Тип урока: урок контроля знаний
Цель: осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.
Задачи:
- Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы: обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
- Воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
- Развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу.
Планируемые результаты:
Личностные:
• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Вариант 1
Часть А
1. Международная конференция в Гааге, созванная по предложению России, состоялась в
1) 1896 г.; 2) 1899 г.; 3) 1900 г.; 4) 1903 г.
2. Кто из названных государственных деятелей был сторонником экономического и политического реформирования Российской империи?
1) С.Ю. Витте;
2) В.К. Плеве;
3) П.Д. Святополк-Мирский;
4) А.И. Путилов.
3. Что из названного характеризует реформы П.А. Столыпина?
1) ограничение помещичьего землевладения;
2) разработка проекта укрепления общинного землепользования;
3) отмена сословий;
4) разрушение общины
4. Что из названного относится к результатам первой российской революции?
1) появление многопартийности;
2) формирование конституционной монархии;
3) ликвидация сословного строя;
4) введение рабочего контроля за производством.
5. Какое из событий произошло 27 января 1904 г.?
1) подрыв флагманского корабля «Петропавловск»;
2) высадка японских войск на Ляодунском полуострове;
3) героический бой «Варяга» и «Корейца»;
4) заключение Портсмутского мирного договора.
6. Требования свержения самодержавия, социализации земли, установления «народовластия» и федеративного государства содержалось в программе партии
1) большевиков; 2) меньшевиков; 3) кадетов; 4) эсеров.
7. Слова «Вам нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия!» принадлежат
1) В.И. Ленину; 2) П.А. Столыпину; 3) С.Ю. Витте; 4) П.Н. Милюкову.
8. Самый экономически могущественный класс российского общества в начале XX века
1) рабочий класс; 2) буржуазия; 3) интеллигенция; 4) дворянство.
9. Командующий русской сухопутной армией в русско-японской войне 1904-1905 гг.
1) А.Н. Куропаткин; 2) З.П. Рожественский; 3) Р.И. Кондратенко; 4) С.О. Макаров.
10. Мировой экономический кризис разразился в
1) 1895 г.; 2) 1897 г.; 3) 1900 г.; 4) 1905 г.
11. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» был опубликован
1) 9 января 1905 г.; 2) 17 октября 1905 г.; 3) 11 декабря 1906 г.; 4) 3 июня 1907 г.
12. Прочтите отрывок из документа и определите, позиция какой партии в нем отражена.
«В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов. Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян. Создание из каждого крупного имения образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на общественный счет».
1) эсеров; 2) меньшевиков; 3) большевиков; 4) кадетов.
Часть В
13. По какому принципу образован ряд?
«Продуголь», «Продамет», «Нобель-Мазут»,«Продвагон»
14. Кому принадлежат слова?
«В последнее время… слышались голоса людей, увлекающихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земств в делах управления… буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как мой незабвенный родитель…»
15. Установите соответствие
1. Комитет министров | А) высший законосовещательный орган |
2. Сенат |
Б) высший орган исполнительный власти |
3. Госдума |
В) сословно-представительный законодательный орган |
4. Синод |
Г) высший судебный орган |
16. Образуйте логические пары:
1. П.Милюков А) партия эсеров
2. А.Гучков Б) РСДРП (б)
3. В.Ульянов (Ленин) В) партия кадетов
4. В.Чернов Г) «Союз 17 октября»
5. Л.Мартов
17.Найди лишнее:
К последствиям принятия Манифеста 17 октября 1905г относится:
А) учреждение Госдумы
Б) начало введения основ конституционного строя
В) предоставление новых привилегий дворянству
Г) легализация политических партий
Часть С
18. Внимательно прочитайте фрагмент письма Столыпина П.А. императору Николаю II (1898г.):
« … экономическая неустроенность крестьянского населения является главнейшим препятствием культурного и хозяйственного прогресса в России… Крестьянство находится в рабстве произвола, беззакония и невежества. В таком положении оно теряет стимул закономерно добиваться улучшения своего благосостояния. У него парализуется жизненный нерв прогресса. Оно обескураживается, делается апатичным, бездеятельным, что порождает всяческие пороки. …нельзя помочь горю одиночными, хотя и крупными мерами материального характера. Нужно прежде всего поднять дух крестьянства, сделать из него действительно свободных верноподданных сынов Ваших. Государство при настоящем положении крестьянства не может идти вперёд, не может в будущем иметь то мировое значение, которое ему предсказано природою вещей, а может быть, и судьбой».
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
- О каком рабстве крестьян говорит Столыпин П.А.?
- Какими «крупными мерами материального характера» Столыпин помогал крестьянам? Каковы результаты этих мер?
