Методическая разработка урока истории «Аграрная реформа П.А.Столыпина». 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Поурочно-тематическое планирование предусматривает два варианта недельного учебного плана. Для методической разработки урока за основу взята основная образовательная программа, включающая изучение истории России в количестве 70 часов (3 часа в неделю).

Согласно предложенному поурочно-тематическому планированию на урок “Общество и власть после Первой русской революции” выделяется 2 часа. Содержание урока предусматривает 2 больших блока: аграрная реформа П.А. Столыпина и деятельность III и IV Государственных дум. Первая содержательная часть (аграрная реформа) хронологически относиться ко времени Первой русской революции. В целом изучение событий 1905–1907 годов из-за своей насыщенности вызывают у учащихся 9-х классов определенную трудность. В тоже время аграрная реформа П.А. Столыпина сыграла важнейшую роль в истории Челябинска и региона в целом.

Все выше отмеченное обусловило следующий организационный подход к изучению данной темы. Из резерва часов (4 часа) предлагается добавить еще 1 час, что позволит включить в изучение большой блок национальных, региональных и этнических особенностей (НРЭО) Челябинской области в начале ХХ века

Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы.

В разработке представлены задания разных уровней как для работы на уроке, так и для домашней работы.

Урок “Общество и власть после Первой русской революции. Аграрная реформа П.А. Столыпина”.

Цель изучения темы - охарактеризовать сущность и последствия экономической политики правительства России в 1906–1914 гг.

Цель учебного занятия – знакомство учащихся с ролью Челябинска в реализации Столыпинской реформы 1906 года.

Задачи:

  • личностный результат воспитание у учащихся уважения к истории Южного Урала, осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи и ее истории;
  • метапредметный результат – отработка навыков смыслового чтения, умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; работа с обществоведческими понятиями (сферы жизни общества, социальные институты, реформа, прогресс, политическая партия, индустриальное общество, либерализм, консерватизм, модернизация, парламентаризм, европеизация)
  • предметный результат – развитие умений проводить поиск информации в исторических текстах, сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; давать оценку событиям (аграрная реформа, отруб, хутор, фермерское хозяйство, Первая русская революция, противоречия в развитии, крестьянская община, переселенческое движение, переселенческая политика, переселенческий пункт, объективные и субъективные причины) и личностям отечественной истории (А.П. Столыпин).

Кол-во часов: 2

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Вид учебного занятия (форма организации деятельности учащихся): групповой практикум по работе с различными видами источников.

Оборудование:

  • мультимедийная система, презентация,

УМК (основная литература):

  1. Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ 2015г.
  2. История России. 6 - 10 классы: рабочая программа / И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко и др. - М.: Дрофа, 2016.
  3. Ляшенко, Л.М. История России: XIX – начало XX в. 9 кл.: учебник/ Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова. – М.: Дрофа, 2016. – 351с.
  4. Симонова Е.В. Методическое пособие к учебнику Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуева, Е.В. Симоновой История России: XIX – начало XX в. 9 класс. - М.: Дрофа, Вертикаль, 2015.

Дополнительная литература

  1. Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собрание текстов. /Сост. В.С. Боже. - Челябинск: Центр ист.-культ. наследия г. Челябинска. 1997. - С.143 - 153.
  2. Как Челяба наших предков встречала. Фоторепортаж о Челябинском переселенческом пункте. - http://www.status-karabalyk.ru/view_post.php?id=1446
  3. Салмина М.С. История Южного Урала. ХХ – начало ХХI века: Учеб. Пособие для 9 кл. – Челябинск: “Взгляд”, 2004.
  4. Старый Челябинск в открытках и фотографиях//В.С. Боже, А.Л. Каплан, Г.Х. Самигулов. – Челябинск: Каменный пояс, 2008. – 248с.
  5. Фотографии уездного города Челябинска Оренбургской губернии (набор открыток)// Челябинск: Изд-во “Крокус”, 2005
  6. Челябинский переселенческий пункт. 1906. - http://historicaldis.ru/blog/43465821656/CHelyabinskiy-pereselencheskiy-punkt.-1906-god
  7. Энциклопедия “Челябинск” - http://www.book-chel.ru

Каждый ученик по итогам практикума получит 2 оценки: одна групповая (за работу группы) и индивидуальная (согласно обязанностям в нутрии группы). Вторая оценка формируется по результатам проверки рабочих листов и из содержания выступления докладчика.

