Цель:
- Ввести учащихся в мир “маленького человека” пушкинской прозы, пробудить сочувствие и сострадание к герою повести, раскрыть общечеловеческий характер темы “блудных детей”;
- Сопоставительный анализ повести Пушкина и библейской притчи;
- Нравственное и эстетическое воспитание.
Наглядность:
- Репродукции с картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”.
- Иллюстрации Г. Доре к “Притче о блудном сыне”.
- Словарь: гуманизм, “маленький человек”, коллежский регистратор, шлафрок, графика.
Ход урока
I. Слово учителя.
– Вы прочитали повесть А.С. Пушкина “Станционный смотритель”. Какие чувства вызвали у вас её герои?
(Жалость, сочувствие, сострадание).
– Значит, цель, поставленная Пушкиным при создании этого произведения, была достигнута, потому что он хотел вызвать именно сочувствие, сострадание в сердцах своих читателей. В этом проявился гуманизм поэта, его человеколюбие.
Гуманизм – любовь к людям, уважение к человеческому достоинству, забота о благе людей.
В этом произведении А.С.Пушкиным впервые в русской литературе так остро поднимается тема “ маленького человека”.
“Маленький человек” в литературе – обобщённый образ бесправного и страдающего человека.
– Как вы думаете, кого в повести “Станционный смотритель” можно назвать “маленьким человеком”? Подтвердите свою мысль словами текста (учебник).
– Чаще всего это бедный человек, в данном случае – чиновник низшего класса.
Коллежский регистратор – чиновник низшего, 14 класса в “Табели о рангах”.(“Табель о рангах” – классификация чинов и порядок их прохождения на гражданской и военной службе. Учреждена в 1722 г., во времена Петра I.)
II. Беседа.
- Кто является главным героем повести?
- Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к
станционным смотрителям?
Как видим, защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли. - Но Самсон Вырин в начале повести производит впечатление бодрого,
счастливого человека. Почему?
Потому что у него была дочь – красавица, которой он гордился. - Как выглядит его дом? (“…смиренная, но опрятная обитель”.)
- Что особенно запомнилось рассказчику в доме смотрителя? (Картинки, изображающие историю блудного сына.)
- Зачитываем рассказ о картинках (учебник).
- Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих
картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к
отцу после долгого скитания? (Эти картинки словно намекают на будущую
историю “ блудной дочери”, героини повести. А “почтенный старик в колпаке и
шлафроке” напоминает самого смотрителя.)
Шлафрок – домашний халат. - Прошло несколько лет. Что изменилось? Что осталось неизменным? (“Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына…”)
- Итак, автор снова возвращает нас к библейской притче. Вспомним, что
такое притча.
Притча – небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение. - Зачем висят картинки в доме смотрителя? Научили ли они чему-нибудь наших героев? Следуют ли они наставлениям Христа? (Нет.)
- Почему вы так думаете? (Станционный смотритель сам отправляет дочь из дома. Дуня уезжает со слезами, но уезжает, не задумываясь, что может случиться дальше.)
- Что стало с отцом после похищения Дуни? (Он заболел.)
- Почему он особенно страдает? (Потому что сам её отправил.)
- Как представляет отец будущее своей дочери? (“ Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою…” )
- Чем закончилась история Самсона Вырина? (Он вернулся из Петербурга один, не вынес одиночества, спился и умер.)
- А что же стало с Дуней? (Она приехала к отцу, навестить его.)
- Почему ясно, что прекрасная барыня – Дуня? (Когда Ванька предложил довести её до кладбища, она ответила: “Я сама дорогу знаю”.)
- Счастлива ли она? (Вероятно, да.)
- Но почему Дуня плачет? (Вернулась, но слишком поздно. Не получила отцовского прощения.)
- Вы уже говорили о своём сочувствии, сострадании героям повести. А как сам автор относится к ним? В чём это выражается? (Автор любит и жалеет своих героев. Это подтверждается, во-первых, тем, что он вызывает такие же чувства у читателей. Во-вторых, пейзаж в повести помогает почувствовать отношение автора. Во время первого приезда рассказчика стоит жаркий майский день, затем идёт благодатный проливной дождь. Совсем другие картины природы сопровождают описание последнего посещения рассказчиком знакомой станции: “Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей…”)
III. “ Притча о блудном сыне” в литературе и живописи.
1. Притча– маленький нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого наставления.
Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Следует или не следует наставлениям. А уроки притчи касаются не только действующих лиц этой конкретной истории, но всех людей на свете…
Да, не все извлекали уроки, немногие понимали смысл притчи и в те далёкие времена, и позже. Правда, авторы произведений Древней Руси чаще сверяли жизнь своих героев с евангельским словом, писатели нового времени – реже.
В произведении 17 века “Повесть о Горе-Злосчастии” героя постигла судьба блудного сына из евангельской притчи. Он не слушался родительских наставлений, ушёл из дома, прокутил с другом родительские деньги. И пошёл по миру нищий и голодный. Вот и привязалось к нему Горе-Злосчастие, ходит-бродит за ним неотступно. “Научате молодца богато жить, убить и ограбить”. Казалось, нет ему от Горя спасения, так и будет бродить за молодцем вечным наказанием.
Рассказчик не называет имени героя, неизвестно, где он родился, откуда и куда путь держит. Оттого, наверное, что история эта возможна с каждым и которое уже столетие повторяется. Но евангельские притчи для молодца 17 века ещё дышат живой историей, поэтому “спамянует молодец спасения путь”, ушёл в монастырь – вернулся к Богу, а горе у ворот осталось.
