Методическая разработка урока истории по теме "Олимпийские игры в древности"

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
  2. Продолжить формирование умений работать с текстом таблицы ;
  3. Пробудить в детях желание, серьезно заняться каким-либо видом спорта.

Повторение пройденного материала.

Ребята, давайте вспомним пройденный материал. Ответьте на следующие вопросы:

-Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря как лягушки вокруг болота. Рассмотрите карту учебника стр. 146 «Образование греческих колоний» и подумайте, что он имел в виду.

-Найдите на карте и опишите местоположение колоний: Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей, Херсонес.

-Как выглядела греческая колония? При ответе используйте рисунок на стр. 145.

-Известно, что греки часто окрашивали в синий цвет корпус корабля, его паруса и снасти. Подумайте, только ли для красоты они так поступали.

Сообщение темы и цели урока.

Где бы ни жили греки, у них был один язык, письменность, религия. Боги древних греков жили на горе Олимп. В честь них в Греции устраивались Олимпийские игры. А как они проходили? Когда состоялись самые первые игры? Мы узнаем на уроке.

Откроем тетради и запишем тему урока. (слайд №1)

По ходу урока я буду задавать вопросы, за каждый правильный ответ на уроке я буду вручать жетон, количество которых будет учитываться при выставлении оценок в конце урока.

Изучение нового материала.

Попробуйте назвать причины появления олимпийских игр.

Ответ:

  1. Поклонение богам.
  2. Стремление показать силу и ловкость жителей Греции.

Учитель: Олимпийские игры были не только праздником, соревнованиями в ловкости, смелости, силе, но и формой обряда поклонения Зевсу. (Слайд № 2)

Используя слайд, определите следующее (Слайд №3)

-Когда состоялись первые олимпийские игры?(Работа с тетрадью)

-где именно они проводились ?

Учитель. Раннее утро. С первыми лучами солнца нетерпеливые зрители, украсив себя цветами и листьями, потянулись к стадиону.

1-й зритель. Давайте посмотрим списки атлетов, допущенных к состязаниям.

2-й зритель. А почему нет Дамоскена?

3-й зритель. Ничего удивительного. Однажды он нарушил законы кулачного боя, жестоко убив соперника.

-О чем нам рассказал этот диалог?(запрет жестокости и войн)

Слово учителя на фоне музыки: Раз в четыре года по всей Греции объявлялось священное перемирие. Все войны прекращались, и в Олимпию по всем дорогам стекались толпы народа. Начинались Олимпийские игры.

На Олимпийских играх в состязаниях могли участвовать все свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные. И только женщинам входить в Олимпию запрещалось под страхом смертной казни. Участников игр называли атлетами. (Слайд № 4)(Работа с тетрадью)

Почти за год до начала состязаний все участники игр обязаны были приступить к тренировкам в своем родном городе. Уже за месяц до открытия игр атлеты прибывали в Южную Грецию и там поблизости от Олимпии продолжали подготовку. (слайд № 5)

Перед вами находится таблица, используя ее определите продолжительность, периодичность и место проведения олимпийских игр в древности?(5 дней)

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

В древности

Сегодня

Периодичность

Раз в четыре года

Раз в четыре года

Продолжительность

Пять дней

Три-четыре недели

Место проведения

Олимпия — южная Греция

По решению МОК, 2004 г. — Афины

Традиции

Прекращались войны

Не соблюдается

Участвовали только греки-мужчины

Участвуют все

Победители награждались оливко-

вым венком

Победители награждаются золотыми, се-

ребряными и бронзовыми медалями

Выступление поэтов и музыкантов в

перерывах между состязаниями

Проводится большая и разнообразная

культурная программа

Виды спорта

Бег

Все перечисленные виды в программе

королевы спорта» — легкой атлетики —

сохранились

Прыжки в длину

 

Метание копья

Метание диска

Борьба

Кулачный бой

Бокс

Гонки колесниц

Не сохранились. Включены десятки новых видов

-Используя таблицу, определите в каких видах спорта состязались атлеты в древности?

Учитель: Олимпийские игры включали несколько видов спорта. (Слайд № 6) Основные: бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьба. Все вместе они назывались пятиборьем, а также кулачный бой, бег с оружием, гонки колесниц.

Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 191 м (отсюда - наше слово “стадион”). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь.

Следующим видом соревнований были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывали вперед. Прыжки сопровождались музыкой. Музыка вообще была обязательна для соревнований. Она помогала атлетам соблюдать ритм.

