Методический замысел урока:
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный характер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села.
Цель:
- Доказать или опровергнуть, что Советское государство в 30-40-е г. действительно являлось тоталитарным, выяснить, как складывались судьбы людей при данном режиме.
Задачи:
- Способствовать формированию ценностно-смысловых компетенций учащихся;
- Продолжать развивать умение оценивать исторические явления и персоналии;
- Через осмысление прошлого формировать позитивное отношение к истории;
- Воспитывать у школьников чувства патриотизма и гражданской ответственности.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: беседа, рассказ, размышления, рассуждения.
Метод урока: репродуктивный с постановкой проблемного вопроса.
Средства обучения: ТСО, слайд-презентация, исторические документы.
Ход урока
На слайде:
- Власть принадлежит единственной массовой партии, стоящей над государственными органами или сращиваемой с ними.
- Общеобязательная государственная идеология.
- Репрессии как неотъемлемое средство политики.
- Контроль над СМИ.
- Централизованное руководство экономикой, господство государственной собственности.
- "Монополия на оружие", на управление вооруженными силами.
Учитель: Перед вами перечислены признаки определенного государственного строя. Сможете ли вы определить, к какому режиму это относится?
(Предполагаемые ответы: Тоталитарный режим- государственный строй, осуществляющий полный контроль над всеми областями общественной жизни).
Учитель: Как вы думаете, почему я с этого начала урок?
(предполагаемые ответы: будем говорить о тоталитарном режиме, или что в СССР был тоталитарный режим)
Постановка проблемного вопроса: Действительно ли советское государство в 30-40-е являлось тоталитарным, и как это отражалось на судьбах людей?
Учитель: В 1931 г. появилась пьеса Афиногенова "Страх". Её название отражало то чувство, которое было общим для миллионов советских людей. Один из персонажей пьесы так говорил о жизни общества:
Слайд:
"80% : живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьяне - насильственной коллективизации, советский работник - непрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник боится обвинения в идеализме, работник техники - обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха!"
Вопросы для обсуждения:
Почему "великий страх" - неотъемлемая характеристика тоталитарного общества? ( ответы детей)
Почему тоталитарному государству был необходим террор?
(Предполагаемые ответы: Террор был необходим тоталитарному государству для создания всеобъемлющей репрессивной системы - "лагерной империи". Государство истребляло не только тех , кто противодействовал его политике, но и тех, кто был ему предан - для создания "подсистемы страха", который проникал в саму сущность человека.)
Учитель: В истории советского государства всегда было место для репрессий. С помощью этого механизма укреплялась власть, с помощью этого механизма ликвидировались те, кто не подходил под стандарты, определённые властью. Наибольшего размаха репрессии достигли в 1930-х годах, когда во главе НКВД стоял Н.Ежов. В этот период террор против населения СССР стал по истине большим. Почему? (ответы детей)
Мозговой штурм: У вас на столе чистые листки. Я предлагаю вам записать ассоциации, которые вызывают у вас слова "Большой террор" и "репрессии" и прикрепить их на доске. (Предлагаемые варианты записываются без обсуждения и отбора).
А теперь по очереди подойдите и сгруппируйте сходные ассоциации. Давайте обсудим, что у нас получилось, прокомментируйте. (ответы детей должны содержать такие понятия, как арест, ссылка в Сибирь, разветвленная система ГУЛАГа, бесплатная рабочая сила и т.п.)
Учитель: Перед вами письмо школьницы Нины Шевцовой И.Сталину. 13 января 1937 г., а после него один из самых знаменитых лозунгов того времени. Прочтите документ и сопоставьте его с лозунгом. Сделайте выводы.
Работа с документами:
Документ №1
" Здравствуйте, дорогой тов. Сталин! Наш любимый вождь, и друг всей счастливой советской страны. Я шлю вам свой горячий и сердечный привет и желаю вам лучших успехов в Вашей жизни, быть здоровым навсегда. Я хочу вам описать свою невеселую жизнь.
Дорогой тов. Сталин! Я слышала по радио о Ваших речах, вы говорили, что в Советском Союзе жить детям очень хорошо, они учатся в школах.
