Методическая разработка урока истории для 7-го класса "Эпоха Возрождения — неиссякаемый источник вдохновения"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • образовательные: в ходе групповой работы посредством выполнения различных заданий повторить важные события, достижения эпохи Возрождения в Европе, вспомнить ярких представителей данной эпохи;
  • развивающие: продолжить формировать навык общения и работы в группах; развивать творческие способности и психические процессы учащихся;
  • воспитательные: показать взаимосвязь между знанием культурного наследия и становлением личности человека, важность этих знаний для формирования собственных взглядов на человека и мир.

Тип урока: Повторительно-обобщающий

Форма урока: Групповая работа

Основные термины и понятия по изученной теме.

Методы обучения:

  • работа в группах,
  • выполнение разнообразных заданий,
  • использование эмоциональных средств музыки и литературы.

Оборудование: Оформление доски, закрытое высказывание, учебники, репродукции, конверты с заданиями для групп, задания на доске, списки групп, листы для ответов, листы для ассистентов.

Межпредметные связи: Музыка, литература

Домашнее задание: Нет

1. Вступительное слово учителя.

Звучит музыка (сочинения для органа и трубы авторов XVII-XVIII веков). На её фоне учитель читает сонет У. Шекспира.

Уж если ты разлюбишь,– так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром – утром без отрады.

Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею,
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее.

Что нет невзгод, а есть одна беда –
Твоей любви лишиться навсегда.

2. Постановка целей урока.

Вы, наверно, узнали строки великого Уильяма Шекспира. Он был одним из тех, кто жил и творил в эпоху Возрождения. Он был одним из тех, чьё творчество до сих пор волнует людей всего мира. На двух уроках мы с вами вели разговор о достижениях европейской культуры эпохи Возрождения. Как это мало – два урока! Мало для того, чтобы по-настоящему прикоснуться к неповторимому миру культуры Возрождения, К сожалению, у нас нет возможности отправиться в Италию или посетить с экскурсией Лувр. Но у нас есть возможность прямо сейчас ещё раз коснуться мгновений эпохи, которая до сих пор по прошествии многих веков является неиссякаемым источником вдохновения для творческих людей. Поэтому урок так и будет называться: “Эпоха Возрождения – неиссякаемый источник вдохновения”. Наша задача сегодня: повторить материал по теме “Эпоха Возрождения”, вспомнить ярких представителей и достижения культуры этого периода европейской истории, а также ответить на вопросы, написанные на доске (см. далее). Работать вы будете в группах (по группам учащиеся рассажены до начала урока). Мне будут помогать ассистенты. Оцениваться ваша работа на уроке будет по результатам выполненных заданий. Обратите, пожалуйста, внимание, что сегодня звучит прекрасная музыка XVII-XVIII веков.

3. Работа в группах.

(Класс разделён на группы. 4 группы и группа ассистентов учителя (2 чел.)).

Обратите внимание на доску. На ней написаны слова французского философа Сартра. По ходу выполнения заданий, я буду открывать высказывание по частям, и мы сможем узнать, что Сартр говорил о культуре.

КУЛЬТУРА – ДЕЛО РУК ЧЕЛОВЕКА, В НЕЙ ОН ИЩЕТ СВОЁ ОТРАЖЕНИЕ, В НЕЙ УЗНАЁТ СЕБЯ. (Сартр)

Задание 1. “Чистая доска”.

На доске вразбивку написаны понятия, слова, названия, имена, относящиеся к изученной теме. Задача учащихся: объяснить, какое отношение имеют написанные слова к изученной теме. После того, как учащиеся объясняют слово, оно убирается с доски. В результате задания доска должна остаться чистой. Учитель спрашивает учащихся по поднятой руке. Каждый правильный ответ фиксируется ассистентами в оценочных листах (см. Приложение).

Например: Ренессанс, Древняя Греция, Древний Рим, человек, мадригалы, личность, человек, Италия

Молодцы! Вы вспомнили, что образцом для подражания деятели В. выбрали искусство античности. Именно культуру Др. Греции и Др. Рима они считали своим источником вдохновения.

Задание 2. “Угадай героя”

Учитель зачитывает для каждой группы характеристики исторических деятелей эпохи Возрождения. Задача учащихся: угадать, о ком идёт речь.

  1. Польский астроном. Получил прекрасное образование, учился в Краковском университете и университетах Италии. Изучал живопись, математику, философию, греческий язык, астрономию, юридические науки, медицину… Написал книгу “О вращении небесных тел” (Н. Коперник)
  2. Художник, скульптор, поэт…Человек, который смог сделать скульптуру высотой 5,5 метров (Микеланджело)
  3. Писатель из Англии, который придумал остров, название которого переводится как “несуществующее место”, где имущество и земля принадлежали всем, где не было войн, зависти… (Томас Мор)
  4. Настоящий титан эпохи Возрождения. Его уникальная одарённость поражала современников. Мог одной рукой согнуть подкову. Всю жизнь мечтал сконструировать аппарат, на котором человек мог бы летать. На одной из его картин изображена женщина с очень загадочной улыбкой  (Л.да Винчи)

Задание 3. “Оживи картину”.

