Введение
Образование с момента своего возникновения и во все времена оказывало большое влияние на развитие отечественной культуры.
"Изменения в социально-экономической жизни России на современном этапе её развития, - по мнению профессора А.Н.Ванеева, - потребовали переоценки ценностей" [10.99]. И главное, на что направлено образование в настоящее время, - это воспитание гражданина, формирование у ученика активной жизненной позиции.
В настоящее время, когда возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития народов и племен, большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения. А социальное воспитание, подчёркивает К.С.Черевик, является одним из основных звеньев процесса социализации личности. "Социализация, - по определению учёных А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидуумом социального опыта. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации" [33, 332].
Ребёнку всегда интересно узнавать новое. Ему не просто нужны знания, но и само участие в том или ином понравившемся деле. Вот почему он и выбирает себе дополнительно занятия в творческих объединениях по своим интересам, потребностям. Для ребенка в первую очередь притягательны знания о своем родном крае, что способствует повышению его общей культуры, приобретению полезных знаний, умений, навыков. Это формирует ответственность за природное историческое целое современного поколения. Это даёт возможность ребёнку больше узнать о земле, на которой он живёт, имя которой - Родина. А любовь к родному краю, знание его истории - это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. народная культура - это живое дерево, у неё не только ветви, но и корни, и чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Поэтому мы должны стремиться докопаться до корней истории своего народа. А к истории можно относиться по-разному, но главное - её нельзя забывать. Прошлое необходимо знать не только для того, чтобы правильно соотносить роль и поступки отдельных людей, но и поколения в целом. Человек не может жить без прошлого, оно нужно ему, чтобы уяснить для себя связь и характер текущих явлений, понять, откуда эти явления пошли и к чему могут привести. И сегодня особенно остро ощущается подобная связь. Прошлое и современность, выраженные в тесном взаимодействии материальных памятников, творческой деятельности человека, культурных традиций, волнуют нас, заставляют вновь и вновь обращаться к своим истокам.
История культуры занимает важное место в нашем историческом прошлом, она связана с событиями в развитии науки, искусства, просвещения, литературы, театра, народных традиций, праздников и обрядов, отражает характерные черты своего времени. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.
Вот почему учёные-педагоги во все времена ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие процесс социализации личности ребенка.
Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы - одна из важных задач процесса социализации. А традиции народной культуры всегда несли в себе огромный воспитательный потенциал, способствующий важному процессу социализации личности.
Социальное воспитание ребёнка - это приобщение его к культурным ценностям прошлого и настоящего.
Пояснительная записка
Программа "Истоки" представляет собой модифицированную (адаптированную) образовательную программу. Данная программа предусматривает изменения с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности детей, нестандартности индивидуальных результатов воспитания и обучения.
Создание образовательной программы "Истоки" продиктовано потребностью детей младшего школьного возраста знать жизнь, быт и культурные традиции своих земляков - донских казаков. История и современность родной Донщина удивительна. Сохранение, возрождение и пропаганда культурных традиций донских казаков - благородное дело каждого дончанина. Культурное наследие донских казаков - составляющая часть народной культуры.
Актуальность образовательной программы "Истоки" заключается в необходимости в современных условиях через культурные традиции народа воздействовать на умы и сердца подрастающего поколения с целью приобщения молодых к неиссякаемому роднику народной мудрости. Культура народа несет в себе богатейший воспитательный потенциал, формируя активную жизненную позицию юного гражданина. Благотворное влияние народной культуры на личность человека подчеркивают не только российские педагоги и ученые, но и зарубежные: К. Ушинский, А. Макаренко, Н. Крупская, В.Сериков, Е.Бондаревская, В.Кувакин, Б.Куприянов, В.Гаврилюк, А. Мудрик, Я. Коменский и др.
Цель программы:
- создание условий для всестороннего развития личности воспитанника с целью его успешной социализации через приобщение к культурным традициям донского казачества.
