность? (Остап и Андрий в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба")

Разделы: Литература


Слайд №1. Тайна ломаной линии. Условно изобразив жизненный путь с помощью линии, мы определяем, какую жизнь прожил каждый герой.

Слайд №2. Подвиг и предательство. Закономерность или случайность?

Вводная часть урока, предваряющая сравнительную характеристику героев.

Слайд №3. История слова "казак":

"ко" - "броня", "латы"

"зак" - "межа", "граница", "рубеж"

казак - защитник границы

Опираясь на данный слайд, учитель или ученик подробнее рассказывает о происхождении слова "казак".

Слайд №4. Основные моменты жизни Остапа и Андрия:

Учеба в бурсе

Пребывание в Запорожской Сечи

Бой под Дубно

Этот слайд остается перед глазами учащихся некоторое время, пока речь идет об учебе братьев в бурсе.

Слайд №5. Остап и Андрий учились в Запорожской Сечи:

  • верховой езде
  • владению саблей и пикой
  • меткой стрельбе из ружья и лука
  • умению переплывать Днепр против течения

и стремились к главному идеалу - защите родной земли

Слайд №6. Гоголевские сравнения:

Остап - "как плавающий в небе ястреб"

Андрий - "как молодой борзый пес : в стае"

"выпереживая самого зайца"

"как подлая собака"

Слайд №7. Гибель или смерть Остапа?

Гибель или смерть Андрия?

Слайд №8. Чувство Родины у героев повести:

  • отчий дом -
  • отец, мать, родная степь -
  • Запорожская Сечь -
  • товарищество -
  • образ родной земли

Слайд №9. Родина:

  • твой род, родные, родители, прародители
  • родная земля, синие росы, утреннее небо
  • долг, честь, память, сила русичей

ЦЕЛИ: Помочь учащимся ответить на главный вопрос урока. Привлечь внимание к вечным проблемам бытия человека: долг, честь, любовь, Родина. Продолжить обучение умению анализировать художественный текст.

ОБОРУДОВАНИЕ: Слайды по теме урока.

Эпиграфы к уроку:

Подвиг - это все, кроме славы.
И.Гете (1739-1832)

Не льстись предательством ты счастие сыскать.
И.Крылов (1769-1844)

Вступительное слово учителя.

- Судьба человека - это путь длиною в жизнь. Путь этот может быть разным: прямым, извилистым: От чего это, как вы думаете, зависит?

(От самого человека, от его жизненной позиции, от умения сделать правильный выбор)

- Как вы думаете, ребята, судя по записанной на доске теме, о чем мы будем сегодня говорить? (об Остапе и Андрии, об их поведении в бою, в бурсе)

- Мы о них уже говорили достаточно. Что же нас будет интересовать? (как и почему один совершил подвиг, а другой предательство

СЛАЙД № 1

Подвиг и предательство.

Закономерность или случайность?

- Подвиги совершались всегда, как, впрочем, и предательство. Эти проблемы поднимали многие писатели в своих произведениях. Повесть "Тарас Бульба" - тому подтверждение. Главные герои жили в трудное бранное время, когда нужно было делать только одно - защищать Родину. Остап и Андрий были казаками, а не просто воинами. Кто такие казаки?

СЛАЙД № 2

История слова "козак":

КО - "броня", "латы"

ЗАК - "межа", "граница", "рубеж"

КАЗАК - "защитник границы"

- Никто точно не знает, откуда пошло это слово КАЗАК. Большинство ученых считает, что оно тюркского происхождения. Другие полагают, что оно берет начало в монгольском языке, где слово "ко" означало "броня": Первое появление этого слова в документах относится к 16 веку. Именно об этой эпохе и пишет Гоголь в своей повести. Тогда же, в 40-х годах 16 века, и было основана Запорожская Сечь, куда стремились уехать все юноши, в том числе и Остап с Андрием. Именно там учились молодые люди защищать Отечество. Гоголь показывает своих героев не только в Сечи, есть еще два момента в их жизни, когда автор говорит о них очень подробно.

