Методическая разработка урока истории "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны". 11-й класс

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 11


Методический замысел урока

В 2018 г. исполнилось 75 лет со дня Сталинградской битвы. Большинство историков считают, что эта битва - одно из основных событий второго этапа ВОВ - «коренной перелом»После Сталинграда Красная армия наращивала свою наступательную мощь вплоть до Берлина. Идея урока состоит в том, чтоб через практическую деятельность учащихся создать условия для понимания значения Сталинградской битвы, проявить самостоятельность в решении учебных задач.

Цель: осмысление исторического значения Сталинградской битвы как переломного момента в ходе Великой Отечественной и II Мировой войны, воспитание ценностного отношения к историческому прошлому своей страны.

Задачи:

  • познакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942-1943 гг., определить этапы, выяснить значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны;
  • развивать мыслительную деятельность учащихся, продолжить формирование умений и навыков работы с историческими документами, картографическим материалом;
  • воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, свой народ.

Программные требования к образовательным результатам раздела

Ученик научится/ получит возможность научиться:

Личностные УУД

Предметные УУД

 уважительно относится к культурно-историческому прошлому своей страны;
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию

совершать логические действия (анализ, синтез и др.) для понимания и установления причинно-следственных связей, обобщений;
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями для решения познавательных задач

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

уметь самостоятельно находить информацию из учебника, выражать свое мнение в отношении хода битвы, попытаться почувствовать себя на месте солдат, участвовавших в Сталинградской битве

усвоить хронологию событий Сталинградской битвы;
знание исторических персоналий (главнокомандующих советскими и немецкими войсками);
усвоить понятийный аппарат (операция «Уран», коренной перелом).

уметь на основе сравнительного анализа цифровых данных о численности сил и техники противника делать прогноз исхода битвы;
уметь аргументировать утверждения вескими доказательствами (анализ исторического документа, картографического материала);
уметь делать выводы.

Программное содержание

Содержательный компонент

План изучения учебного материала

1. Анализ обстановки на фронте к началу контрнаступления.
2. Приказ №227.
3. Операция «Уран».
3. Контрнаступление.
4. Значение Сталинградской битвы.

Организационно-деятельностный компонент

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Практическая работа

Образовательная технология

Элементы технологии личностно-ориентированного обучения
Элементы технологии критического мышления

Оснащение урока

Н.В.Загладин, Б.А.Петроа учебник «История» «Русское слово», 2014;
Видеофрагменты «Сталинградская битва»; исторические  документы в пособии «Практикум. История России 1900-1945гг.»:
«Приказ № 227 от 28 июля 1942 г.»,
«Воспоминания маршала Н.И.Крылова»,
«Воспоминания начальника штаба 17 армейского корпуса генерала Г.Дерра»
Атлас «История России 20-начало 21 вв», стр 21.

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Просмотр трейлера фильма «321 стрелковая сибирская дивизия»;
Выставка периодики об участнике Сталинградской битве  Бадмаеве Б.Р., жителе с.Холтосон

 

Домашнее задание

Подбор исторических фактов о патриотизме солдат-участников Сталинградской битвы

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І. Вызов (мотивационная, информационная, коммуникационная деятельность)

1.1. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы Советский Союз в годы Великой Отечественной войны.
- Давайте вспомним обстановку на фронтах ВОВ к ноябрю 1942 г. Откройте атлас на стр. 20 (Приложение 1)
Учащиеся выполняют задание «Озвучь карту», характеризуя линию фронта.(предполагаемые ответы: весной 1942 г. немецкие войска стремительно продвигались вперед по советской территории. Они захватили Керчь, Севастополь, Харьков и Таганрог. В конце июня 1942 года противник начал наступление на Волгу и Северный Кавказ. Немецкие армии группы «Юг» стремительно продвигались по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань.Советские войска с боями отступали. К 1942 году фашисты захватили значительную часть территории СССР.)

- Как вы думаете, каковы будут дальнейшие планы гитлеровских войск?