Задачи программы:
- воспитание любви к своей малой Родине;
- приобщение детей к жизни, быту и культурным традициям донских казаков;
- развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, нравственых качеств воспитанников;
- сохранение психического и физического здоровья ребенка через создание благоприятного микроклимата в детском коллективе и экскурсии за пределы образовательного учреждения.
Программа расчитана на детей младшего школьного возраста.
Срок реализации программы: 3 года. Количество часов: 216 часов. Количество занятий: 2 часа в неделю, время занятий: 40 минут.
Процесс освоения образовательной программы "Истоки" включает в себя: овладение детьми теоретического и практического материала о жизни, быте и традициях донских казаков на основе казачьего фольклора, исторических данных о месте донского казачества в истории Российского государства, исторических сведениях о родном Волгодонском районе через разнообразные формы занятий и мероприятий. Основные педагогические технологии, используемые при реализации образовательной программы: музейная педагогика (опора на музейные уроки) и здоровьесберегающая технология (опора на экскурсии). Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи и др.
- Первый год обучения по программе "Истоки" предусматривает овладение воспитанниками знаний о жизни, быте и культурных традициях донских казаков на основе казачьего фольклора (сказок, пословиц, поговорок).
- Второй год обучения по образовательной программе дает возможность детям глубже узнать о жизни, быте и традициях донского казачества через исторические источники, музейный материал.
- Третий год овладения образовательной программы "Истоки" расширяет и углубляет знания детей о быте, жизни и традициях донских казаков на основе исторического материала о родном Волгодонском районе, родном хуторе Потапов.
Особенностью образовательной программы "Истоки" является ее интегрированность. Занятия проводятся не только в самом образовательном учреждении, но и предусматривают выход за его пределы: на предприятия, на экскурсии и др. Сам воспитанник учится маслить масштабно: стремится участвовать в различных мероприятиях, может делать самостоятельные выводы. Особенностью программы является и ее региональный компонент. Среди многообразия источников программы немаловажное место занимает книга о родном Волгодонском районе "Волгодонской район: история и современность" авторов В.П.Мельникова и С.Ю.Шендерук.
В 2009 - 2010 уч. г. автор программы "Истоки" представил опыт своей работы в методическом пособии "Роль Центра внешкольной работы в социальном воспитании детей" на Всероссийском фестивале "Открытый урок", о чем свидетельствуют диплом фестиваля и сертификат на право публикации представленного методического пособия в московском издательстве "Первое сентября". Рецензентами пособия являются А.А.Шмыдко, кандидат педагогических наук ТГПИ и В.И.Новиков, профессор МГУ им. М.Ломоносова.
Педагогический мониторинг
Контроль за освоением обучающимися образовательной программы осуществляется поэтапно.
Назначение контроля:
- 1 этап - предворительный: выявление первоначального уровня знаний;
- 2 этап - промежуточный: корректирование и управление образовательным процессом;
- 3 этап - итоговый: определение успешности и эффективности реализации программы.
В конце каждой темы также осуществляется тематический контроль.
Методы контроля: беседа, тестирование, творческая работа ребенка, экспертная оценка.
Знания и умения детей определяются по активности освоения материала во время самих занятий и при проведении мероприятий различного уровня.
Ожидаемые результаты программы
По итогам освоения образовательной программы "Истоки" воспитанники должны :
1 год обучения:
- овладеть следующими компетенциями:
- понятие о казачьей сказке, пословицах и поговорках о жизни, быте и культуре донских казаков;
- понятие о необыкновенном казачьем говоре, отраженном в сказке;
уметь:
- рассказать о казачьей сказке, определить ее тему;
- использовать приобретенные знания в повседневной жизни;
2 год обучения:
- овладеть следующими компетенциями:
- понятие о жизни, быте и культурных традициях донских казаков;
- понятие о месте казачества в истории Российского государства;
- понятие о культуре донских казаков как составляющей части народной культуры,
уметь:
- рассказывать о жизни, быте и культурных традициях донских казаков; использовать приобретенные знания в практической деятельности;
3 год обучения:
- овладеть следующими компетенциями:
- история и современность родного Волгодонского района, хутора Потапов;
- замечательные казаки, прославившие донской край;
уметь:
- рассказать об истории своей малой Родины;
- использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни с целью дальнейшего развития коммуникативных способностей, адаптации к социальным условиям.
