Цели: помочь учащимся осмыслить образ Владимира Дубровского; показать, как изображаются автором чувства, переживания героя; выяснить мотивировку поступков героев; развивать навыки анализа текста.
Методы:
- репродуктивный метод – прием: слово учителя; устное рисование.
- метод творческого чтения – приемы: выразительное чтение и анализ описанных чувств.
- эвристический метод – приемы: пересказ с элементами рассуждения:, беседа,
Виды учебной деятельности: комментированное чтение; работа в группах, анализ прочитанных отрывков, устное рисование, пересказ.
Ход урока
I. Слово учителя
Отец и сын Дубровские встретились при драматических обстоятельствах. Налаженная, беззаботная в общем-то жизнь рушилась на глазах. В третьей главе мы оставили молодого Дубровского наедине с отцом. Четвертой главе предпослан эпиграф: “Где стол был яств, там гроб стоит”.
Заметим, что остальные главы эпиграфа не имеют. Значит, этой главе придается особое значение.
II. Работа над 4 главой
1. Краткий пересказ.
В результате пересказа учащиеся выяснили, что Владимир не мог разобраться, что же на самом деле произошло и какую роль играет во всем деле Троекуров – отец был не в состоянии сделать это, поверенного у них не было. Кистеневка официально отошла Троекурову. Дубровские уже не были хозяевами в своем имении.
2. Беседа по вопросам.
– Можно ли, наблюдая за поведением Владимира,
догадаться, что у него на душе?
– Зачитайте те строки, которые прямо говорят о
том, что переживает Владимир?
– Какие чувства испытывает Троекуров при
сообщении о том, что хозяин Кистеневки теперь он?
– Как эти чувства становятся понятны нам, как их
изобразил Пушкин?
(“Kиpилa Петрович смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала... Победа не радовала его сердца”. Смятение Троекурова показано так: он “стал расхаживать взад и вперед, насвистывая “Гром победы раздавайся”, что всегда означало в нем необыкновенное волнение мыслей”. Троекуров хочет выместить необычное для него состояние смущения, недовольства собой на других: “Он грозно взглянул на Шабашкина, ища, к чему привязаться, чтоб его выбранить...”. “Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали. В конце концов Троекуров решает помириться с соседом и “возвратить ему его достояние”.)
– Почему Владимир велел выгнать Троекурова? (Он увидел, что отец “с видом ужаса и гнева” показывает на Троекурова и падает без чувств. Владимир понял, что виновником бед является Троекуров.)
3. Устное рисование.
Представьте себе сцену во дворе дома Дубровских. Опиши, как выглядят и как ведут себя слуга, крепостные люди Дубровских и Троекуров. (“Слуга радостно побежал исполнять приказание своего барина” и при всей дворне, сбежавшейся посмотреть на Троекурова, объявляет, что барин велит Троекурову убираться или велит “выгнать его со двора”. Изобразим любопытство, торжествующую затаенную радость крепостных. Покажем, как мгновенно меняется выражение лица Кирилы Петровича: лицо Троекурова “стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом около двора”.)
4. Работа с эпиграфом.
Как вы понимаете эпиграф к 4 главе? (Эпиграф имеет прямое значение – он описывает смерть старого Дубровского. Его положили на тот самый стол, за которым столько лет он сидел, принимал гостей, обедал... Другое значение эпиграфа более общее, более глубокое: вот так проходит жизнь, ее радости мгновенно сменяются горем, сила человека ничто перед торжеством смерти.)
5. Озаглавим 4 главу: “Смерть старого Дубровского.
III. Работа над 5 главой
1. Выразительное чтение.
Выразительное чтение эпизода – начала 5 главы (озаглавим ее “Похороны”). Отметим, что выражение лица Владимира Дубровского – “лицо его было страшно” – говорило о том, что творится в его душе.
2. Беседа по вопросам.
– Какую роль играет пейзаж в 5 главе?
