История и обществознание
-
Методическая разработка урока истории "Петр Великий. Значение его реформ" 2010
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи.
-
Методическая разработка урока истории "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны". 11-й класс 2019
Цель урока: осмысление исторического значения Сталинградской битвы как переломного момента в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны, воспитание ценностного отношения к историческому прошлому своей страны.
-
Методическая разработка урока истории "Становление Советской власти" (9-й класс) 2009
Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век".
-
Методическая разработка урока истории «Аграрная реформа П.А.Столыпина». 9-й класс 2016
Аграрная реформа П.А. Столыпина сыграла важнейшую роль не только в истории России, но и Челябинска в целом. Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы (фотографии).
-
Методическая разработка урока истории в 10-м классе. Тема: "Внутренняя политика Екатерины II" 2009
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе.
-
Методическая разработка урока истории в 5-м классе по теме "Победа греков над персами в Марафонской битве" 2010
Урок проводится в соответствии с программой по курсу Всеобщей истории 5-го класса. В ходе урока учащиеся познакомятся со стратегией, тактикой ведения войны греков с персами в данный исторический период. Будут определены причины победы и поражения воюющих сторон.
-
Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества" 2010
Урок в 6-м классе может быть проведен в ходе изучения истории родного края. Цель урока – закрепить знания учащихся о происхождении своих имен и фамилий, научить составлять родословную, приобщить к изучению истории своей семьи, воспитывать любовь к малой и большой Родине. Урок проводится в форме семинара, идет работа по группам. Особенность занятия – большая подготовительная работа учеников совместно с родителями.
-
Методическая разработка урока истории в 7-м классе на тему "Эпоха Петра Первого" 2008
Представленная методическая разработка была разработана и практически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интерактивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интерактивная доска). Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации.
-
Методическая разработка урока истории в 9-м классе "Итоги и уроки Великой Отечественной и Второй мировой войн. Источники и цена победы советского народа в Великой Отечественной войне" 2010
Цели урока: выяснить, в чем состоят главные причины победы СССР в Великой Отечественной войне, обсудить итоги Второй мировой и Великой Отечественной войн. При проведении занятия используется компьютерный (мультимедиа) учебник для 9-х классов «История России: XX век» (Ч. 3. 1941–1964 гг.) (М.: Клино Софт, 2004).
-
Методическая разработка урока истории для 7-го класса "Эпоха Возрождения — неиссякаемый источник вдохновения" 2008
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы.
-
Методическая разработка урока истории на тему "Популизм и реальность в экономических реформах Н.С. Хрущева" 2014
В работе представлена методическая разработка урока с использованием метода проектов. В ходе урока учащиеся узнают причины экономических реформ Н.С. Хрущева; определяют с одной стороны реальные черты реформ и с другой – их популистский характер; выясняют историческое значение и последствия экономических реформ Хрущева для развития экономики СССР.
-
Методическая разработка урока истории по теме "Древняя Греция" (урок повторения; 5-й класс) 2009
Урок разработан с целью активизации познавательной активности учащихся через игру. Один из способов сделать урок интересным, привлекательным – это привлечь ребят на уроке нетрадиционным подходом.
-
Методическая разработка урока истории по теме "Культура России второй половины XIX века" 2014
Методическая разработка урока позволяет рассмотреть и изучить культуру России 2-й половины XIX века с помощью технологии проблемного обучения и электронных образовательных ресурсов. Проблема урока: Как народный характер культуры 2-й половины XIX в. проявился в различных областях культуры?
-
Методическая разработка урока истории по теме "Олимпийские игры в древности" 2010
Целью данного урока является знакомство учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями, продолжается формирование умения работать с текстом таблицы. Предложенная игровая форма способствует увлекательной и непринужденной обстановке на уроке.
-
Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»" 2009
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
-
Методическая разработка урока истории по теме "Рабство в Древнем Риме". 5-й класс 2014
Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми.
-
Методическая разработка урока истории по теме "Русско–турецкая война 1877–1878 гг." 2009
Цели занятия: рассмотреть причины и ход Русско-турецкой войны, раскрыть цель России в войне, развивать навыки работы с исторической картой, текстом учебника, умения делать выводы и заключения. На уроке демонстрируются репродукции картин В.Верещагина "На Шипке все спокойно", "Шипка - Шейново. Скобелев под Шипкой", звучит отрывок из рассказа В.Гаршина. В качестве дополнительной литературы при подготовке может быть использована книга Б.Костина "Скобелев".
-
Методическая разработка урока истории по теме "Тоталитарный режим и судьбы народа". 11-й класс 2016
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный характер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села.
-
Методическая разработка урока истории по теме "Экономическое развитие СССР в 1953–1964 гг.". 9-й класс 2013
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития СССР после смерти И.В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему.
-
Методическая разработка урока истории по теме «Быт: новые черты в жизни города и деревни». 8-й класс 2019
Цель урока: организовать деятельность детей по усвоению основных аспектов жизни всех сословий русского общества на основе овладения учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетентностями.
-
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» 2016
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва.
-
Методическая разработка урока истории России в 7(10)-м классе по теме: "Смутное время (1598-1613 гг.)" 2009
Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу.
-
Методическая разработка урока истории. Тема урока: "Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея»". 5-й класс 2022
Цель урока: сформировать у учащихся компетенции, позволяющие им понимать и интерпретировать связь исторических событий с произведениями культуры. Задачи: формирование исторических знаний на основе содержания поэм Гомера; формирование умений составлять рассказ, делать выводы, использовать произведения культуры как источник знаний; формирование личностных качеств: патриотизма, трудолюбия, смекалки, стремления помочь людям, презрения к опасностям на положительных образах гомеровских героев.
-
Методическая разработка урока контроля знаний по Единому курсу отечественной истории XX–XXI веков. 9-й класс 2016
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
-
Методическая разработка урока краеведения в 9-м классе по теме «Просвещение и культура Воронежской губернии в XIX веке» 2016
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности.
-
Методическая разработка урока на тему "ГУЛАГ на территории Коми края: Бруни Н.А. и его судьба" 2016
Урок проводится в 10-м классе. Предполагается, что учащиеся уже понимают, что такое «тоталитаризм», ориентируются в признаках тоталитаризма, осознают всю его опасность. Цель урока: сформировать знания учащихся об истории своего города в период существования на его территории Ухтпечлага. На примере Н.А. Бруни показать судьбу узника ГУЛАГа.
-
Методическая разработка урока на тему "Проблемы Каа-Хема: миф или реальность?" 2010
Урок может быть использован как на уроках истории, обществознания так и географии по теме: "Глобальные проблемы современности". На примере родного края рассмотрены экологические и демографические проблемы, а так же указаны причины, негативно влияющие на эти них.
-
Методическая разработка урока народоведения "У каждой двери свои поверья" 2007
Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян. Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности. Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией.
-
Методическая разработка урока обществознания "Экологический форум". 8-й класс 2017
Цель урока – привлечь внимание к серьезности экологической проблемы, заставить задуматься над ней. Необходимо выработать понимание у учащихся о нравственной стороне проблемы, об участии каждого человека в ее решении. Обучающиеся должны понять, что они тоже не могут оставаться в стороне от проблемы, занимать позицию «невмешательства». Урок проводится в форме обсуждения, дискуссии.
-
Методическая разработка урока обществознания в 10-м классе по теме "Свобода в деятельности человека" 2008
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, моральных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интерактивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения.