Велика роль книги в учебно-воспитательном процессе. Но ещё большее значение она имеет в преподавании литературы. И не только по тому, что без общения с книгой немыслимо приобретение знаний. К. Д. Ушинский говорил, что “ученик – не сосуд, который нужно наполнять, а факел, который нужно зажечь”.
Задача курса не только в том, чтобы передать учащимся определённое количество информации. Любые знания, не пополняемые и не обновляемые, устаревают. Значит, важно научить школьников правильно воспринимать и закреплять информацию, а главное, самостоятельно добывать знания, уметь правильно выбрать художественное произведение, понять читаемое, воспитывать в себе культурного и грамотного читателя.
С учётом требований стандарта по литературе предлагается авторская программа курса “Учись быть читателем”, которая предусматривает следующую работу:
– составление отзыва о прочитанном произведении (письменно или устно);
– составление плана, конспекта статьи, текста;
– написание тезисов;
– выступление по какому-либо вопросу;
– знакомство со структурой книги;
– знакомство с фондом и каталогом библиотеки и их назначением;
– обучение школьников правильно пользоваться различного рода литературой;
– участвовать в беседе, диалоге;
– выражать собственное мнение;
– соблюдать правила пользования книгой, библиотекой и мн. др.
Такая работа будет способствовать воспитанию настоящих книголюбов, людей, умеющих ценить книгу как произведение не только духовной, но и материальной культуры. В курсе поставлены ещё некоторые задачи:
– изучить (кратко) систему и формы обслуживания читателей в библиотеке;
– основы библиографии;
– познакомиться со справочными изданиями и их использованием;
– со структурой книги и её оформлением;
– привить навыки наиболее рациональной работы с книгой…
Выполнение этих задач будет способствовать развитию умения кратко или подробно излагать текст, понять точку зрения автора и высказать собственную, определять тему, проблему, актуальность, языковые средства так необходимые и в подготовке школьников к сдаче экзамена в 9, 11 классе по русскому языку и литературе. Таким образом, при составлении рабочей программы учтён принцип преемственности с уроками в старших классах.
Основные умения школьников к концу года:
– рассказ произведения или эпизода с учётом жанровой специфики;
– аргументация выбора эпизода для пересказа и раскрытие его роли в идейном
содержании произведения;
– понимать и передавать слушателям нравственную оценку поступков героя;
– передавать в устном или письменном рассказе особенности повествования,
монолога, диалога с сохранением стиля писателя и его отношения к окружающему;
– использовать систему изобразительно-выразительных средств языка произведения;
– художественно рассказывать и оценивать собственное исполнение.
Курс “Учись быть читателем” рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю. Учебная рабочая программа создана на основе Программы учебно-методического комплекса “Вокруг тебя – Мир…” (5–8 классы). В помощь учителю. Сборник. Авторы-составители И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова и др. М., МККК – 2004 г. Для работы с учащимися используются книги для ученика 5–7 классы “Вокруг тебя – Мир…”, тексты художественной литературы, словари, справочники
Календарно-тематическое планирование элективного курса по литературе в 7 классе “Учись быть читателем”
№ Ур. п./п. | Тема раздела и урока | Кол-во часов | Дата | Краткое содержание темы | Теория литературы | Оборудование урока | Примечания |
Тема 1. Введение. Книга в нашей жизни. |
|||||||
1. | Книга – советчик, друг, учитель. | 1 | Книга – советчик, друг, учитель, источник знаний. Роль книги в формировании духовного мира человека. Читательский интерес школьников. | Читатель. Библиоман. | Выставка книг. | ||
2. | Моя личная библиотека. | 1 | Чтение книг в семье. Рассказ о своей домашней библиотеке. | Мини-доклады. Книги. Фото. | |||
Тема 2. Из истории книги. |
|||||||
3. | Памятники письменности с древнейших времён до наших дней. | 2 | Изобретение клинописи. Глиняные книги. Библиотеки античной эпохи, средневековья. Древнерусские книги. Переводная литература: “Поучения Владимира Мономаха” и др. | Альманах. Хроники. Летопись. | Интернет. Диски. Презентация. Книги. | ||
4. |
Памятники письменности с древнейших времён до наших дней. | - | Книга в России 17–18 вв. Книгопечатание при Петре I. Современное книгопечатание. | ||||
Тема 3. Искусство книги. |
|||||||
5. | Элементы внешнего оформления книги. | 1 | Книга как предмет искусства. Элементы внешнего вида книги. Типы внешнего и внутреннего оформления книги. Особые страницы книги. | Переплёт. Обложка. Суперобложка. Форзац. Футляр. | Книги. | ||
6. | Иллюстративный материал книги. | 1 | Иллюстративный материал. Раскрытие в иллюстрации идейного смысла, своеобразия языка, сюжета, композиции произведения. Виды иллюстраций. Рисунки. | Заставка. Фронтиспис.