Оснащение педагогического процесса
- Литература для занятий (список прилагается).
- Раздаточный материал для занятий (указывается в планах занятий).
- Карта России.
- Карта Волгодонского района.
- Гимн России.
- Флаг и герб России.
- Гимн Ростовской области.
- Флаг Ростовской области.
- Герб Ростовской области.
- Выставочный материал о жизни, быте и традициях донских казаков (на основе личного семейного музея).
1 год обучения
Учебно-тематический план
№ п/п | Название тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Народная культура | 1 | 1 | |
3 | Казачий фольклор | 1 | 1 | |
4 | Казачьи сказки | 30 | 20 | 50 |
5 | Пословицы и поговорки донских казаков | 14 | 4 | 18 |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого | 48 | 24 | 72 |
Содержание тем
1. Вводное занятие.
Цели и задачи программы. Техника безопасности. Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ об охране культурного наследия.
Форма организации занятия: беседа, иллюстрированный рассказ, выставка.
2. Народная культура. Народная культура - бесценный опыт старших поколений.
Форма организации занятия: беседа, иллюстрированный рассказ, выставка.
3. Казачий фольклор. Казачий фольклор как составляющая часть народной культуры.
Форма организации занятия: беседа, иллюстрированный рассказ, выставка.
4. Казачьи сказки.
- Сказочный мир казаков неповторим.
- Казачья сказка "Бисеринка". Доброта донских казаков, воспетая в сказке.
- Взаимовыручка друзей в сказке "Бисеринка".
- Казачья сказка "Иван Светильник". Комментирование сказки.
- Добро и зло в сказке "Иван Светильник".
- Казачья сказка "Про сына купца и дочь сапожника". Комментированное чтение сказки.
- Занятия казаков в сказке "Про сына купца и дочь сапожника".
- Казачья сказка "Ванюша и Баба Яга". Неповторимый казачий говор в сказке.
- Казачья сметливость и находчивость в сказке "Ванюша и Баба Яга".
- Казачья сказка "Про царскую дочь и пастуха". Комментирование сказки.
- Казачьи профессии в сказке "Про царскую дочь и пастуха".
- Казачья сказка "Свадебный каравай". Умение казака держать свое слово.
- Казачий свадебный обряд в сказке "Свадебный каравай".
- Казачья сказка "Про царскую дочь и козленка". Комментированное чтение сказки.
- Необыкновенный казачий говор в сказке "Про царскую дочь и козленка".
- Казачья сказка "Танюша и мачеха". Доброта казаков в сказке.
- Казачьи обычаи в сказке "Танюша и мачеха".
- Казачья сказка "Черная коровушка и Аннушка". Комментирование сказки.
- Доброта и трудолюбие казаков в сказке "Черная коровушка и Аннушка".
- Казачья сказка "Кот и лиса". Хитрость в сказке.
- Казачья сказка "Казак и лиса". Казачье трудолюбие и находчивость в сказке.
- Казачья сказка "Глупец и жеребец". Жадность и глупость в сказке.
- Казачья сказка "Митяй - казак бесстрашный". Комментированное чтение сказки.
- Любовь к Родине казака в сказке "Митяй - казак бесстрашный".
- Казачья сказка "Казак Чигин". Комментирование сказки.
- Патриотизм казаков в сказке "Казак Чигин".
- Сказка "Горе - Злосчастие". Казачья мудрость в сказке.
- Умение казака преодолевать житейские трудности в сказке "Горе - Злосчастие".
- Сказка "Своенравная жена". Комментирование сказки.
- Устои казачьей жизни в сказке "Своенравная жена".
- Сказка "Лихо Одноглазое". Казачий говор в сказке.
- Казачья сметливость и терпение в сказке "Лихо Одноглазое".
- Сказка "Казак и Судьбина". Комментированное чтение сказки.
- Казачья мудрость в сказке "Казак и Судьбина".
- Сказка "Лобаста". Неповторимый казачий говор в сказке.
