Цели:
- развивать речь учащихся, творческое воображение через слово, музыку, живопись,
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- презентация Microsoft PowerPoint,
- репродукция А.Саврасова, и.Левитана
- музыка П.И.Чайковского, Вивальди
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Работа по воображению
Сегодня говорить мы будем о весне - времени года, приносящем обновление природе.
- Что связано для вас со словом весна? Можно закрыть глаза, произнести это слово отчётливо, выразительно и попробовать уловить, что слышится в этом слове, что видится.
- Слово "весна" записать в левом углу листа, а под ним те слова, которые возникают у вас в памяти в связи с ним
- Предлагаю первую фразу: при слове весна я вижу:, представляю:
2. Вывод. Весна - это:
Оказывается, об одном явлении можно рассказать по разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а весну света, весну воды, весну первой зелени, весну человека!
II. Основная часть урока.
1. Анализ стихотворений. Образы природы в русской поэзии.
В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.
Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но и часть его души:
2. Образ весны.
На первом слайде вы уже познакомились с поэтами, которые посвятили свои стихи красавице-весне.
1. Итак, Ф.И.Тютчев. Поэт Е.А.Баратынский сказал, что "с природой одною он жизнью дышал".
Вам всем знакомы строчки, которые вы видите на экране.
"Зима недаром злится:" похоже на игру зимы и весны, стихотворение бодрое.
Продолжаем рисовать в воображении весну. Чтобы образ весны к концу урока у вас до конца сложился, мы сделаем анализ стихотворения, послушаем музыку, рассмотрим картины известных художников о весне.
а). У вас на столах лежат карточки со схемой анализа стихотворения и с определениями троп.
Схема анализа стихотворения
-
Как вы воспринимаете ритм стихотворения,
какие мысли и чувства вызывает?
- Имеет ли название? Что в нем отражено?
- Найдите рифмы в этом стихотворении. Какой в нём способ рифмовки?
- Выпишите из стихотворения глаголы. Какое ощущение помогают передать эти глаголы?
- Какие изобразительные средства помогают поэтам создать образ весны и одновременно выразить собственные чувства и настроения? Выпишите эпитеты.
- Как вы думаете, почему глаголов больше всего в первой строфе, а эпитетов - в третьей?
Вспомним, что такое эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.
б).чтение стихотворения Тютчева "Весенние воды".
Анализ по схеме.
Если мы говорили, что "Зима недаром злится:" более бодрое стихотворение, то это более задумчивое, нежное.
2. O весне мы читаем у А.А.Фета. А.К.Толстой так говорит нам об этом поэте ": Я наконец познакомился с его книгой - там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук.
Фет - поэт единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе:"
(чтение четверостишия Фета).
Стихотворение А.А.Фета "Весенний дождь" оставляет впечатление быстрого движения, солнечной весны и радости.
- Ребята, а какой вид искусства передаёт красоту мира через звуки?
Д. Музыка.
- вот так услышал музыку весны Чайковский. Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить весеннюю картину.
- свою пьесу Чайковский назвал "Апрель. Подснежник". Под дуновением лёгкого весеннего ветерка раскрывают лепестки первые цветы - подснежники.
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся.
(Туловище влево, вправо.)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)
3. Свои стихи весне посвятил и А.Н.Плещеев.
Чтение наизусть стихотворения "Уж тает снег:"
- Ваши впечатления после прослушивания стихотворения.
- "Весна" Плещеева Алексея Николаевича вызывает чувство радостного ожидания, предчувствия счастья.
4. Алексей Михайлович Жемчужников в своём творчестве немалое место отвёл теме природы, в частности весне.
- чтение наизусть "Грачи", "Весна".
- какой образ весны складывается у нас под впечатлением этих стихотворений?
- первыми приносят весну нам на крыльях птицы.
- весна - образ праздничный, молодой, нежный и радостный.
2. Рассмотрим репродукции картин.
- каким стихотворениям более соответствуют эти картины?
- картине "Март" соответствует стихотворение Тютчева
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу
- "Большая вода" - созвучна со строками стихотворения Тютчева "Весенние воды"
А воды уж весной шумят - - первые проталины мы видим на картинах Левитана, вода вышла из берегов и затопила окрестности.
Ребята, сегодня вы слышите ещё одну музыкальную композицию на тему "Весна. Апрель" Антонио Вивальди. Слушаем внимательно, затем сравниваем с композицией А.П.Чайковского.
Продолжаем работать с картинами.
- Картине А. Саврасова соответствует стихотворение А.М.Жемчужникова "Грачи прилетели"
Первые вестники весны- грачи - вьют гнёзда на высоких берёзах.
3. Разговор о музыке.
- Есть ли разница в музыкальных произведениях двух композиторов, которые вы слышали на уроке?
- в чём эта разница?
Учитель:
12 пьес - 12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов. (Примеры на "времена года").
"Времена года А.Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен". Для многих само имя "вивальди" является синонимом "Времён года" и наоборот. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.
4. Вывод.
Поэзия, музыка, живопись дополняют друг друга, рисуя, изображая картины природы.
5. Творческая работа.
Мы с вами побывали в мастерской художника, композитора, но вы уже узнали, что есть и мастерская поэта. Она в его душе, его сердце, его памяти.
1). Наша задача - подобрать пропущенные определения, имена прилагательные, которые будут являться каким выразительным средством?
.- эпитетом
(работа в группах).
Проверка.
Уж верба вся пушистая:
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Теплом озарены,
И в душу снова просятся
пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад.
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.
2). Продолжить рассуждение
5. Итог урока.
- Что такое ВЕСНА?
- Весна - это свет и радость, счастье и надежда, любовь, ручьи и цветы, капель и сосульки, пение птиц и зелень трав:
- В природе бывает три весны:
- весна полевая,
- весна речная,
- весна лесная.
- А ещё эти периоды называют по-другому
- весна света
- весна воды
- весна зелёной травы
- Какой месяц соответствует какому определению?
- А ещё весну называют утром года. Почему?
- Приметы года.