Методическая разработка урока истории "Становление Советской власти" (9-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цели урока:

  • Осмысление особенностей стратегии и тактики большевистской власти, осмысление сущности исторического перелома октября 1917 года, его места и роли в исторической судьбе России;
  • Извлечение уроков из этой страницы истории;
  • Развитие умения владеть различными способами мышления, контролировать их проявления, умения управлять своим мышлением, отслеживать его способы, умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Форма урока: деловая игра: "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. 20 век".

Технологии урока:

  • методика Эдварда де Боно "шесть шляп",
  • метод "ассоциаций",
  • дискуссия,
  • ИКТ,
  • социологический опрос.

"Шесть способов мышления"

  • Синяя шляпа - организация процесса делового общения, определение смысла и целей диалога, его ведение, представление хроники событий и документов его иллюстрирующих - роль учителя и архивного отдела редакции ;
  • Белая шляпа - начало процесса аналитического мышления и оценки событий "с чистого лица" - социологический отдел редакции;
  • Красная шляпа - эмоциональное восприятие и отношение к предмету диалога, чувства, сопереживание историческим героям той эпохи - литературный отдел редакции - подготовка эссе, эмоциональных зарисовок от лица современников той эпохи и людей нашего времени;
  • Зелёная шляпа - творческое, образное восприятие исторического процесса - художественный отдел редакции, воплощающий исторический момент в художественных образах, иллюстрациях;
  • Чёрная шляпа - критическое мышление, осмысливающее негативные стороны данного исторического опыта, его природу,. Истоки и последствия - отдел критического анализа редакции;
  • Жёлтая шляпа - позитивное мышление, направленное на выявление положительных, позитивных сторон данного исторического процесса, извлечение из него уроков - философский отдел актуализации опыта истории.

Оборудование урока

  • Мобильный комплекс
  • Парты расставлены по кругу - для каждого отдела редакции
  • Символы, необходимые для подведения итогов работы ( вырезаны из бумаги)
    • Белый лист
    • Красное пламя
    • Зелёный листочек
    • Чёрный треугольник
    • Жёлтое солнце.

Символы разрезаны на жетоны: задача отделов - собрать свой символ: каждое продуктивное включение в мыслительный процесс - приносит жетон.

Подготовка урока

За 1,5-2 недели до урока учитель предлагает ребятам провести в интересной форме урок по теме: "Становление Советской власти". Ребятам предлагается разделиться на 6 групп по превалирующему познавательному интересу и преобладающим способностям:

- ИКТ

- ИЗО

- литература, театр

- социология, коммуникации

- философия

- история

Если ребята ещё не знакомы с шестью способами мышления по Эдварду де Боно, учитель рассказывает о них ребятам.

Каждой группе даётся задание по теме урока, которое они выполняют через выбранную познавательную область и используя один способ мышления.

Каждая группа становится определённым отделом редакции газеты

Весь класс - это редакция газеты, перед которой стоит одна общая задача - подготовить спецвыпуск номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. 20 век"

Отдел редакции Способ мышления Задание по интересу
Социологический Белая шляпа - с "чистого листа" Провести социологический опрос
Архивно - документальный Синяя шляпа - деловое, рациональное, предметное общение Подготовить презентацию о хронике и документах большевиков
Художественный отдел Зелёная шляпа - творческое мышление Подготовить проекты художественного оформления титульного листа и иллюстраций
Литературный отдел Красная шляпа - эмоциональное мышление, выражение чувств, переживаний Подготовка эссе от имени человека нашего времени (можно, разных поколений) и современников тех событий (причём, разных классов)
Отдел критического анализа Чёрная шляпа - критическое, негативное мышление Формулирование аргументов в поддержку отрицательной оценки действий большевиков
Философский отдел Жёлтая шляпа - позитивное мышление Формулирование аргументов в поддержку положительной оценки действий большевиков, извлечение уроков .

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (синяя шляпа) - главного редактора о целях, регламенте, последовательности участия отделов, их роли в подготовке спецвыпуска.

Слово социологическому отделу - о результатах социологического опроса.

1) Вопросы социологического исследования:

Ваше отношение к Октябрьской революции?

А) положительное

Б) отрицательное

В) неоднозначное

Г) не могу сказать

2) Как вы относитесь к Праздничному Дню - 7 Ноября?

А) отменить, как праздник

Б) оставить, как праздничный день - День Революции

В) оставить, как праздничный день - День Согласия, Примирения В социологическом опросе участвуют две группы респондентов:

1) родители, бабушки и дедушки учащихся

2) учащиеся старших классов. Социологический отдел представляет диаграммы, анализирует общественное мнение. Другим отделам предлагается включиться в обсуждение, выразить своё мнение.

3. Архивно-документальный отдел представляет презентацию "Хроника и документы Советской власти". (презентация прилагается к уроку).

4. Ассоциативные "перевёртыши": предлагаются для разгадывания всеми отделами:

"Перевёртыш" Разгадка
"Промедление смерти подобно" Мобильность Советской власти
"В игру одну мы поиграли
От нас поэтому отстали"
Учредительное собрание
Красивый уход
Победы исход"
Большевики покинули Учредительное собрание, т.к. оказались в меньшинстве
"Можно в чём - то уступать
Чтобы власть не потерять"
Политика компромисса: социализация земли, Брестский мир, Учредительное собрание
"Разделяй и властвуй" Комитеты бедноты - раскололи деревню
"Мы за ценой не постоим" Красный террор, расстрел семьи Романовых

5. Литературный отдел представляет эссе, выражающие эмоциональное отношение людей нашего времени и современников тех событий к первым мероприятиям Советской власти.

6. Художественный отдел представляет и защищает проект титульного листа выпуска и проект иллюстраций к нему.

Другим отделам предлагается выразить свою интерпретацию увиденных образов, согласиться или отвергнуть предложенные варианты художественного оформления выпуска, предложить свои.

7. Отдел критического анализа обобщает негативные стороны начала правления большевиков, показывает их происхождение и природу.

Другим отделам предлагается подключиться к "чёрной шляпе"

8. Философский отдел извлекает уроки из данного исторического опыта.

Другие отделы подключаются к "жёлтой шляпе".

9. Заключительная часть урока: творческое задание всем группам: предложить свой эпиграф к данному спецвыпуску номера газеты и защитить его.

10. Заключительное слово главного редактора (учителя): подведение итогов заседания редакции - выкладывание из набранных жетонов символа своего отдела.

Презентация.