Организационная структура урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия Планируемые результаты
предметные формируемые умения (универсальные учебные действия)
I. Организационный момент   Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя. Фронтальная   Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности
II. Актуализация знаний Беседа по пройденному материалу - Какое глобальное социально-политическое событие произошло в России в нач. ХХ века?

- Какие противоречия в развитии страны вызвали это событие?

- Назовите главный вопрос этой революции?

- Какое событие оказало огромное влияние на развитие революции?

- Что он изменил в политической сфере российского общества?

- Какие новые социальные институты появились в стране?

- Почему I Государственная Дума была распущена?

Отвечают на вопросы, приводят примеры. Фронтальная Знание дат, событий, явлений

(главный вопрос – вопрос о земле, незавершенность реформы 1861 г., аграрная страна, Манифест 1905 года, попытка решить земельный вопрос)

умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал (объективные и субъективные причины революции, избирательное право, парламентаризм, политические партии, Государственная Дума)
III.  Постановка учебных задач Беседа - Посмотрите внимательно на график развития событий Первой русской революции? Что стало происходить в стране в ответ на действия царя?

- Как должна в этой ситуации поступить власть? Что бы вы сделали в этой ситуации?

Анализируют график Фронтальная Выявляют события работа с графиком (определяют динамику), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации
IV.  Изучение нового материала Рассказ учителя - Решение всех проблем по снижению революционной активности населения было возложено на П.А. Столыпина, который став главой правительства приступил к реформированию отдельных сторон жизни российского общества. Слушают рассказ учителя, Индивидуальная    
Что такое реформа? Приведите пример важнейшей реформы XIX века Отвечают на вопросы Фронтальная Знание дат, событий, явлений (Отмена крепостного права, 1861 г.) работа с обществоведческими понятиями (реформа, модернизация, европеизация); выделяют и сохраняют учебные задачи (объективные причины, цели, задачи),
Беседа - Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Какие важные понятия нам необходимо рассмотреть? Что они означают?

Модернизацию и европеизацию России Столыпин начал с аграрной реформы. Запишите тему в тетрадь. - Какие задачи нам нужно решить, чтобы изучить это событие?

Читают на слайде 2

слайде 3 записывают в тетрадь

   
Работа с текстом учебника Для решения этих задач вы сейчас будете работать индивидуально. Задания на слайде. Каждый может выбрать свой уровень сложности слайд 4, Индивидуальная с выбором уровня сложности Составляют схемы, формулируют цели и задачи Личностные: осознают свои возможности в учении
Опрос по выполненной работе Давайте проверим, что у вас получилось. Желающие представить уровни А и В на доске. С чего мы всегда начинам рассматривать историческое событие? Итак, уровень С. Давайте теперь проверим сформулированные вами цели и задачи реформы.

Какие пути реализации реформы выделили выполнявшие уровень А? Что такое отруб? Что такое хутор?

 

слайд 5

слайд 6

слайд 7

отвечают на вопросы

Индивидуальная работа у доски (2 чел.) Проверяют задания Метапредметные:

определяют последовательность действий с учетом конечного результата; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в письменной форме, выделяя главное; формулируют понятие

Беседа Давайте разберемся, как появлялись отруба и хутора с помощью схематического рисунка. Но сначала вспомним, что такое общинная земля? Сколько лет существует крестьянская община?

Что она давала крестьянину:

- ежегодно выделяла наделы для пахоты и покоса в разных местах,

- выплачивала государству налоги за неимущих,

- выявляла и выдавала властям правонарушителей.

Теперь по реформе: крестьянин мог объединить все свои наделы в один участок (отруб) и выйти из общины. Если надел был далеко от деревни, то вся семья переезжала туда вместе с домом (хутор). Вспомните, какая проблем была у крестьян в Центральной России?

Маленький участок земли, которым владел крестьянин, не позволял ему использовать в работе новые технологии и технику. Отрубом и хутором можно было свободно распоряжаться (продать, заложить и т.д.).

Давайте определим, с какой целью крестьянин совершал сделку купли-продажи земли.

Но земли все равно не хватало.

А где в России много свободной земли? Где не было крестьянской общины?

Столыпин предложил активно поощрять переселение крестьян в восточную часть России, где населения было значительно меньше, чем в центральной. Т.о. в стране появлялись личные крестьянские хозяйства.