- Казачий семейный лад в сказке "Лобаста".
Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи.
5. Пословицы и поговорки донских казаков.
- Пословицы и поговорки о казачьей дружбе.
- Пословицы и поговорки о любви казака к Отечеству.
- Пословицы и поговорки о верном служении казака своему Отечеству.
- Пословицы и поговорки о казачьем добрососедстве.
- Казачьи пословицы и поговорки об атамане.
- Пословицы и поговорки о верном друге - коне.
- Казачьи пословицы и поговорки о доброте.
- Пословицы о казачьей семье.
- Пословицы и поговорки о казачьей вере.
- Пословицы и поговорки казаков о добре.
- Пословицы и поговорки о казачьем трудолюбии.
- Пословицы и поговорки о казачьем счастье.
- Пословицы и поговорки о совести казака.
- Пословицы и поговорки о верности казачьему слову.
- Пословицы и поговорки о казачьей скромности.
- Пословицы и поговорки о казачьем порядке.
Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи.
6. Итоговое занятие.
Формы организации занятия: выставка, экскурсия.
2 год обучения
Учебно-тематический план
№ п/п | Название тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Народная культура. Быт и культура казаков | 12 | 6 | 18 |
3 | Казачьи ремесла. | 4 | 4 | 8 |
4 | Народная одежда. Одежда казаков | 7 | 4 | 11 |
5 | Устои казачьей жизни | 6 | 4 | 10 |
6 | Казачья символика | 5 | 2 | 7 |
7 | Обычаи, обряды и праздники казаков | 4 | 3 | 7 |
8 | Яркие страницы в истории донского казачества | 6 | 3 | 9 |
9 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого | 45 | 27 | 72 |
Содержание тем
1. Вводное занятие.
Цели и задачи, программа. Техника безопасности.
Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.
2. Народная культура. Быт и культура казаков.
- Народная культура - бесценный опыт старших поколений.
- Культура донских казаков как составляющая часть народной культуры.
- Быт, обычаи, обряды, праздники, традиции дончан - замечательное наследие наших предков -казаков.
- История происхождения донского казачества.
- Сказ о славной донской реке - Доне Тихом, Доне Ивановиче.
- Первые казачьи городки.
- Казачья усадьба.
- Курень - основное казачье жилище.
- Печь - в доме хозяйка.
- Казачья стряпка.
- Хата - малораспространенное жилище на Дону.
- Убранство и обереги казачьего жилища.
- Посуда донских казаков.
- Глиняные горшки да чугунки.
- Казачья солоница - главный предмет казачьего стола.
- Плетеные изделия в казачьем быту.
- Медная посуда.
- Утюги в казачьем быту.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, беседа, иллюстрированный рассказ.
3. Казачьи ремесла.
- Станичные ремесла в старину и современные профессии казаков.
- Умелые корзинщики.
- Ковали-кузнецы.
- Замечательные гончары.
- Донские мельники.
- Хлеборобы - золотые руки.
- Трудолюбивые бахчевники.
- Чабаны да пастухи.
Формы организации занятий: беседа, выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ.
4. Народная одежда. Одежда казаков.
- Народная одежда - мастерство народа.
- Русская народная одежда - основа казачьей одежды.
- Одежда казаков.
- Мужская казачья одежда.
- Зипун да кафтан, черкеска да бурка.
- Женская казачья одежда.
- Черты восточной одежды в женском казачьем костюме.
- Элементы русской одежды в казачьем женском костюме.
- Украшения в одежде казачек.
- Русская народная одежда.
- Домотканые полотняные изделия в казачьем быту.
Формы организации занятий: викторина, конкурс, беседа, выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ.
5. Устои казачьей жизни.
- Казачья семья - основа жизни казаков.
- Роль отца и матери в казачьей семье.
- Воспитание мальчика в казачьей семье.
- Обычай посадки маленького казака на коня.
- Воспитание девочки в казачьей семье.
- Маленькая казачка - главная помощница своей матери.
- Казачья родословная.
- Имя и фамилия казака.
- Современная казачья родословная.
- Замечательные дончане - наши современники.