Метание копья и диска были третьим и четвертым видом состязаний в пятиборье. Пятым состязанием была борьба.

В борьбе важно было не просто победить противника, но сделать это красиво.

Самым прославленным среди борцов был Милон. Шесть раз подряд он становился победителем Олимпийских игр.

Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу. Кулачный бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы получали серьезные увечья.

Захватывающее зрелище представляло соревнование колесниц, запряженных четверкой лошадей. Это состязание происходило на специально устроенном ипподроме. Само слово ипподром в переводе означает “лошадиный бег”. Победителем считался не наездник, а владелец лошадей. Выставить четверку лошадей могли лишь самые богатые люди. О лошадях-победителях слагались стихи, им ставили памятники. Но не меньшей славой пользовались и возницы, которые управляли колесницами. Повсюду в Греции рассказывали о подвигах Полидама. Этот возница одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей.

Знаменитый бегун и кулачный боец Феаген уже в детстве был не по годам силен. Однажды он унес с рыночной площади бронзовую статую, которою заставили вернуть на место.

Имя каждого победителя состязаний на Олимпийских играх вместе с именем его отца и названием города объявляли на стадионе. Атлета венчали венком из листьев дикой оливы, росшей у храма Зевса. Победителей в состязаниях колесниц награждали пальмовой веткой. Победитель возвращался в родной полис в пурпурной одежде и на колеснице. Весь город выходил ему навстречу. В его честь устраивали праздничный пир. Одну его статую ставили на городской площади, а другую - в Олимпии. В честь победителя родственники заказывали поэтам специальную песню. В ней прославлялся его род, полис и сам победитель. Потом эту песню исполняли на праздниках. Древние греки считали, что атлет победил не только благодаря своей силе, но и потому, что его выступление больше всего понравилось богам.

Назовите имена прославленных победителей. (Милон, Полидам)

Феаген.- знаменитый бегун и кулачный боец.

Милон-прославленный борец.

Полидам-очень сильный возница.

Обобщение и систематизация знаний. Звучит музыка.

А сейчас, давайте представим себя участниками олимпийских игр. Подсчитайте , пожалуйста свои жетоны.(Выбираю несколько детей , набравших наибольшее количество жетонов, обычно троих , из них выбираю двух финалистов при помощи карточек)

(Раздаю карточки №1, 2,3)

№1 Ответьте на вопросы

  1. Кто мог быть участником Олимпийских игр?
  2. Перечислите виды состязаний ?

№ 2Ответьте на вопросы

Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры? Покажите на линии времени.

№ 3.Ответьте на вопросы

Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет появляться на Олимпийских играх. Чем это можно объяснить? Сколько Олимпийских игр спартанцам пришлось пропустить?

Учитель. Перед вами игровое поле. Ваша задача дойти до финиша, правильно объясняя значение слова, имени или даты. Очередность определяем правильностью ответа на поставленный мной вопрос: В какой части Балканского полуострова расположена Греция?

Первый участник   

старт

Второй участник

старт

Зевс

Олимп

Пять дней

Раз в четыре года

атлет

776 год до н.э.

Милон

Полидам

финиш

финиш

Итог урока

Олимпийские игры были прекращены в 394 г. н.э. т.к. император Феодосий I запретил Олимпийские игры, как языческий культ, обратите внимание на современный вид Олимпии.(Слайд № 7)

Ребята проходят ли подобные игры в наше время ?

Используя таблицу, определите, что именно сохранилось, а что изменилось в проведении олимпийских игр ?

Сохранилась: периодичность, некоторые виды спорта.

Не сохранилось:

Включены новые виды спорта, участвуют все, место проведения изменяется.

Учредительный конгресс сторонников олимпиады состоялся в Париже 23 июня 1894 г. На нем было принято решение о проведении Олимпийских игр и создании Международного олимпийского комитета.

Годом I Олимпиады стал 1896-й. С тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на древнем алтаре Олимпии. (Слайд № 8)

Летом 2008 года в Китае прошли очередные Олимпийских игры. (Слайд № 9)

Использованная литература:

  1. А.А. Вигасин. История Древнего мира – М.:Просвещение, 2005.
  2. Г.И. Годер. Методическое пособие по истории Древнего мира – М.: Просвещение.
  3. Г.И. Годер. Задания и задачи по истории Древнего мира: Пособие для учителя – М.: Просвещение.
  4. Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Пособие для учащихся – М.: Просвещение.
  5. О.В. Арасланова. История Древнего мира.5 класс: Поурочные разработки к учебнику А.А. Вигасина – М.:ВАКО, 2005.

Приложение