- Что это за моменты?

(учеба братьев в бурсе, пребывание в Запорожской Сечи, поведение в бою под Дубно)

СЛАЙД № 3

Основные моменты жизни Остапа и Андрия:

1. Учеба в бурсе

2. Пребывание в Запорожской Сечи

3. Бой под городом Дубно

БУРСА.

- Что важно было Гоголю, рассказать, как учились юноши, или рассказать об их отношениях с товарищами?

(об учебе мало говорит Гоголь, больше - об отношениях с товарищами)

- Что выделяет в Остапе?

(Остап всегда был вместе с товарищами, не просил о помиловании, был честен)

- Что выделяет в Андрии?

(он чаще был один, умел увертываться от наказания)

- Как вы думаете, для чего Гоголь довольно подробно об этом говорит? Будет ли иметь продолжение поведение каждого из них?

(да, будет, и очень скоро, скажется это в бою под Дубно)

- Наконец, бурса окончена, учение позади, перед молодыми людьми их заветная мечта - Запорожская Сечь. Кем им предстоит стать?

(казаками, защитниками границ, рубежей Родины)

СЕЧЬ.

- Чему учились они в Сечи?

(стрелять, плавать, метать копье, учились верховой езде)

Глава 3, читаем, анализируем

- Отличались ли братья в овладении воинской наукой?

(нет, оба были равные)

Зачитать из текста 3 главы

- Почему автор не видит разницы между братьями?

(не было разницы, оба были смелые, сильные, добрые казаки)

- Как автор относится к ним?

(зачитать в 3 главе. Любуется ими, восхищается, видит в них достойных защитников Родины. Нет в них ничего, что могло бы насторожить, обеспокоить старого Тараса)

- Остап и Андрий были в одинаковых условиях, не было случая, чтобы вести себя по-другому. Перед ними не стоял выбор, как поступить. Был один идеал - защита родной земли. Именно к этому они готовили себя.

СЛАЙД № 4

Остап и Андрий учились в Запорожской Сечи:

  • верховой езде
  • владению саблей и пикой
  • меткой стрельбе из ружья и лука
  • умению переплывать Днепр против течения
  • и СТРЕМИЛИСЬ к главному идеалу - защите родной земли

БОЙ ПОД ДУБНО.

- И то, ради чего они учились военному искусству, не замедлило явиться - бой под городом Дубно.

- Как бьется Остап?

(сильно, мужественно, смело, видит весь бой, рассчитывает силы.

Глава 7, анализ эпизодов)

- Почему его выбрали куренным атаманом взамен погибшего атамана Бородатого?

(он заслужил уважение казаков своим разумом, смелостью)

- Он сражается ради славы? (нет)

- Можно ли считать его поведение подвигом?

(да, это подвиг, но Остап так не думает)

- Закономерно ли это?

(да, вся жизнь Остапа, такая короткая, говорит об этом)

ОБРАТИМСЯ К ПЕРВОМУ ЭПИГРАФУ

(Подвиг - это не стремление к славе, это порыв, идущий из глубины души человека, это то, что было в человеке с детства, с юности и сейчас вырвалось наружу как естественное поведение)

- Как бьется Андрий? Где мы его видим?

(в стане врагов, он в красивой одежде, впереди всех летит на коне)

- Как Гоголь описывает его, какими словами?

(Гоголь отмечает его молодость, стать, силу, но пишет об этом с горечью и болью - пропал казак)

ТЕКСТ главы 9

- С кем сравнивает Андрия Гоголь?

(с борзым псом, который гонит зайца, желая угодить хозяину)

- Ради чего он сражается?

(он хочет заслужить навязанный на руку подарок)

- Что для него Родина, Отечество? Как он говорит об этом?

( ТЕКСТ 6 главы, зачитать, прокомментировать)

- Счастлив ли он в пылу битвы?