Предполагаемый ответ: овладения богатыми стратегическим сырьем Кавказом и Нижней Волгой

ІІ. Осмысление содержания (информационная, систематизационная деятельность)

2.1. Сформулируйте тему нашего урока Учащиеся называют «Сталинградская битва».
2.2. Эпиграфом я выбрала высказывание немецкого генерала Вестфаля: «Поражение под Сталинградом повергло в ужас, как немецкий народ, так и его армию. Никогда прежде за всю историю Германии не было случая столь страшной гибели такого количества войск». Вопрос: Как вы думаете, почему именно это высказывание мной выбрано. Учащиеся выдвигают свои версии, затем из них выбирается та, какую выберет большинство учащихся.
(Смысл должен быть в том, что советские войска побеждают, СССР начинает переходить от оборонительных боев к наступательным)
2.3. Чтобы остановить отступление Красной Армии, Сталин издал приказ № 227 «Ни шагу назад!»
(Приложение 2)
Работа с документом №15 «Приказ №227» (стр 140 пособие «Практикум»)
1. Сформулируйте главную идею Приказа № 227.
2. Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями?
2.4. К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной Армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении
2.5. Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов
Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин
Донского – командующий К.К.Рокоссовский
Сталинградского – командующий А.И.Еременко

Обращаемся к атласу, стр. 21.Проанализируйте соотношение сил сторон (Приложение 3)

Вопросы для анализа:

  1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
  2. Почему это стало возможно?
  3. Какую роль сыграл приказ Сталина №227?

Атлас стр. 21 (портреты командующих) (Приложение 3)

физминутка  
2.6. Просмотр видеоролика (Приложения 9, 10 - вынесены отдельно.)
После сделанных выводов - работа по карте.
Какие выводы можно сделать? На какие этапы можно разделить Сталинградскую битву (предполагаемые ответы:
(первый этап Сталинградской битвы - это оборонительные бои с 17 июля 1942 - 18 ноября 1942 г. (4 месяца; с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 г.Советская Армия перешла в контрнаступление.)
Работа с картой (Приложение 4)

2.7. Согласитесь, одного приказа было  мало. Вспомните, что еще нужно для того, чтобы одержать победу в битве?
2.7. Примером мужества может быть и наш земляк, участник Сталинградской битвы Бато Раднаевич Бадмаев. Обратите внимание на оформленную выставку изданий, где есть материалы о нем. Сегодня перед вами выступит ученица 7 класса Москвитина Женя с исследовательской работой «Последний ветеран села» www.schoolholtoson.jimdo.com

патриотизм, мужество.
Цепочка исторических фактов (домашнее задание)

 

 

Слушают  сообщение Москвитиной Евгении.

ІІІ. Рефлексия (коммуникационная, информационная, мотивационная, оценочная деятельность)

3.1. Возвращаемся в эпиграфу нашего урока. Какие теперь вы можете сделать выводы. Предполагаемые ответы: Произошел коренной перелом в ходе ВОВ. Победа Советской армии под Сталинградом нанесла сокрушительный удар по военной мощи фашистской Германии, ее военному престижу, по моральному духу вермахта. Взята в плен армия Паулюса. Под Сталинградом враг был не только остановлен, но и отброшен на запад на сотни километров. От стен Сталинграда началось изгнание немецко-фашистских захватчиков. В результате победы под Сталинградом Красная армия овладела стратегической инициативой.
3.2. Значение Сталинградской битвы Составление  кластера у доски используя заготовку на слайде(групповая работа)  (Приложение 5)
Проверка (Приложение 6)
3.3 Домашнее задание Исторические документы
№16 «Воспоминания маршала Н.И.Крылова»,
№ 17 «Воспоминания начальника штаба 17 армейского корпуса генерала Г.Дерра» (Приложение 7)
Используя данные документы составить рассказ «Сталинградская битва глазами советского и немецкого генералов»

3.4 Подведение итогов урока

Критериальная самооценка с использованием «Рубрики оценивания» (Приложение 8)

Список использованных источников

  1. Атлас «История России 20-начало 21 вв.», М.»Издательство ДИК»Дрофа.
  2. С.Бальжурова сб. «Лица победы», У-У: НоваПринт, 2010.
  3. А.А.Данилов «Практикум. История России 1900-1945 гг.»,М. «Просвещение», 2009.
  4. Н.В.Загладин, Ю.А.Петров учебник истории 11 класс, «Русское слово», 2014.
  5. Г.С.Лапунов, А.П.Статейнов «Память о победе» Изд. «Буква Статейнова», Красноярск, 2014.
  6. Е.С.Манданова «История России» (опорные конспекты, схемы) ч.3,У-У, 2008.
  7. Москвитина Евгения, исследовательская работа(руководитель Мункуева Н.М.)
  8. Интернет сеть:
    Видеоролики
    Методические материалы к урокам истории Арженовсковой Т.И., Азизова Р.