Два столетия спустя уже иначе живёт эта притча в литературе нового времени. В пушкинской повести “Станционный смотритель” картинки с изображением сюжетов притчи развешены по стене комнаты Самсона Вырина. Возможно, смотрят на них станционный смотритель и дочь его Дуня, да не извлекают уроки из этой притчи, оттого что для них евангельский сюжет стал лишь украшением комнаты.
2. “Притча о блудном сыне” нашла отражение не только в литературе, но и в живописи. (Рассматриваем репродукции картин И. Босха, Б.Э. Мурильо и других художников).Но особенно интересное развитие находит этот сюжет в замечательном полотне голландского художника Рембрандта “Возвращение блудного сына” (1669 г.) Только умудрённый жизненным опытом человек мог создать это простое и вместе с тем гениальное произведение. Оно стало духовным завещанием художника. В том же 1669 году Рембрандта не стало.
Оборванный, обессиленный и больной, промотавший состояние и потерявший друзей, появляется блудный сын на пороге отчего дома. Остриженная голова, покрытая струпьями, лохмотья, одна нога босая, другая в сандалии с почти отлетевшей подошвой. Лицо, едва выступающее из тени, прижатое к телу отца и выражающее усталость, смятение и почти блаженное чувство обретённого покоя.
И отец, потерявший всякую надежду на встречу с сыном. Он бережно и любовно ощупывает его тело. Глаза старика давно ничего не видят. По морщинистому лбу и опущенным ресницам скользят блики света, отражающиеся и на седой бороде, и на бормочущих, искажённых жалостью губах. Здесь, в объятиях отца, сын находит прощение и утешение, заботу и сострадание. Потрясённые увиденным, застыли невольные свидетели этой встречи. Они смотрят и не понимают, что на их глазах происходит чудо.
IV. Сопоставление картины Рембрандта и иллюстрации Г. Доре к “Притче о блудном сыне”.
1. Какая из картин, на ваш взгляд, более трагична? (Конечно, картина Рембрандта )
2. Почему? (На иллюстрации Доре – светлый фон, видно движение, жизнь.)
Картина Рембрандта – мгновение неподвижности, несколько застывших фигур.
Много красного, трагического цвета. Фон картины – тёмный.
Графика – вид изобразительного искусства, рисунок на бумаге карандашом, углём, мелом, кистью либо оттиск этого рисунка со специально обработанной доски или камня.
3. Зачитайте из “ Притчи о блудном сыне” слова, которые могут служить подписью к иллюстрации. (“Отец ещё издали увидел его, побежал навстречу, обнял и поцеловал его…”) Полотно Доре – это непосредственная иллюстрация к Библии, поэтому мы видим картину встречи отца и сына по-иному, нежели на полотне Рембрандта.
Картина Рембрандта не только передаёт библейский сюжет, но и отражает жизненные наблюдения художника, понимание им тех страданий, через которые пришлось пройти и сыну, и отцу, поэтому на его полотне сын – обессиленный и больной человек, а отец ослеп от того, что выплакал все слёзы по пропавшему сыну.
V. Сопоставительный анализ повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” и библейской “Притчи о блудном сыне”.
1. Каковы чувства отца в притче и в повести? (Оба страдают.)
2. Простил ли отец блудного сына? В чём это выражается? (Да, простил. Он не сказал ему слова укора, а устроил пир в честь возвращения сына.)
3. Простил ли Самсон Вырин свою дочь? Почему вы так думаете? (Простил. Он сам ходил за ней пешком в Петербург.)
4. Найдите в повести слова, которые свидетельствуют о прощении.
“ Авось приведу я домой заблудшую овечку мою…”.
“ Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел хоть ещё раз
увидеть бедную свою Дуню…”.
“ Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною, он поневоле ею любовался”.
5. Кто из отцов, на ваш взгляд, больше страдает? Почему? (Самсон Вырин. Он одинок. Он сам отправил свою дочь из дома. Отец блудного сына ослеп от горя. Станционный смотритель умер.)
6. Но почему он желает смерти своей дочери?
(“ Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и
бросил…Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так
поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…).
7. А дети? Заслужил ли сын прощение? (Да, своими страданиями.)
8. Изменится ли он после возвращения и такой встречи? (Изменится. Он много испытал в жизни, прошёл через страдания и понял, что его простили.)
9. А Дуня? Она заслужила прощение? (Нет. Отец умер, и некому её простить.)
10. А вы её простили? Почему? (Она заслуживает нашего прощения, потому что её простил отец, и мы видим, что она страдает.)
11. Простит ли Дуня себя?
12. Так кто же из детей оказался счастливее: блудный сын, вернувшийся нищим и больным, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?
Вывод: Дуня напомнила нам судьбу блудного сына из библейской легенды, но с раскаянием более мучительным, ибо застала вместо отца могилу, и некому было сказать “ прости”. До конца жизни нести ей этот тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти.
VI. Подведение итогов урока.
1. О чём эта повесть?
– о глубокой и всепрощающей отцовской любви;
– о дочерней неблагодарности;
– об одиночестве и беззащитности “маленького человека”, сохранившего своё
достоинство;
– о запоздалом раскаянии “блудной дочери”, которая будет жить с чувством вины
перед своим отцом.
2. В чём проявился гуманизм А.П.Пушкина – автора повести “Станционный смотритель”? (Писатель вызывает у читателя сочувствие и уважение к “маленькому человеку”.)
3. Одно из значений слова Гуманизм – “забота о благе людей”. Как проявилась забота автора о благе людей в этом произведении?
Повесть звучит как предостережение. Это нравственный урок для всех нас.
Рассказчик ещё и размышляет о неизбежности расставания детей и родителей. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Дуня могла бы давно, ещё при жизни отца, приехать и продлить ему жизнь своим появлением на станции. Пусть бы Вырин вместе с ней порадовался внукам…
Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья.