Учись быть читателем. 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Велика роль книги в учебно-воспитательном процессе. Но ещё большее значение она имеет в преподавании литературы. И не только по тому, что без общения с книгой немыслимо приобретение знаний. К. Д. Ушинский говорил, что “ученик – не сосуд, который нужно наполнять, а факел, который нужно зажечь”.

Задача курса не только в том, чтобы передать учащимся определённое количество информации. Любые знания, не пополняемые и не обновляемые, устаревают. Значит, важно научить школьников правильно воспринимать и закреплять информацию, а главное, самостоятельно добывать знания, уметь правильно выбрать художественное произведение, понять читаемое, воспитывать в себе культурного и грамотного читателя.

С учётом требований стандарта по литературе предлагается авторская программа курса “Учись быть читателем”, которая предусматривает следующую работу:

– составление отзыва о прочитанном произведении (письменно или устно);
– составление плана, конспекта статьи, текста;
– написание тезисов;
– выступление по какому-либо вопросу;
– знакомство со структурой книги;
– знакомство с фондом и каталогом библиотеки и их назначением;
– обучение школьников правильно пользоваться различного рода литературой;
– участвовать в беседе, диалоге;
– выражать собственное мнение;
– соблюдать правила пользования книгой, библиотекой и мн. др.

Такая работа будет способствовать воспитанию настоящих книголюбов, людей, умеющих ценить книгу как произведение не только духовной, но и материальной культуры. В курсе поставлены ещё некоторые задачи:

– изучить (кратко) систему и формы обслуживания читателей в библиотеке;
– основы библиографии;
– познакомиться со справочными изданиями и их использованием;
– со структурой книги и её оформлением;
– привить навыки наиболее рациональной работы с книгой…

Выполнение этих задач будет способствовать развитию умения кратко или подробно излагать текст, понять точку зрения автора и высказать собственную, определять тему, проблему, актуальность, языковые средства так необходимые и в подготовке школьников к сдаче экзамена в 9, 11 классе по русскому языку и литературе. Таким образом, при составлении рабочей программы учтён принцип преемственности с уроками в старших классах.

Основные умения школьников к концу года:

– рассказ произведения или эпизода с учётом жанровой специфики;
– аргументация выбора эпизода для пересказа и раскрытие его роли в идейном содержании произведения;
– понимать и передавать слушателям нравственную оценку поступков героя;
– передавать в устном или письменном рассказе особенности повествования, монолога, диалога с сохранением стиля писателя и его отношения к окружающему;
– использовать систему изобразительно-выразительных средств языка произведения;
– художественно рассказывать и оценивать собственное исполнение.

Курс “Учись быть читателем” рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю. Учебная рабочая программа создана на основе Программы учебно-методического комплекса “Вокруг тебя – Мир…” (5–8 классы). В помощь учителю. Сборник. Авторы-составители И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова и др. М., МККК – 2004 г. Для работы с учащимися используются книги для ученика 5–7 классы “Вокруг тебя – Мир…”, тексты художественной литературы, словари, справочники

Календарно-тематическое планирование элективного курса по литературе в 7 классе “Учись быть читателем”

№ Ур. п./п. Тема раздела и урока Кол-во часов Дата Краткое содержание темы Теория литературы Оборудование урока Примечания

Тема 1. Введение. Книга в нашей жизни.

1. Книга – советчик, друг, учитель. 1   Книга – советчик, друг, учитель, источник знаний. Роль книги в формировании духовного мира человека. Читательский интерес школьников. Читатель. Библиоман. Выставка книг.  
2. Моя личная библиотека. 1   Чтение книг в семье. Рассказ о своей домашней библиотеке.   Мини-доклады. Книги. Фото.  

Тема 2. Из истории книги.

3. Памятники письменности с древнейших времён до наших дней. 2   Изобретение клинописи. Глиняные книги. Библиотеки античной эпохи, средневековья. Древнерусские книги. Переводная литература: “Поучения Владимира Мономаха” и др. Альманах. Хроники. Летопись. Интернет. Диски. Презентация. Книги.  
 