Титул. Шмуц-титул. |
|||
7. | Практикум “Мы – оформители книги”. | 1 | Оформление книги с учётом всех требований. Подбор иллюстраций в зависимости от их связи с литературным текстом (список). | Бумага. Книги. Карандаши и пр. | |||
Тема 4. Структура книги. | |||||||
8. | Справочный аппарат книги и его применение. | 1 | Справочный аппарат книги и его использование в жизни. Условные сокращения в книге. | Аннотация Оглавление. Предисловие. Об авторе. Ссылки. | Выставка книг. | ||
9. | Творческая мастерская “Права и обязанности читателя”. | 1 | Составление Памятки “Я – читатель”. | ||||
Тема 5. Вокруг тебя – мир книги. |
|||||||
10. | Русские поэты о Родине, мире, земле, человеке. | 1 | Чтение стихотворений А. Твардовского, Н. Рубцова, К. Симонова, Л. Яшина, Н. Рыленкова и др. Тональность, авторское настроение, личное восприятие. | Иллюстрации. Сборники стихов. | |||
11. | Конкурс чтецов “Россия – родина моя”. | 1 | Выразительное чтение стихотворений. | Условия конкурса. | Выставка рисунков | ||
12. | Герой и его поступки в рассказе В. Гаршина “Сигнал”. | 1 | Об авторе. В. М. Гаршин “Сигнал”: образ главного героя, его поступки. Тематика и проблематика рассказа. Поступки людей в экстремальных ситуациях. | Эпизод. Конфликт. | Портрет. Иллюст. Текст. | ||
13. | Тематика и проблематика рассказа В. Катаева “На даче”. | 1 | Название рассказа и его проблема. Понимание поведения героев, оценка. Гуманное отношение к людям. Тема рассказа, авторская позиция. Общая атмосфера рассказа, язык. | Антитеза. | Портрет. Тест. | ||
14. | Проблема милосердия и справедливости в повести В. А. Закруткина “Матерь человеческая” (фрагмент). | 1 | Об авторе. Нелегкая жизнь русской женщины во время войны. Проблема милосердия и справедливости в повести. | Милосердие. Справедливость. | Портрет. Иллюст. Презентация. | ||
15. | Мой ровесник и его право выбора в рассказе В. Солоухина “Мститель”. | 1 | В. Солоухин. “Мститель”: ребёнок в ситуации выбора, от чего зависит окончательное решение. Авторская ирония. | Внутрен-ний монолог. Ирония. | Портрет. | ||
16. | Устный (или письменный) отзыв о рассказах В. А.
Закруткина и
В. Солоухина. |
1 | Ответы на вопросы: приходилось ли испытывать подобное состояние? К кому? За что? Чем всё закончилось? | Отзыв. План отзыва. | Словарь. Тексты. | ||
17. | Гуманное отношение к человеку в рассказе Б. Екимова “Ночь исцеления”. | 1 | Автор и его творчество. Тема рассказа. Страдание и сострадание. Гуманные поступки человека. Во имя чего? Углубление представления о характере героя. | “Эхо войны”. | Портрет. | ||
18. | “Русский характер” в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” (фрагмент). | 2 | Дети и война, её роль в судьбе ребёнка. Комплексный анализ художественного образа, особенности композиции рассказа (рассказ в рассказе), признаки документальной прозы. “Русский характер” в изображении автора. | Композиция. Образ. | Портрет. Презентация. Иллюст. Видео. |
||
19. | “Русский характер” в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” (фрагмент). | – | -/-/-/- Ассоциации со словом “детство” (письм.). |
||||
20. | Мы в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Е. Носова “Трудный хлеб”). | 2 | Е. Носов “Трудный хлеб”. Тематика и проблематика рассказа. Герои-животные. Отношение человека к “друзьям своим меньшим”. | Афоризм. | Портрет. Иллюст. | ||
21. | Написание письма-отклика на заданную тему по рассказу Е. Носова “Трудный хлеб”. | – | Письмо-отклик: – Хозяину собаки. – Чангу. – Редакции газеты. – Детям охотника… |
Словарь. | |||
22. | Отношение людей к природе в рассказе Е. Носова “Белый гусь”. | 2 | Отношение к беззащитным и ответственность за их жизнь в рассказе Носова “Бе-лый гусь”. Автор и рассказчик. Юмор в рассказе. Роль пейзажа. | Юмор. Гипербола. | Иллюст. | ||
23. | Отношение людей к природе в рассказе Е. Носова “Белый гусь”. | – | Работа в группах: 1. анализ описаний природы; 2. языковые средства в рассказе; 3. образ рассказчика. | ||||
24. | Тематика и проблематика рассказа В. Быкова “Крутой берег реки”. | 2 | Об авторе и его рассказе. Проявление толерантности в поступках героев. Учить пониманию текста, его проблемы; анализу системы персонажей. | Толерантность. | Портрет. Книги. | ||
25. | Тематика и проблематика рассказа В. Быкова “Крутой берег реки”. | – | Образ пейзажа. | ||||
26. | “Жестокие игры” детей в повести В. Железникова “Чучело” (фрагменты). | 1 | Об авторе и произведении. Проблема ответственности за совершённые поступки, последствия “жес-токих игр”. Авторское отношение к событиям. | Сравнение | |||
27. | Взаимопонимание и уважение в рассказе В. Распутина “Уроки французского” (фрагмент). | 1 | В. Распутин “Уроки французского”. Герои рассказа и трудности, выпавшие на их долю. Становление личности героя. Духовная память человека. Речевая характеристика героя. | Кульминация. Автобиографический рассказ | Портрет. Иллюст. Презентация. | ||
28. | Литературная викторина “По страницам любимых книг”. | 1 |
Викторина. Работа в группах: характеристика учебников и пособий, которыми школьники пользуются. | Книги. Словари. Учебки. | |||
Тема 6. Литература Ярославского края. | |||||||
29. | Работа в библиотеке с источниками разыскания литературы о писателях и поэтах Ярославского края. | 1 | Экскурсия в библиотеку. Знакомство с литературой Ярославского края. Сбор материала для выступления. | Каталог. Картотека. | |||
30. | Творческая мастерская: “И мне навеки будет дорог край перелесков и полей”. | 1 | Выступления школьников о писателях и поэтах Ярославского края. | ||||
31. | Литература Юхотского края (прилагается презентация). | 1 | Выступления школьников о писателях и поэтах Юхотского края. | ||||
32. | Урок – игра “Учись быть читателем”. | 1 | Импровизированная библиотека в классе. Распределение ролей: библиотекаря, читателей, гостей и т. д. Соблюдение правил пользования библиотекой, выбором книг. Речь. Проведение мероприятий… | ||||
33. | Справочные издания и работа с ними. | 1 | Справочные издания и их использование. Роль справочных изданий в самообразовании и учебной деятельности. | Словари. Брошюры. Книги. | |||
34. | Самостоятельная работа с книгой. Культура умственного труда. | 1 |
Организация рационального чтения. Периодические издания и их значение. Культура чтения периодики. Простейшие виды записей. Учёт просмотренных и прочитанных книг. | План. Цитатный план. Тезисы. Конспект. | |||
35. | Итоговый урок “Современная детская литература” (рекомендации). | 1 | |||||
Итого | 35 |
Всего на изучение материала и воспитание грамотного читателя – 35 часов, из них:
– восприятие, анализ и интерпретация художественного произведения – 25 часов;
– викторина – 1 час;
– творческая мастерская – 2 часа;
– урок-игра – 1 час;
– конкурс чтецов – 1 час;
– развитие речи – 2 часа;
– экскурсия в библиотеку – 2 часа;
– творческий практикум – 1 час.