Методическая разработка урока истории в 9-м классе "Итоги и уроки Великой Отечественной и Второй мировой войн. Источники и цена победы советского народа в Великой Отечественной войне"

Разделы: История и обществознание


Учебная цель: выяснить, в чем состоят главные причины победы СССР в Великой Отечественной войне, обсудить итоги Второй мировой и Великой Отечественной войн.

ХОД УРОКА

1. Повторение

1.1. Соотнесите даты и события:  

2 февраля 1943 г. Капитуляция Германии
1 сентября 1939 г. Пакт Молотова–Риббентропа
17 июля 1945 г. Нападение Германии на СССР
23 августа 1939 г. Капитуляция немецкой армии под Сталинградом
8 мая 1941 г. Начало работы Потсдамской конференции
22 июня 1941 г. Открытие Второго фронта
6 июня 1944 г. Начало Второй мировой войны

1.2. Расположите в хронологической последовательности:

а) операция «Багратион»;
б) Сталинградская битва;
в) Смоленское сражение;
г) разгром немецко-фашистских войск под Москвой;
д) Курская битва;
е) капитуляция Японии.

1.3. Внимательно рассмотрите репродукции. О каком событии рассказывает каждая из них? Укажите год, когда произошло это событие.

Демонстрируются репродукции:

1.4. Составьте из указанных букв название города.

Н Е О
Р В Ж
  0  

 

Р О Й П
Я Р Л Ы

 

Л И К В
А К А Д
В А З  

Воронеж, Полярный, Владикавказ ...
Добавьте к ним Москву, Ленинград, Волгоград, Киев, Минск, Одессу, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тулу, Мурманск, Смоленск, Брест, Орел, Белгород, Курск, Ростов-на-Дону, Туапсе, Лугу, Великие Луки, Дмитров, Елец, Ельню, Малгобек, Новгород Великий, Ржев, Вязьму, Кронштадт, Наро-Фоминск, Псков, Архангельск, Козельск и вы получите полный список городов-героев и «Городов воинской славы».
Могучий враг, с легкостью завоевавший почти всю Европу, не смог покорить Советский Союз. Что нам помогло? Огромные пространства? Суровые зимы? Или то, что наши солдаты никого не завоевывали, а защищали Родину?

2. Изучение нового материала

Сообщить цель занятия.

2.1.

– Чем закончилась Великая Отечественная война?
– Чем закончилась Вторая мировая война?
– Разгром фашистских государств, капитуляция Германии и Японии.
– Изменилось ли отношение к СССР после войны? Как именно? вырос авторитет СССР на мировой арене
– Что представляла собой Красная армия накануне войны?
– После войны?

Советская армия окончила войну самой мощной в мире. К итогам войны следует отнести
укрепление сталинского политического режима Сталина и систему от победы не отделить. Никогда еще слава не возносила Иосифа Виссарионовича так высоко, война стала его звездным часом.

Из любого события, явления следует извлекать какие-то уроки.
Давайте остановимся на уроках Великой Отечественной войны:
– против войны необходимо бороться;
– к войне следует готовиться;
– поиск союзников.

Вам уже известно, что во Второй мировой войне победила антигитлеровская коалиция, кроме того, Советский Союз выиграл «свою» войну с Германией, хотя в июне 1941 г. в это мало кто верил. Порассуждаем, почему победу одержал Советский Союз.

2.2. Итак, почему мы победили. Работа со взводом. Записи на доске и в тетрадях:

– Отечественная война;
– героический народ советских людей в тылу;
– массовое партизанское и подпольное движение;
– дружба народов;
– талантливые военачальники.

– Назовите имена военачальников, выдвинувшихся в годы войны:

– героизм воинов Красной Армии;
– помощь союзников.

– Да, Советский Союз одержал победу, но какой ценой. На сегодняшний день официально признана цифра – 27 млн человек.
– Почему мы заплатили так дорого?
– Мы рассмотрели итоги войны, перечислили источники победы советского народа в Великой Отечественной войне. Сравним их с мультимедийной версией учебника.

Просмотр мультимедиа учебника. История России. XX век. Ч. 3. 1941–1964 гг. Издательство «Клио Софт».

Сопоставить варианты. Сделать выводы.

– Почему День Победы – самый светлый праздник нашего народа?

3. И в заключение, вспомним самые яркие эпизоды великой войны

– Определите, о каких сражениях идет речь в отрывках из работы историка и воспоминаний.

1. Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь центра Волги, центра города и там поживиться трофеями... Наши бойцы... выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом боеприпасами, и снова бросали в бой.

2. Советские войска вырвали стратегическую инициативу из рук противника, не позволив ему достичь ни одной из стратегических целей, предусмотренных планом Барбаросса. Под воздействием сокрушительных ударов план Барбаросса рухнул, а его основа – теория молниеносной войны – потерпела полный крах.

3. С первых же минут сражения две мощные лавины танков в глубоком построении, поднимая тучи пыли и дыма, двинулись навстречу друг другу... Сражение длилось до позднего вечера. Сцепившись в один гигантский клубок, танки уже не могли разойтись. Лобовые атаки сопровождались таранными ударами в борт, огневыми поединками пушек и пулеметов. Земля стонала от разрыва снарядов и стального грохота. Кругом горели танки и самоходные орудия. Это было страшное, беспримерное танковое сражение.

Опять война,
Опять блокада, –
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить...»
И может показаться:
Правы,
И убедительны слова,
Но даже если это правда,
Такая правда –
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна.

Эти слова ленинградского поэта Ю.Воронова, пережившего блокаду, лучше всего отвечают на вопрос, почему нам нельзя забывать войну.
Сегодня мы вернулись к событиям 1941–1945 гг. Вернулись, чтобы раскрыть величие подвига, совершенного народами нашей страны.

(Звучит песня «Вспомните, ребята».)

Задание на самоподготовку: учебник А.Данилова. История России. XX – начало XXI века. 9-й класс. С. 250–251; учебник Н.Загладина. Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9-й класс. С. 119–121.