Формы организации занятий: беседа, выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, вечер встречи, викторина.
6. Казачья символика.
- Гимн Всевеликого Войска Донского.
- Флаг Всевеликого Войска Донского.
- Казачий круг.
- Символы казачьей власти.
Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи.
7. Обычаи, обряды и праздники казаков.
- Крещение.
- Масленица.
- Пасха.
- Троица.
- Покров.
Формы организации занятий: музейный урок, выставка, экспозиция, экскурсия, иллюстрированный рассказ, вечер встречи, викторина.
8. Яркие страницы в истории донского казачества.
- Ермак Могучий - один из самых почитаемых героев в истории донского казачества.
- Донские казаки - защитники Азова.
- Донской казак Степан Разин.
- Старинная крепость Таганрог.
- Кондратий Булавин - атаман Бахмутского городка.
- Емельян Пугачев - донской казак.
- Матвей Иванович Платов - самый выдающийся казачий военачальник.
- Яков Петрович Бакланов - знаменитый казачий генерал.
- Добрый конь - верный друг казака.
- Донские казаки - прославленные защитники Отечества.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
9. Итоговое занятие.
Формы организации занятия: выставка, экспозиция, экскурсия
3 год обучения
Учебно-тематический план
№ п/п | Название тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Волгодонской район на карте Ростовской области | 1 | 1 | 2 |
3 | Родной район Волгодонской - частичка Донского края | 3 | 1 | 4 |
4 | Историческое прошлое Волгодонского района | 2 | 2 | |
5 | Возникновение хуторов и станиц района | 6 | 2 | 8 |
6 | Станица Романовская. История возникновения | 2 | 2 | 4 |
7 | Современная Романовская | 8 | 2 | 10 |
8 | Станицы, хутора и поселки района в наши дни | 6 | 2 | 8 |
9 | Родной хутор Потапов на карте Волгодонского района | 1 | 1 | 2 |
10 | Достопримечательности хутора Потапов | 4 | 2 | 6 |
11 | Замечательные хуторяне | 3 | 1 | 4 |
12 | Ветераны Великой Отечественной войны родного хутора Потапов | 3 | 1 | 4 |
13 | Потаповцы - удивительные мастера декоративно-прикладного творчества | 5 | 3 | 8 |
14 | Семейные традиции хуторян. Родословная | 2 | 5 | 7 |
15 | Представление программы "Истоки" на Всероссийском образовательном молодежном форуме "Селигер-2010" | 1 | 1 | |
16 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого | 48 | 24 | 72 |
Содержание тем
1. Вводное занятие.
Цели и задачи, программа. Техника безопасности. Конституция РФ о государстве и гражданах России.
Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.
2. Волгодонской район на карте Ростовской области.
Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.
3. Родной район Волгодонской - частичка Донского края.
- Донской край как составляющая Российского государства.
- Волгодонской район: образование, культура, здравоохранение.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
4. Историческое прошлое Волгодонского района.
- Возникновение района, наименование его.
- Территория района.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
5. Возникновение хуторов и станиц района.
- Хутор Ясырев.
- Станица Большовская.
- Станица Каргальская.
- Хутор Рябичи.
- Хутор Холодный.
- Хутор Семенкин.
- Хутор Калинин.
- Хутор Пирожок.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
6. Станица Романовская. История возникновения.
- Название станицы.
- Расположение станицы.
- Достопримечательности Романовской.
- Объекты станицы.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
7. Современная Романовская.
- Карта станицы.
- Улицы Романовской.
- Администрация района.
- Образование.
- Культура.
- Здравоохранение.
- Производственные объекты.
- Районный краеведческий музей.
- Герои Романовского подполья.
- Фестиваль "Струны души".
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
8. Станицы, хутора и поселки района в наши дни.
- Сельские поселения.
- Проиводственные объекты.
- Образование.
- Культура.
- Достопримечательности.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
9. Родной хутор Потапов на карте Волгодонского района.
- Территория хутора Потапов.
- Хутор Потапов - моя Родина.
Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.
10. Достопримечательности хутора Потапов
- Мемориал воинской славы.