(да, видимо, счастлив)

- Какую цену он заплатил за это счастье?

(он предал Родину, товарищей, он оказался во власти любви к панночке)

ОБРАТИМСЯ КО ВТОРОМУ ЭПИГРАФУ

Обговариваем его вместе с учащимися, объясняем.

(Через предательство никогда не сыскать счастья, не обольщайся, не надейся)

- Можно ли считать случайностью поступок Андрия - то, что он перешел на сторону врагов?

(нет, это тоже закономерность. Гоголь не случайно говорит нам о годах учения в бурсе. Все формируется в детстве, в юности)

- Закономерен подвиг Остапа, закономерно предательство Андрия. Гоголь с помощью великолепных сравнений сумел показать это. (Работа с текстом)

СЛАЙД № 5

Гоголевские сравнения:

Остап - "как плавающий в небе ястреб"

Андрий - "как молодой борзый пес : в стае"

"выпереживая самого зайца в жару своего бега"

"как подлая собака"

- Оба казака погибают. Одинаково или по-разному?

(по-разному)

- Слово "смерть" имеет синонимы. Какие?

(гибель, кончина)

- Как мы ответим на вопрос следующего слайда?

СЛАЙД № 6

Гибель или смерть Остапа?

Гибель или смерть Андрия?

- Остап погиб на глазах товарищей славной смертью, за Родину.

Андрий умер как предатель.

ВЫВОД.

- Казалось бы, мы ответили на главный вопрос урока: закономерность или случайность подвиг одного и предательство другого? Но это не все. Попробуем углубить наше представление о героях.

- Способен ли Остап к состраданию?

(да, он жалеет мать, думает о товарищах в бою, пожалел брата)

- Способен ли Андрий к состраданию?

(да, пожалел панночку, ее служанку)

- Значит, оба могут сострадать другому человеку, да и общего у них много: сила, удаль, стать, смелость. И все-таки Андрий совершил предательство. Значит, этих качеств мало, чтобы не предать, чтобы защищать Родину до конца.

- Тогда что же нужно для того, чтобы быть защитником Родины всегда?

(нужно видеть других людей, не отделять себя от них, уважать людей, понимать их, помогать им, не роняя достоинства, чести, гордости)

- В ЧУВСТВЕ Родины есть тоже закономерность. Как она проявляется?

(она складывается из многих понятий: отчий дом, честь, долг, порядочность и т.д.)

СЛАЙД № 7

Чувство Родины у героев повести:

  • отчий дом -
  • отец, мать, родная степь -
  • Запорожская Сечь -
  • товарищество -
  • образ родной земли

- На каком этапе, в какой момент Андрий сворачивает с прямого пути чести, долга, преданности Родине?

(когда он оказался один и перед ним встал выбор)

- Что показалось ему более важным в ту ночь?

(помочь панночке, забыть о товарищах, об отце, о брате. Он не подумал о них, он был занят только своим)

- Значит, закономерно то, что он делает и говорит, и Гоголь не случайно вводит в текст описание учебы обоих братьев в бурсе. Все начинается с детства, с юности. Очень важно во взрослую жизнь взять с собой высокие и чистые понятия чести и долга, любви и преданности и пронести убежденность в них через всю жизнь, чтобы не было таких случайностей, чтобы не возобладали они.

- И последний штрих урока. Родина включает в себя много понятий:

СЛАЙД № 8

РОДИНА:

  • твой род, родные, родители, прародители
  • родная земля, синие росы, утреннее небо
  • долг, честь, память, сила русичей

ВЫВОД.

- Гоголь показал закономерность проявления характеров в повести. Одного это привело к подвигу, другого к предательству. Повесть "Тарас Бульба" учит нас честности, чувству долга, правде всегда, во всех случаях жизни.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Записать в тетрадь тему урока, эпиграфы, подготовить устное сочинение.

Приложение.