Общее количество баллов: _______________________
Рекомендации учителя: ___________________________________________
Вариант 2
Часть А
1. К какому году относится начало царствования императора Николая II?
1) 1894 г.; 2) 1897 г.; 3) 1900 г.; 4) 1902 г.
2. Министр внутренних дел с 1904 г., либерал, автор проекта «О мерах к усовершенствованию государственного порядка»
1) М.Т. Лорис-Меликов;
2) П.Д. Святополк-Мирский;
3) П.Н. Милюков;
4) С.Ю. Витте.
3. Участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины, с сохранением его двора в деревне назывался
1) хутором; 2) отрубом; 3) артелью; 4) отрезком.
4. Что из названного было одной из причин революции 1905 г.?
1) крестьянское малоземелье;
2) сохранение сословного строя;
3) недовольство крестьян общинными порядками;
4) попытки государства ускорить разрушение общины.
5. Сражение в Цусимском проливе в ходе русско-японской войны произошло
1) 15-30 сентября 1904 г.;
2) 22-25 февраля 1905 г.;
3) 14-15 мая 1905 г.;
4) 27 июля 1904 г.
6. Требование подготовки и осуществления пролетарской революции, установление диктатуры пролетариата построения социалистического общества содержались в программе
1) РСДРП; 2) партии кадетов; 3) неонародников; 4) черносотенцев.
7. Аграрная реформа П.А. Столыпина предусматривала
1) ликвидацию помещичьего землевладения;
2) социализацию земли;
3) создание частных крестьянских хозяйств;
4) национализацию земли.
8. Самое многочисленное сословие Российской империи
1) мещане; 2) казачество; 3) крестьянство; 4) разночинцы.
9. По инициативе начальника Московского охранного отделения С.В. Зубатова были созданы
1) церковно-приходские школы;
2) легальные рабочие организации;
3) подпольные политические организации;
4) охранные отделения в полиции.
10. Промышленный переворот в России завершился к
1) 70-м гг. XIX в.; 2) 90-м гг. XIX в.; 3) 1900 г.; 4) 1910 г.
11. Изменения в Основные законы Российской империи, касающиеся правового статуса Государственной думы и Государственного совета, были внесены в
1) 1905 г.; 2) 1906 г.; 3) 1907 г.; 4) 1910 г.
12. Какие из перечисленных требований были характерны для либеральных партий, оформившихся в России в 1905 г.?
1) введение демократических свобод, принципа разделения властей и решение земельного вопроса путем частичного отчуждения помещичьих земель;
2) сохранение «общинного» существования и основ самодержавного строя, решение рабочего вопроса путем создания системы социального страхования;
3) провозглашение демократических свобод, уничтожение самодержавного строя, отмена выкупных платежей национализация земли;
4) провозглашение демократических свобод, ликвидация самодержавия и социализация земли.
Часть В
13. Ранее других произошло событие
1) воцарение Николая II
2) Кровавое воскресенье
3) экспедиция Г. Седова к Северному полюсу
4) открытие МХТ
14. По какому принципу образован ряд?
Политическое бесправие подданных, малоземелье и безземелье крестьян, эксплуатация рабочих, национальные притеснения.
15. Назовите документ
«Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может требовать укрепления за собой в личную собственность земли, требовать участок по возможности в одном месте»
16. Кто лишний в ряду:
Председатели Государственной думы: С. Муромцев, Ф. Головин, С. Витте, А. Гучков, М. Родзянко.
17. Кому принадлежат слова?
1. С.Ю.Витте 2. В.К.Плеве |
А) «Все революции происходят от того, что правительства… остаются глухи к к народным нуждам» |
Часть С
18. Внимательно прочитайте документ:
Кадет Маклаков В.А. в 1905г. писал:
«Когда 18 октября утром прочитали Манифест, толпы народа вывалили на улицу. Дома раскрасились национальными флагами. Но «ликование» продолжалось недолго. Революция не остановилась. Манифестанты рвали трёхцветные флаги, оставляя только красную полосу. Власть была бессильна и пряталась. На улицах была не только стихия; появились и её руководители… Двигался лес флагов с надписями: «Да здравствует революция», «Да здравствует демократическая республика». Беспорядки в столице продолжались до позднего вечера».
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
- О каком событии идёт речь в документе? Назовите его дату, определите характер.
- Почему ликование по поводу издания Манифеста сменилось призывами к революции?
- Какие слои населения приняли участие в описываемых событиях?
- Добились ли участники описываемых событий демократической республики?
Общее количество баллов: _______________________
Рекомендации учителя: ___________________________________________
Ответы:
Вариант I | Часть В |
1. 2 |
13. монополии |
Вариант II |
Часть В |
1. 2 |
13. 1 |