- Братская могила защитников хутора Потапова в годы Великой Отечественной войны.
- Потаповское хуторское казачье общество Романовского юрта 1 Донского казачьего округа.
- Казачьи дома - курени.
- Казачье подворье.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
11. Замечательные хуторяне.
- Ф.Турук - замечательный кукурузавод.
- А. Богачев - участник ВДНХ.
- И. Башкинцев - заслуженный комбайнер.
- Р. Чепухова - многократный победитель соцсоревнований.
- Р. Винс - первоцелинница.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
12. Ветераны Великой Отечественной войны родного хутора Потапов.
- Иван Александрович Ярулин.
- Александр Петрович Парьев.
- Елена Андреевна Шевченко.
- Иван Иванович Луковской.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
13. Потаповцы - удивительные мастера декоративно-прикладного творчества.
- П.Ф.Сиренко - мастер-золотые руки.
- Сестры Л.К. Баранович и О.К.Махновец - мастерицы домотканого льняного полотна.
- М.А.Ковтунович - мастерица художественной вышивки.
- Р.В.Винс - мастер художественного вязания.
- Р.А. Лихачева - мастерица-золотые руки.
- К.А. Радькова - мастерица художественного вязания.
- А.А.Попов - мастер лозоплетения.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
14. Семейные традиции хуторян. Родословная.
- Казачья семья.
- Современная семья.
- Роль родителей в семье.
- Воспитание детей в семье.
- Традиции современной семьи.
- Семейные праздники.
- Казачья родословная .
- Современная родословная.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
15. Представление программы "Истоки" на Всероссийском образовательном молодежном форуме "Селигер-2010".
Форма организации занятия: презентация.
16. Итоговое занятие.
Формы организации занятия: выставка, экспозиция, экскурсия.
По итогам обучения воспитанники должны:
1 год обучения
- овладеть следующими компетенциями:
- понятие о казачьей сказке, пословицах и поговорках о жизни, быте и культуре донских казаков;
- понятие о необыкновенном казачьем говоре, отраженном в сказке;
уметь:
- рассказать о казачьей сказке, определить ее тему;
- использовать приобретенные знания в повседневной жизни;
2 год обучения
- овладеть следующими компетенциями:
- понятие о жизни, быте и культурных традициях донских казаков;
- понятие о месте казачества в истории Российского государства;
- понятие о культуре донских казаков как составляющей части народной культуры,
уметь:
- рассказывать о жизни, быте и культурных традициях донских казаков; использовать приобретенные знания в практической деятельности;
3 год обучения
- овладеть следующими компетенциями:
- история и современность родного Волгодонского района, хутора Потапов;
- замечательные казаки, прославившие донской край;
уметь:
- рассказать об истории своей малой Родины;
- использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни с целью дальнейшего развития коммуникативных способностей, адаптации к социальным условиям.
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985.
2. Азбука психологии: психология познания. Учебно-метод. пособие./Сост.Е.И.Рогов.- Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997.
3. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М.: Дет. лит., 1988.
4. Бегство от скуки: Рассказы об интересах и увлечениях. - Ростов-на-Дону: Рост. кн. изд-во, 1989.
5. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы /Сост. Г.Науменко. - М.: Дет. лит., 1980.
6. Библиотека русского фольклора: Былины./ Сост. Ф.М.Селиванов. - М.: Советская Россия, 1988.
7. Борцов Ю.С. Социология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
8. Большой энциклопедический словарь /Под ред. А.М.Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - С.-Петербург: Норинт, 2001.
9. Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание. - Спб: Профессия, 2004. - 304 с.
10. Ванеев А.Н. Библиотечное дело: Теория. Методика. Практика. - Спб: Профессия, 2004.
11. Веденяпина М.И. Пушкинская библиотека: вчера, сегодня, завтра.// Библиополе. - 2004. - № 1.
12. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975.
13. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Я., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Школьная библиотека, 2003.
14. Гриханов Ю.А. Что нужно каждому знать о библиотеке/ М.: Книга, 1997.
15. Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1984.
16. Даль В.И. Энциклопедия русского слова.- М.: Эксмо, 2002.
17. Домострой /Сост. вступ. ст., пер, и коммент. В.В.Колесова; Подготов. текстов В.В.Рождественского, В.В.Колесова, М.В.Пименовой. - М: Сов. Россия, 1990.
18. Жарков А.Д. Клуб в дни всенародных праздников. - М.: Профиздат, 1983.
19. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М.: Просвещение, 1989.
20. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Профиздат, 2002.
21. История мировой культуры /Под ред. Г.В.Драч. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
22. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М.: Высшая школа, 1990.
23. Конституция Российской Федерации. - Спб: Регата, 2000.
24. Круглый год: русский земледельческий календарь /Сост., вст. ст. и примеч. А.В. Крыловой. - М.: Правда, 1991.
25. Линкова И.Я. Ты и твоя книга: Кн. для чтения.-2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1991.
26. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. - 2-е изд., доп. - М.: Советская Россия, 1984.
27. Массовая библиотека: Теория и практика. Сборник / Рос. гос. б-ка. Ред-сост. Ю.А.Гриханов. - М., 1993.
28. Массовая библиотека на пути перемен: Методические рекомендации. /Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина; Ред.-сост. A.M. Еремина. - М., 1990.
29. Мельников В.П., Шендерук С.Ю. Волгодонской район: история и современность. - Волгодонск: ЗАО "СКФ", 2005.
30. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2001.
31. Педагогика /Под ред. В.А.Сластёнина. - М.: Профиздат, 2002.
32. Прекрасное - своими руками: Народные художественные ремёсла /Сост. С.С.Газарян. - М.: Дет. лит., 1989.
33. Психологический словарь /Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.
34. Розанова Е.Г. Праздники в школе и дома: Сценарии, викторины, игры. - М.: РОСМЭН, 2000.
35. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М.Забылиным. - Симферополь: Соратник, 1992.
36. Сельская библиотека в новых социально-экономических условиях. Вып. 2: Участие библиотеки в возрождении, развитии культурного наследия: Методические рекомендации /Рос. гос. б-ка; Сост. В.А. Доброва, О.В.Осипова. - М.: Либерия, 1997.
37. Скуднова Т.Д. 50 имён из истории отечественной педагогики. - Таганрог: Икар, 2000.
38. Сковозников В.Д. К понятию "пушкинской традиции" (Пушкин и поздний Жуковский)// Русская словесность. - 2001. - № 6.
39. Сохраняя традиции, искать новое // Библиотека.- 1996.- №6
40. Степанов А.В. Строго между нами. - Чулым: Нива, 1997.
41. Степанов А.В. Одолень-трава. - Чулым: Нива, 2000.
42. Степанов А.В. Запах чёрной смородины. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.
43. Суглобов Г.А. О свычаях - обычаях и религиозных обрядах. - М.: Советская Россия, 1987.
44. Суратов В.Я. Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности: Учебное пособие/ Санкт - Петербургский гос. инс-т культуры: С. - Петербург, 1992.
45. Сухоносов Н.С. На повороте судьбы - Цимлянск: Придонье,1998.
46. Сухоносов Н.С. Позывные любви. - Волгодонск: Волгодонское полиграф. объедин., 1999.
47. Тихомиров И.И. Художественная литература в помощь нравственному воспитанию читателей// Нравственное воспитание читателей/ Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. - М., 1985.
48. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
49. Чечётин А.И. Искусство театральных представлений. - М.: Советская Россия, 1988.
50. Черевик К.С. Социальная политика: Учебно методическое пособие - Таганрог: Изд-во Е.А.Кучма, 2001.
51. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М.: Просвещение, 1985.
Приложение
Презентация "Потаповское хуторское казачье общество
Романовского юрта I Донского казачьего округ.
Деятельность добровольной казачьей дружины хутора Потапов по возрождению традиций донского казачества, основанной 14 марта 2008 года" (см. на электронном носителе).
Презентация "Всероссийский молодежный образовательный форум
Селигер-2010 Смена Артпарад Направление "Слово" 1 - 10 июля 2010".