Дорогой Иосиф Виссарионович, я и мой брат не в силах ходить в школу, потому, что питания у нас нет. Корову и лошадь отобрал у нас сельский совет в 1935 г.. Теперь у нас нет никакой скотины, т.к. сельский совет неправильно наложил на нас налог около 2000 руб. Такой большой налог уплатить мы не в силах: Семья у нас, тов. Сталин, 8 человек: 6 детей.
Дорогой И.В., в колхоз мы не вступили потому, что отец мой инвалид, он сражался на 2-х. войнах и потерял там все свое здоровье, так что работать в колхозе он не может.
Дорогой тов. Сталин, мне очень хочется ходить в школу, но нет питания и сильное малокровие:
Так вот, тов. Сталин, любимый наш вождь, я вам описала свою жизнь. Надеюсь на Вас, любимый вождь счастливой страны, что Вы не оставите мою просьбу. Пишите, пожалуйста, дорогой тов. Сталин, мне ответ, я буду ждать с нетерпением".
Лозунг того времени:
Спасибо тов.Сталину
За нашу счастливую жизнь!
За детство счастливое наше,
За наши счастливые дни!
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы можете прокомментировать письмо девочки?
2. Могло ли оно в реальности попасть к Сталину?
3. Какова была бы реакция Сталина на письмо?
4. Сопоставьте письмо и знаменитый лозунг того времени, сделайте вывод.
Документ №2:
Слайд: "Без 37-го года, возможно и не было бы войны в 1941 году. В том, что Гитлер решился начать войну: большую роль оказала оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошел".
маршал Сов. Союза А.М.Василевский
Вопросы:
- Как вы расцениваете слова Василевского?
- На основе каких фактов маршал СССР заявляет о нереализованной возможности предотвратить В.О.в? Согласны ли вы с его мнением?
Учитель: Как народ СССР воспринимал репрессии, существовало ли сопротивление репрессированной машине? (ответы). При обсуждении проблемы сталинизма всегда встает вопрос о нравственном выборе людей, живших в те годы, об отсутствии активного сопротивления происходящему. Давайте ознакомимся с отрывком из произведения А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" и попробуем ответить на вопрос, который он же нам и предлагает.
Работа с отрывком из произведения А.И.Солженицына:
А.И.Солженицын. "Архипелаг ГУЛАГ".
"Если бы во время массовых посадок, например, в Ленинграде, когда пересажали четверть города, люди бы не сидели по своим норкам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, а поняли бы, что терять им уже дальше нечего, и в своих квартирах делали бы засады по нескольку человек с топорами, ведь заранее известно, что эти ночные гости не с добрыми намерениями идут - так не ошибешься, хрястнув по душегубцу. Или воронок с одиноким шофером, оставшийся на улице - угнать его или шины проколоть. Органы быстро не досчитались бы сотрудников, и несмотря на жажду Сталина - остановилась бы проклятая машина!".
Вопросы:
- Остановилась бы проклятая машина?
- К чему призывал Солженицын?
- Было ли сопротивление?
Учитель: Давайте наполним историю живыми людьми, рассказами о судьбах тех, кто страдал, любил, ненавидел, но надеялся и верил. Хочу пригласить вас к этой работе, которую назвала“Жертвы политических репрессий”.
Выступление учителя школы, Базаровой Л. А.(дочери репрессированной немки): /Людмила Акрамовна рассказывает о депортации немцев Поволжья, о трудной судьбе своих родственников и многих немцах, переживших ужасы Джидлага/
Учитель: Сейчас я хочу, чтоб вы вспомнили, кто же был жертвами , можно назвать своих знакомых, родственников и т.д.), (домашнее задание: узнать, были ли репрессированные в семьях учеников 11 класса).
Учитель: В начале урока перед нами стояла задача, доказать или опровергнуть, что Советское государство в 30-40-е действительно являлось тоталитарным, какой вывод вы можете сделать?
Какой знак можно поставить между тоталитарным режимом и репрессиями?(ответы учеников)
Слайд: ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ = РЕПРЕССИИ
Самооценка учащихся.