Учащимся каждой группы предлагается (в конверте) название картины или скульптуры эпохи Возрождения. Задача: показать без слов, что изображено на картине. Все остальные должны отгадать автора и название произведения. Разрешается пользоваться цветными вклейками учебника.

1. “Джоконда” Леонардо да Винчи

2. Статуя “Давид” Микеланджело

3. “Возвращение блудного сына” Рембрандта

4. “Сикстинская мадонна” Рафаэля.

Задание 4. “Разгадай криптограмму”.

Группам выдаётся криптограмма (или записана на закрытой доске), в которой зашифровано высказывание известного литератора Возрождения. Цифры в клеточках криптограммы соответствуют номерам букв в русском алфавите (алфавиты с номерами букв выдаются, см. Приложение). Нужно расшифровать фразу и вспомнить её автора.

ВЕСЬ МИР – ТЕАТР, И ВСЕ МЫ В НЁМ – АКТЁРЫ  (У.ШЕКСПИР)

3 6 19 30   14 10 18 - 20 6 1 20 18,

10 3 19 6   14 29 3   15 7 14 - 1 12 20 7 18 29.

Задание 6. “Верю-не верю”.

У каждой группы имеются чистые листы. Это задание выполняется на одном из листов, на котором предварительно написано имя капитана. Учитель зачитывает фразы. Если учащиеся согласны, ставят плюс, если не согласны – минус. Задание выполняется письменно и сдаётся ассистентам.

1. Николай Коперник был сожжен на костре как еретик (-).

2. Эпоха Возрождения и эпоха Ренессанса – это одно и тоже (+)

3. В романе “Гаргантюа и Пантагрюэль” рассказывается о жизни двух великанов (+)

4. Записи Леонардо да Винчи можно прочитать только с помощью зеркала (+)

5. Родиной возрождения считается Италия(+).

6. Ни один из ученых эпохи В. не доказал, что Земля вращается вокруг Солнца и своей оси(-)

7. Уильям Шекспир создал картину “Мона Лиза” (-)

8. Одним из самых известных произведений Шекспира явл-ся пьеса “Ромео и Мария”(-)

9. Джордано Бруно – это ученый, открывший всемирный закон тяготения(-).

10. Лоренцо Великолепный – это музыкант эпохи Возрождения(+).

В результате учащиеся соединяют поставленные точки. Должна получиться пятёрка.

Задание 7. “Четвёртый лишний”.

Каждой группе предлагается в каждой строчке найти лишнюю фамилию и объяснить, почему она здесь лишняя.

1. Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рабле, Рафаэль

2. Сервантес, Бруно, Гарвей, Ньютон

3. Шекспир, Коперник, Туполев, Рембрандт

Задание 8. “Музей Возрождения” (дополнительное)

Учащимся предлагается придумать и описать, каким они видят музей Возрождения, какие экспонаты они там бы поместили.

4. Работа с высказыванием.

После выполнения каждого задания учитель постепенно открывает на доске высказывание Сартра.

- Как вы понимаете это высказывание? (обсуждение с классом)

5. Подведение итогов.

Работа с вопросами, записанными учителем на доске. Учащимся предлагается обсудить ответы на них в группах, а затем каждая группа озвучивает свой ответ. Высказываться могут все участники групп. В это время ассистенты подсчитывают результаты выполнения заданий группами и выявляет победителя.

- Нужно ли искусство Ренессанса современному человеку? Чем оно может быть нам интересно?

- Почему человек должен иметь представление о достижениях мировой культуры, культуры своей страны, культуры своего края?

Подведение итогов.

6, Заключительное слово учителя.

(Снова звучит музыка).

Учитель: Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие в эпоху Возрождения. Сколько времени прошло с тех пор! Не одно столетие. А люди все равно восхищаются картинами Леонардо да Винчи и Рембрандта, трагедиями Шекспира и романами Рабле. Научные открытия Ньютона, Коперника, Галилея, Гарвея нашли применение и в современном мире. Школьники обращаются к произведениям мастеров Возрождения и на уроках истории, и на уроках литературы, и на уроках ИЗО. Значит, действительно, эпоха Возрождения – это неиссякаемый источник вдохновения, откуда можно снова и снова черпать силы и идеи для творчества. И закончить наш сегодняшний разговор я хотела бы словами самого Микеланджело:

“Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый
Веками будет согревать сердца”

Спасибо за работу на уроке!

ПРИЛОЖЕНИЕ.