Фронтальный

Отвечают на вопросы

Индивидуальная Знание дат, событий, явлений

(примерно 800 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание дат, событий, явлений (малоземелье)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал

 
Работа со схемой Дополним схему фигурной скобкой. Оба пути реализации реформы были направлены на создание ферм (по американскому образцу). Именно частник заинтересован наиболее эффективно использовать землю, а не выжимать из нее в короткий срок все возможное при аренде (прусский путь развития).     Дополняют схему Работа со схемой
Беседа Большинство крестьян, решившихся на переселение, были безграмотны. Государству необходимо было организовать и регулировать этот процесс. А помочь активной переселенческой политике должен был Трансиб, важнейшей станцией которого был уездный Челябинск. Вторя тема нашего урока перед вами на слайде.    

Записывают тему в тетрадь

   
Работа с картой-схемой Сначала давайте посмотрим, что как выглядел Челябинск в начале ХХ века. (приложение 1)

У вас на столах схеме Челябинск 1913 года. Выполните самостоятельно задания.

Давайте вместе обозначим знакомые вам улицы (Пр. Победы, Ленина, Свердловский пр., Российская, Цвиллинга). В чем особенность расположения ж/д станции Челябинск?

Рядом с вокзалом располагался переселенческий пункт. Выделите его на плане. План вклейте в тетрадь.

слайд 9 Индивидуальная Умение работать с картой осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий
Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах с источниками

Перед вами ж/д вокзал Челябинска, куда пребывали составы с переселенцами. Сегодня это здание сохранилось в сильно перестроенном виде.

Выйдя на станции, переселенцы направлялись на переселенческий пункт

Прежде, чем мы начнем рассматривать деятельность челябинского переселенческого пункт, сначала составим социальный портрет переселенца по фотографиям того времени. Как может сложиться их судьба на новом месте?

Сейчас мы проведем мини-исследование, которое поможет нам узнать о работе самого пункта. Каждая группа – 2 парты.

Задания на слайде, получите рабочие листы, которые вы сдает по итогам урока. По завершении работы каждая группа представляет главные итоги работы.

Группа 1 (приложение 2)

Группа 2 (приложение 3)

Группа 5 (приложение 6)

Группа 4 (приложение 5)

Группа 3 (приложение 4) Перед вами бывшая Хлебная площадь (место торговли хлебом). Перед новым органным залом решено установить памятник П.А. Столыпину.

Группа 6 (приложение 7)

слайд 10

 

 

слайд 11

слайд 12

 

 

 

 

слайд 13

 

слайд 15-20

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение рабочих листов

Умение работать с иллюстрацией установление связи между новым материалом и уже пройденным

выслушивание мнения других

умение вести дискуссию

 

 

 

 

 

Личностные:

Участие в учебно-исследовательской и проектной деятельности

Метапредметные:

выделяют и сохраняют учебные задачи,

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

работа в группах

выслушивание мнения других

умение вести дискуссию

V.  Первичное осмысление и закрепление знаний Дискуссия - Давайте вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока.

Что сделал Столыпин для европеизации России?

Какие мероприятия были проведены им для модернизации страны в начале ХХ века?

Как вы считаете, какую роль сыграл Челябинск в столыпинской реформе?

94% всех переселенцев в Сибирь и на Дальний Восток ехали через Челябинск. А переселенческий пункт в нашем городе работал до 1928 года....

слайд 21

Формулируют ответы, приводят примеры, аргументируют свою позицию

Фронтальная Дают оценку исторической личности слушают мнение других,

умеют вести дискуссию

VI.  Итоги урока.

Рефлексия

Обобщающая беседа - Что в новом материале вас заинтересовало более всего?

- Какие задания вызвали у вас затруднения? Каким образом вы их преодолели?

оценивают свою работу Фронтальная   адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние.

Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности

принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Выявление интереса к предмету, мотивации к учебной деятельности и расширению кругозора.

Домашнее задание Уровень А (легкий) - учебник стр.371-320, понятия (приложение 8)

Уровень В (средний) – Уровень А + дополнить таблицу расчетами (скачать в блоге класса)

Уровень С (сложный) - Уровень А +В +решить задачи (скачать в блоге класса)

Назначаются ответственные за размещение материалов в блоге класса

слайд 22

Выбирают уровень и записывают домашнее задание

Индивидуальная