Итак мы видим, что осенний пейзаж передает состояние Владимира после смерти отца, его “душевную скорбь”. Душевному состоянию героя соответствует состояние природы: осень, холодный день, полуобнаженные деревья, “сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте”, “сел на холодный дерн”. “Будущее для него являлось покрытым грозными тучами”. Метафора “грозные тучи” соединяет эти состояния человека и природы. Он “долго блуждал по незнакомому лесу” – эта фраза тоже является метафорой, передает и внутреннее “блуждание” героя, не решившего, что предпринять.)
– Как вы понимаете строку “Долго сидел он... взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблёклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни...”
(Ручей, уносящий поблеклые листья, представился Владимиру “верным подобием жизни”. Владимир понимает, что жизнь его теперь похожа на осенний листок, который оторвался от ветки ” теперь плывёт, пока не прибьётся к берегу. Такое сравнение называется аллегорией.)
3. Выразительное комментированное чтение.
Читаем по ролям сцены приезда приказных чиновников и возмущения крестьян.
– Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие отнимать имение?
– Кик ведет себя Шабашкин в начале и в конце сцены? (Сначала Шабашкин “стоял подбочась и гордо взирал около себя”. Когда толпа крестьян взбунтовалась и двинулась на чиновников, Шабашкин с другими бросился в сени и запер за собой дверь. После он “тихонько отпер двери... и с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление”. -Как нарастало возмущение крестьян? (Крестьяне сначала возражали исправнику, потом “поднялся ропот” в рядах крестьян, потом дворовые закричали: “Ребята' Долой их!... Вязать!” – и едва не схватили чиновников.)
– Как ведет себя Владимир? Как его это характеризует?
В ходе чтения дети выяснили, что Шабашкин трус и подлец, он боится силы, готов унижаться и угодничать. А Владимир Дубровский по существу спасает чиновников от расправы. Он поступает благородно.
IV. Работа в группах
1 группа.
Работа над 6 главой (эпизод “Пожар в Кистенёвке”)
Задание: Пересказ по плану.
– Расскажите о событиях 6 главы, используя план
ответа:
– “Итак, всё кончено”. Комната Дубровского.
– “Зачем ты здесь?” Разговор с Архипом.
– “.. .дом, где я родился...” Обход дома.
– “...чтоб ни одной души в нём не оставалось,
кроме приказных ...” Поджог. – “...вопль и крики”.
Гибель приказных.
– “Бедное животное”. Спасение кошки.
– “Груды углей...” Пепелище.
2 группа.
Задание: Приготовить ответы на поставленные вопросы.
– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?
Владимир понимает, что жизнь его сломана: “Все кончено” Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что ему дорого, надругаются презренные люди. “Страшные мысли рождались в уме его”, но он еще не решил, что делать.
– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?
– Что затевал кузнец Архип?
– Хотел ли Дубровский смерти приказных? Осознавал ли Владимир, кто явился настоящим виновником его несчастий?
Владимир отговаривал Архипа убивать их: “Не приказные виноваты”: он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.
– Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку?
(Архип “со злобной улыбкой” взирал на пожар, ему не .жаль было “окаянных” подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой, Зaтo Архип спас кошку – беспомощное существо ) – Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?
Таким образом, мы сделали вывод, что Дубровский
благороден и добр. Об этом говорит тот факт, что
все жители бывшего имения отца тут же перешли на
его сторону и готовы были сложить за него свои
головы. Но принять такую жертву Владимир не
согласился. Понимая обреченность своего и их
положения, Дубровский в конце повести велит
крестьянам разойтись и смириться. Это самое
лучшее, что мог он для них сделать.
Дубровский – сильный, смелый, бесстрашный.
Если собрать все вышесказанное о Дубровском воедино, то получится образ весьма привлекательный. Именно таким: честным, благородным, смелым, добрым и нежным хотел показать своего героя А.С. Пушкин.
V. Сообщение учащегося о прототипах образа Дубровского
Домашнее задание
Подготовить развернутый ответ на вопрос: какую роль сыграл Шабашкин в судьбе Дубровских?