4.

Памятники письменности с древнейших времён до наших дней. -   Книга в России 17–18 вв. Книгопечатание при Петре I. Современное книгопечатание.      

Тема 3. Искусство книги.

5. Элементы внешнего оформления книги. 1   Книга как предмет искусства. Элементы внешнего вида книги. Типы внешнего и внутреннего оформления книги. Особые страницы книги. Переплёт. Обложка. Суперобложка. Форзац. Футляр. Книги.  
6. Иллюстративный материал книги. 1   Иллюстративный материал. Раскрытие в иллюстрации идейного смысла, своеобразия языка, сюжета, композиции произведения. Виды иллюстраций. Рисунки. Заставка. Фронтиспис.

Титул. Шмуц-титул.

   
7. Практикум “Мы – оформители книги”. 1   Оформление книги с учётом всех требований. Подбор иллюстраций в зависимости от их связи с литературным текстом (список).   Бумага. Книги. Карандаши и пр.  
Тема 4. Структура книги.
8. Справочный аппарат книги и его применение. 1   Справочный аппарат книги и его использование в жизни. Условные сокращения в книге. Аннотация Оглавление. Предисловие. Об авторе. Ссылки. Выставка книг.  
9. Творческая мастерская “Права и обязанности читателя”. 1   Составление Памятки “Я – читатель”.      

Тема 5. Вокруг тебя – мир книги.

10. Русские поэты о Родине, мире, земле, человеке. 1   Чтение стихотворений А. Твардовского, Н. Рубцова, К. Симонова, Л. Яшина, Н. Рыленкова и др. Тональность, авторское настроение, личное восприятие.   Иллюстрации. Сборники стихов.  
11. Конкурс чтецов “Россия – родина моя”. 1   Выразительное чтение стихотворений. Условия конкурса. Выставка рисунков  
12. Герой и его поступки в рассказе В. Гаршина “Сигнал”. 1   Об авторе. В. М. Гаршин “Сигнал”: образ главного героя, его поступки. Тематика и проблематика рассказа. Поступки людей в экстремальных ситуациях. Эпизод. Конфликт. Портрет. Иллюст. Текст.  
13. Тематика и проблематика рассказа В. Катаева “На даче”. 1   Название рассказа и его проблема. Понимание поведения героев, оценка. Гуманное отношение к людям. Тема рассказа, авторская позиция. Общая атмосфера рассказа, язык. Антитеза. Портрет. Тест.  
14. Проблема милосердия и справедливости в повести В. А. Закруткина “Матерь человеческая” (фрагмент). 1   Об авторе. Нелегкая жизнь русской женщины во время войны. Проблема милосердия и справедливости в повести. Милосердие. Справедливость. Портрет. Иллюст. Презентация.  
15. Мой ровесник и его право выбора в рассказе В. Солоухина “Мститель”. 1   В. Солоухин. “Мститель”: ребёнок в ситуации выбора, от чего зависит окончательное решение. Авторская ирония. Внутрен-ний монолог. Ирония. Портрет.  
16. Устный (или письменный) отзыв о рассказах В. А. Закруткина и

В. Солоухина.

1   Ответы на вопросы: приходилось ли испытывать подобное состояние? К кому? За что? Чем всё закончилось? Отзыв. План отзыва. Словарь. Тексты.  
17. Гуманное отношение к человеку в рассказе Б. Екимова “Ночь исцеления”. 1   Автор и его творчество. Тема рассказа. Страдание и сострадание. Гуманные поступки человека. Во имя чего? Углубление представления о характере героя. “Эхо войны”. Портрет.  
18. “Русский характер” в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” (фрагмент). 2   Дети и война, её роль в судьбе ребёнка. Комплексный анализ художественного образа, особенности композиции рассказа (рассказ в рассказе), признаки документальной прозы. “Русский характер” в изображении автора. Композиция. Образ. Портрет. Презентация. Иллюст.

Видео.

