План:
Форма урока:
- в интерактивной форме;
- с использованием инновационных информационных технологий.
Задачи урока:
Урок проводится в завершении изучения темы “Эпоха Петра Великого” как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации.
Интерактивная форма проведения урока позволяет учащимся учиться формировать критическое мышление, анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы в изучении темы “Эпоха Петра I”, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию.
ЦУУ:
I. Объяснить учащимся, что:
II. Используя материал по теме:
- способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;
- сформировать у учащихся восхищение личностными качествами Петра I, его преобразовательной деятельностью;
- воспитывать интерес к истории как учебному предмету.
III. Используя материал по теме:
- развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию;
- формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с картой и историческим документом, как историческими источниками;
- расширить представления о роли и значении личности в истории.
Тип урока: повторительно-обобщающий
ППЗ: Сравните положение России на мировой арене в конце и в начале правления Петра I?
Оборудование и материалы: компьютер, мультипроектор, интерактивная доска, презентация в MS Power Point
Оформление доски:
Тема урока Эпиграф
“Почва для истории великого человека есть история народа.”
С.М. Соловьев
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Орг. момент | Сегодня мы проводим заключительный урок по теме “Эпоха Петровских преобразований”. Подумаем, каково значение этих преобразований для будущего России и какова роль самого Петра в осуществлении этих реформ. | Записывают тему урока в тетрадь |
Основной этап | Первый император России, Петр подается
исследователями то, как величайший деятель,
мудрый преобразователь, то, как зловещая персона
в истории России, развязавшая террор против
своего народа, ставший вместо царя-батюшки
всесильным хозяином. Карамзин считал,
что Петр подключил русских к мировой
цивилизации, но подражательство Западу привело
Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к
одичанию. А.И. Герцен считал заслугой
Петра I осознание варварской бесперспективности
Московской Руси, но осуждал методы Петра:
"Кнутом и татарами нас держали в невежестве,
топором и немцами нас просвещали, и в обоих
случаях рвали нам ноздри и клеймили железом".
“То академик, то герой, то мореплаватель, то
плотник” - писал о Петре А.С.Пушкин.
действительно, Петр был прекрасным
организатором, сумел подобрать себе способных
помощников. (Сейчас вы разделитесь на 2 команды, за правильные ответы и выполненные задания будете получать жетоны, а в конце урока мы подведем итог и выставим оценки) |
|
1. Личность Петра I. Итак, ответьте на вопросы:
Ну, а теперь давайте поговорим непосредственно о реформах Петра. 2. Внешняя политика После “Великого посольства” стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I.И уже 19 августа 1700 года Россия объявляет Швеции войну. И первые поражения в войне наводят Петра на мысль о необходимости военной реформы: |
Отвечают на вопросы, дополняют друг друга. | |
Прочитайте отрывки из документов и ответьте на поставленные вопросы: |
Ответы учеников Работа с картой. |
|
№ 1 “Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние”. | Работа с источником | |
№ 2 “Ее королевское величество Свейское уступает сим его царскому величеству Российского государства в совершенное вечное владение в сей войне от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии……Сверх того его царское величество обязан быть и обещает его королевскому величеству и королевству Свейскому сумму двух миллионов ефимкою, исправно без вычета заплатить и отдать…” |
Ответы учеников Работа с источником |
|
|
Ответы учеников | |
3. Внутренняя политикаОтдавая
в течение долгих лет свое время, силы, энергию
Северной войне, Петр I ни на минуту не забывал о
необходимости реформ в самой стране.
Как выглядело управление страной до Петра? Что вы знаете о государственном устройстве страны в годы петровских реформ? Какие сферы жизни страны также подверглись реформированию? Теперь выполним следующее задание. Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение: |
||
1)
2)
|
Работа в группах, объяснение значения понятия. | |
Подведем итог и ответим на вопросы:
|
||
Большим преобразованиям подверглась
экономическая сфера, появилось много нового, в
петровскую эпоху российская экономика, и прежде
всего промышленность совершила гигантский
скачок. Что способствовало этому? Какие преобразования В результате петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависела от импорта. Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. Он не только обязал учиться грамоте всех дворянских детей, не только посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу. По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты “Ведомости”. Для облегчения письма вводится гражданский шрифт. В 1719 году основана Кунсткамера, а в 1724 подписан указ об учреждении Академии наук. |
Ответы учеников | |
Мы повторили пройденный материал по
теме “Эпоха Петра I” и теперь напишем итоговый
тест. (Тест в презентации) А теперь подведем итог урока: Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключении урока мне хотелось бы привести слова С.М. Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”. |
Написание итогового теста | |
Заключительный этап | Д/з.: - Подготовить сообщения о
главных действующих лицах периода дворцовых
переворотов (опережающее задание). Выставление оценок за урок. Урок окончен. До свидания! |
Выставление оценок в дневники |