Методический замысел урока
В 2018 г. исполнилось 75 лет со дня Сталинградской битвы. Большинство историков считают, что эта битва - одно из основных событий второго этапа ВОВ - «коренной перелом»После Сталинграда Красная армия наращивала свою наступательную мощь вплоть до Берлина. Идея урока состоит в том, чтоб через практическую деятельность учащихся создать условия для понимания значения Сталинградской битвы, проявить самостоятельность в решении учебных задач.
Цель: осмысление исторического значения Сталинградской битвы как переломного момента в ходе Великой Отечественной и II Мировой войны, воспитание ценностного отношения к историческому прошлому своей страны.
Задачи:
- познакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942-1943 гг., определить этапы, выяснить значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны;
- развивать мыслительную деятельность учащихся, продолжить формирование умений и навыков работы с историческими документами, картографическим материалом;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, свой народ.
Программные требования к образовательным результатам раздела
Ученик научится/ получит возможность научиться: |
|
Личностные УУД |
Предметные УУД |
уважительно относится к культурно-историческому прошлому своей страны; |
совершать логические действия (анализ, синтез и др.) для понимания и установления причинно-следственных связей, обобщений; |
Планируемые образовательные результаты
Предметные |
Метапредметные |
|
уметь самостоятельно находить информацию из учебника, выражать свое мнение в отношении хода битвы, попытаться почувствовать себя на месте солдат, участвовавших в Сталинградской битве |
усвоить хронологию событий Сталинградской битвы; |
уметь на основе сравнительного анализа цифровых данных о численности сил и техники противника делать прогноз исхода битвы; |
Программное содержание
Содержательный компонент | План изучения учебного материала |
1. Анализ обстановки на фронте к началу контрнаступления. |
Организационно-деятельностный компонент |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Форма урока |
Практическая работа |
|
Образовательная технология |
Элементы технологии личностно-ориентированного обучения |
|
Оснащение урока |
Н.В.Загладин, Б.А.Петроа учебник «История» «Русское слово», 2014; |
|
Предварительная подготовка к уроку учащихся |
Просмотр трейлера фильма «321 стрелковая сибирская дивизия»; |
|
|
Домашнее задание |
Подбор исторических фактов о патриотизме солдат-участников Сталинградской битвы |
Технологическая карта урока
Деятельность учащихся |
|||
І. Вызов (мотивационная, информационная, коммуникационная деятельность) |
|||
1.1. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. - Давайте вспомним обстановку на фронтах ВОВ к ноябрю 1942 г. Откройте атлас на стр. 20 (Приложение 1) |
Учащиеся выполняют задание «Озвучь карту», характеризуя линию фронта.(предполагаемые ответы: весной 1942 г. немецкие войска стремительно продвигались вперед по советской территории. Они захватили Керчь, Севастополь, Харьков и Таганрог. В конце июня 1942 года противник начал наступление на Волгу и Северный Кавказ. Немецкие армии группы «Юг» стремительно продвигались по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань.Советские войска с боями отступали. К 1942 году фашисты захватили значительную часть территории СССР.) | ||
- Как вы думаете, каковы будут дальнейшие планы гитлеровских войск? |
Предполагаемый ответ: овладения богатыми стратегическим сырьем Кавказом и Нижней Волгой |
||
ІІ. Осмысление содержания (информационная, систематизационная деятельность) |
|||
2.1. Сформулируйте тему нашего урока | Учащиеся называют «Сталинградская битва». | ||
2.2. Эпиграфом я выбрала высказывание немецкого генерала Вестфаля: «Поражение под Сталинградом повергло в ужас, как немецкий народ, так и его армию. Никогда прежде за всю историю Германии не было случая столь страшной гибели такого количества войск». Вопрос: Как вы думаете, почему именно это высказывание мной выбрано. | Учащиеся выдвигают свои версии, затем из них выбирается та, какую выберет большинство учащихся. (Смысл должен быть в том, что советские войска побеждают, СССР начинает переходить от оборонительных боев к наступательным) |
||
2.3. Чтобы остановить отступление Красной Армии, Сталин издал приказ № 227 «Ни шагу назад!» (Приложение 2) |
Работа с документом №15 «Приказ №227» (стр 140 пособие «Практикум») 1. Сформулируйте главную идею Приказа № 227. 2. Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями? |
||
2.4. К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной Армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении 2.5. Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин Донского – командующий К.К.Рокоссовский Сталинградского – командующий А.И.Еременко |
Обращаемся к атласу, стр. 21.Проанализируйте соотношение сил сторон (Приложение 3) Вопросы для анализа:
Атлас стр. 21 (портреты командующих) (Приложение 3) |
||
физминутка | |||
2.6. Просмотр видеоролика (Приложения 9, 10 - вынесены отдельно.) После сделанных выводов - работа по карте. |
Какие выводы можно сделать? На какие этапы можно разделить Сталинградскую битву (предполагаемые ответы: (первый этап Сталинградской битвы - это оборонительные бои с 17 июля 1942 - 18 ноября 1942 г. (4 месяца; с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 г.Советская Армия перешла в контрнаступление.) Работа с картой (Приложение 4) |
||
2.7. Согласитесь, одного приказа было мало. Вспомните, что еще нужно для того, чтобы одержать победу в битве? |
патриотизм, мужество.
Слушают сообщение Москвитиной Евгении. |
||
ІІІ. Рефлексия (коммуникационная, информационная, мотивационная, оценочная деятельность) |
|||
3.1. Возвращаемся в эпиграфу нашего урока. Какие теперь вы можете сделать выводы. | Предполагаемые ответы: Произошел коренной перелом в ходе ВОВ. Победа Советской армии под Сталинградом нанесла сокрушительный удар по военной мощи фашистской Германии, ее военному престижу, по моральному духу вермахта. Взята в плен армия Паулюса. Под Сталинградом враг был не только остановлен, но и отброшен на запад на сотни километров. От стен Сталинграда началось изгнание немецко-фашистских захватчиков. В результате победы под Сталинградом Красная армия овладела стратегической инициативой. | ||
3.2. Значение Сталинградской битвы | Составление кластера у доски используя заготовку на слайде(групповая работа) (Приложение 5) Проверка (Приложение 6) |
||
3.3 Домашнее задание Исторические документы №16 «Воспоминания маршала Н.И.Крылова», № 17 «Воспоминания начальника штаба 17 армейского корпуса генерала Г.Дерра» (Приложение 7) |
Используя данные документы составить рассказ «Сталинградская битва глазами советского и немецкого генералов» | ||
3.4 Подведение итогов урока |
Критериальная самооценка с использованием «Рубрики оценивания» (Приложение 8) |
Список использованных источников
- Атлас «История России 20-начало 21 вв.», М.»Издательство ДИК»Дрофа.
- С.Бальжурова сб. «Лица победы», У-У: НоваПринт, 2010.
- А.А.Данилов «Практикум. История России 1900-1945 гг.»,М. «Просвещение», 2009.
- Н.В.Загладин, Ю.А.Петров учебник истории 11 класс, «Русское слово», 2014.
- Г.С.Лапунов, А.П.Статейнов «Память о победе» Изд. «Буква Статейнова», Красноярск, 2014.
- Е.С.Манданова «История России» (опорные конспекты, схемы) ч.3,У-У, 2008.
- Москвитина Евгения, исследовательская работа(руководитель Мункуева Н.М.)
- Интернет сеть:
Видеоролики
Методические материалы к урокам истории Арженовсковой Т.И., Азизова Р.