Технология критического мышления.
Тип урока: интегрированный урок с использованием мультимедийной презентации
Форма проведения: работа в группах
Цели урока: В ходе совместной групповой работы проанализировать предложенную информацию, ответить на вопрос темы, а так же предложить свои варианты разрешения проблем, если таковые есть.
Задачи урока:
Образовательные:
- умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить
Развивающие:
- способность учащихся вынести здравое суждение о предложенной им точке зрения или модели поведения
- развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
- умение ценить совместную работу, в которой возникает общее решение
Воспитательные:
- воспитание активной жизненной позиции
- воспитание уважения к своей малой Родине
Эпиграф к уроку:
"Я живу в Каа-Хемском районе
Ничего нет милее его,
Широки и прекрасны просторы
И глубокие реки его.
Здесь раздолье и дышится вольно.
Сердце бьется и радостно мне,
Что живу я в родном Каа-Хеме,
В благодатной и гордой Туве.
Дрибница К. - 7 "А"
План урока:
- Проблемы современности (устный опрос).
- Проблемы, возникающие в результате взаимодействия человека и природы.
- Проблемы, обусловленные отношением человека и общества.
- Подведение итогов.
Ход урока
В начале урока устный опрос о проблемах современности.
Ребята, мы с вами проживаем в Каа-Хемском районе, мы любим и гордимся своей малой Родиной, и мне кажется, что стихи нашей ученицы как нельзя лучше выражают нашу любовь.
Далее работая с карточками класс, отвечает на вопрос: "Есть ли проблемы в Каа-Хемском районе?" при этом поднимая карточки:
- Красная - проблемы есть
- Зеленая - проблем нет и нечего обсуждать.
- Желтая - сомневаюсь.
Далее работа в группах с высказываниями: Вставить пропущенные слова, карточки подготовлены заранее.
- "С нашим появлением континенты быстро дряхлеют" - Э.Хемингуэй.
- " Как это получается, что вода, столь нужная, что без нее было бы невозможно жить, ценится так низко, тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так высоко". Американский экономист А.Смит
О чем мы, с вами, судя по этим высказываниям, будем говорить? Правильно - о проблемах, возникающих в результате взаимодействия человека и природы.
2 слайд: Каа-Хем богат лесными угодьями - 2.286.153 га. Деревья поглощают из атмосферы пресловутый углекислый газ.
3 слайд: Но в результате обширных пожаров, уничтожено более 8 тысяч га лесов.
В итоге, за последние 100 лет, концентрация углекислого газа увеличилась на треть. Если дело так пойдет то на земле потеплеет еще на 4-6 градусов т, Е. скорость перегрева возрастет, чуть ли не в 10 раз. Последствия этого могут быть необратимы. Исследователь Барашенков В. Приходит к выводу: "Чем больше углекислого газа попадает в атмосферу, тем нам теплее. Процесс медленный, но неумолимый, поскольку снующие по дорогам автомашины, топки котельных и электростанций, многочисленные заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу многие миллионы тонн".
Что же делать? Вы можете предложить самое простое и дешевое средство? - восстанавливать леса на планете!!!
4 слайд: Мы с вами на протяжении 5 лет, начиная, с весны и до конца июля вынуждены "жить в дыму", а ведь последствия угарного газа нам известны.
Постепенно ткани и клетки организма остаются без кислорода, вся жизнедеятельность нарушается и очень скоро прекращается.
5 слайд: Кроме того, необходимо модернизировать транспорт. Зачем спросите вы? Дело в том, что количество транспорта увеличивается: так по данным ГБДД в с. Срыг - Сеп на каждого 6 жителя приходится одно транспортное средство, здесь не учитываются мотоциклы, мопеды, бураны, которых значительное количество.
А в результате выбросов бензина происходит следующее:
Около 70% свинца, добавленного к бензину, попадает в окружающую среду с отработанными газами, из них 30% оседает на земле сразу за срезом выхлопной трубы, а 40% в качестве аэрозоля перемещается в соответствии с розой ветров и осаждается на удалении от места выброса.
Так что же необходимо предпринимать в этой области?
Ответ простой: внедрять энергосберегающие технологии, экологически чистое топливо (семечки подсолнуха на Украине), солнечные батареи, ветряные электростанции - Норвегия, Финляндия, Египет.
6 слайд: Казалось бы, элементарно и не сложно для каждого жителя поддерживать порядок на улице, ведь мы это делаем ежедневно у себя дома, но видимо все, что находится за пределами частной собственности мало кого волнует. В порядке вещей выйти на улицу и вылить под ноги прохожих помои. Пожарные переулки как выясняется, определили под мусор жителей улиц.
7 слайд: В районе в прошлом году поднимался этот вопрос и состоялось:
Международное детское экологическое движение "Зеленая планета" -Акция состоялась 20 апреля 2007года в с.Сарыг-Сеп. В акции приняли участие -250 человек, представители от 23 учреждений.
Результат:
1.Очищен берег протоки р.Енисей
2. Посажена аллея выпускников
3. Приведены в порядок 2 сквера
4. 120 подписей в защиту экологии
8 слайд: Но что мы видим уже осенью? Учащаяся этого класса Феронова Люба вместе с руководителем Макаевских Н.В. проводили исследование восточного притока р. Енисей :
Вывод: Необходимо очистить берег реки.
Состояние воды удовлетворительное, но в пищу использовать с осторожностью.
Ученый Кларк отмечает, что за последние 50 лет цены на нефть выросли в 10 раз, а на воду для бытовых нужд примерно в 100раз, а на питьевую воду в 1000раз. В России природно-чистая вода становится важнейшим источником национального достояния, более 80 фирм выпускают воду в бутылках. Мы с вами можем похвастаться тем, что не покупаем и пьем чистую воду, но нельзя забывать о том, что это пока.
9слайд: А вот, что мы наблюдаем ежедневно и в центре села и на ее окраинах. ЗАДАНИЕ: каждая группа заполняет РОМАШКУ с пятью принципами природоохранной деятельностью граждан Каа - Хема.
Варианты могут быть следующие:
- Личная ответственность за мир
- Необходимость нравственного совершенствования
- Гармония человека с природой
- Признание равноценности всего живого
- Ненасилие
- Самоограничение вместо потребительства
- Становление любовно-творческой личности
Проблемы, обусловленные отношением человека и общества: 10 - 20 слайды
10 слайд: Численность Каа - Хемского района
Национальный состав района не известен, таких данных в статистическом отделе района нет.
11 слайд: Показатели изменения численности населения Каа - Хемского района
- Рождаемость в 2007 году превышает показатели 2006 года и составляет - 271,но так же увеличилось количество абортов - 171.
- Мужчин в Каа-Хемском районе на 409 человек меньше, чем женщин.
- Средний возраст жителя Каа-Хемского района - 44 года.
- Средний состав семьи на конец 2007 года по Каа- Хемскому району составляет - 4 человека, всего семей с детьми - 2340
- Многодетная семья - 281 - 12%
- Неполных семей - 364 - 16%, детей - 566
- Малоимущих семей - 1620 - 69,2%, в них детей - 1816
- Ежемесячное пособие на ребенка - 219руб.
- Прожиточный минимум - 4000рублей
12 слайд Занятость населения: В Каа-Хемском районе трудится 52% трудоспособного населения
13 слайд: Заболевания, оказывающие негативное влияние на здоровье человека.
Общая заболеваемость сифилисом в Республике Тыва превышает показатели РФ в 6 раз и по СибФО в 4 раза за 2006 год.
14 слайд: Данные о преступности по Каа-Хемскому району
2007г. - 27 несовершеннолетних совершили преступления,
в том числе 2 убийства.
За 3 года на учет в ПДН было поставлено около 500 несовершеннолетних
Ежемесячно на учете стоят от 60-70 несовершеннолетних
Некоторые несовершеннолетние стоят на учете в течении 3 лет.
3 несовершеннолетних в 2007 году родили детей.
2 несовершеннолетних больны сифилисом (1 школьник, 1 уч-ся ПУ)
15 слайд: На учете у нарколога
Увеличивается с каждым годом количество анонимных алкоголиков и наркоманов. В настоящее время их 120 человек.
Среди несовершеннолетних на учете стоят 2 - один по наркомании, другой по алкоголизму.
Тема наркомании и алкоголизма ребятам знакома так как они принимали активное участие в конкурсе сочинений на эту тему и вошли в десятку лучших по Республике Тыва.
После знакомства со слайдами презентации, каждая группа по желанию выбирает проблему Каа - Хема и ребята заполняют "Фишбоун"
Подведение итогов: поднятие карточек, изменилось ли ваше мнение?
А закончить урок хочется следующими словами:
И, наконец, еще: слова не есть дела.
Деянье - это плоть! Слова же -только тени:
Ты можешь сотни лет о жемчуге твердить,
Но если не нырнешь - он твой лишь в сновиденье. (Насир Хосров)
Ребята делают вывод: проблем много и их необходимо решать всем вместе и сообща.
По вопросу презентации обращайтесь к автору статьи.