 
19. “Русский характер” в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” (фрагмент).   -/-/-/-
Ассоциации со словом “детство” (письм.).
     
20. Мы в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Е. Носова “Трудный хлеб”). 2   Е. Носов “Трудный хлеб”. Тематика и проблематика рассказа. Герои-животные. Отношение человека к “друзьям своим меньшим”. Афоризм. Портрет. Иллюст.  
21. Написание письма-отклика на заданную тему по рассказу Е. Носова “Трудный хлеб”.   Письмо-отклик:
– Хозяину собаки.
– Чангу.
– Редакции газеты.
– Детям охотника…
  Словарь.  
22. Отношение людей к природе в рассказе Е. Носова “Белый гусь”. 2   Отношение к беззащитным и ответственность за их жизнь в рассказе Носова “Бе-лый гусь”. Автор и рассказчик. Юмор в рассказе. Роль пейзажа. Юмор. Гипербола. Иллюст.  
23. Отношение людей к природе в рассказе Е. Носова “Белый гусь”.   Работа в группах: 1. анализ описаний природы; 2. языковые средства в рассказе; 3. образ рассказчика.      
24. Тематика и проблематика рассказа В. Быкова “Крутой берег реки”. 2   Об авторе и его рассказе. Проявление толерантности в поступках героев. Учить пониманию текста, его проблемы; анализу системы персонажей. Толерантность. Портрет. Книги.  
25. Тематика и проблематика рассказа В. Быкова “Крутой берег реки”.     Образ пейзажа.    
26. “Жестокие игры” детей в повести В. Железникова “Чучело” (фрагменты). 1   Об авторе и произведении. Проблема ответственности за совершённые поступки, последствия “жес-токих игр”. Авторское отношение к событиям. Сравнение    
27. Взаимопонимание и уважение в рассказе В. Распутина “Уроки французского” (фрагмент). 1   В. Распутин “Уроки французского”. Герои рассказа и трудности, выпавшие на их долю. Становление личности героя. Духовная память человека. Речевая характеристика героя. Кульминация. Автобиографический рассказ Портрет. Иллюст. Презентация.  
28. Литературная викторина “По страницам любимых книг”.  

1

  Викторина. Работа в группах: характеристика учебников и пособий, которыми школьники пользуются.   Книги. Словари. Учебки.  
Тема 6. Литература Ярославского края.
29. Работа в библиотеке с источниками разыскания литературы о писателях и поэтах Ярославского края. 1   Экскурсия в библиотеку. Знакомство с литературой Ярославского края. Сбор материала для выступления. Каталог. Картотека.    
30. Творческая мастерская: “И мне навеки будет дорог край перелесков и полей”. 1   Выступления школьников о писателях и поэтах Ярославского края.      
31. Литература Юхотского края (прилагается презентация). 1   Выступления школьников о писателях и поэтах Юхотского края.      
32. Урок – игра “Учись быть читателем”. 1   Импровизированная библиотека в классе. Распределение ролей: библиотекаря, читателей, гостей и т. д. Соблюдение правил пользования библиотекой, выбором книг. Речь. Проведение мероприятий…      
33. Справочные издания и работа с ними. 1   Справочные издания и их использование. Роль справочных изданий в самообразовании и учебной деятельности.   Словари. Брошюры. Книги.  
34. Самостоятельная работа с книгой. Культура умственного труда.  

1

  Организация рационального чтения. Периодические издания и их значение. Культура чтения периодики. Простейшие виды записей. Учёт просмотренных и прочитанных книг. План. Цитатный план. Тезисы. Конспект.    
35. Итоговый урок “Современная детская литература” (рекомендации). 1          
  Итого 35          

Всего на изучение материала и воспитание грамотного читателя – 35 часов, из них:

– восприятие, анализ и интерпретация художественного произведения – 25 часов;
– викторина – 1 час;
– творческая мастерская – 2 часа;
– урок-игра – 1 час;
– конкурс чтецов – 1 час;
– развитие речи – 2 часа;
– экскурсия в библиотеку – 2 часа;
– творческий практикум – 1 час.