Цели:
- Дать представление о настроениях российского общества в первой половине XVII века;
- Показать высокую гражданственность и патриотизм русского народа в период Смутного времени;
- Сформулировать активную гражданскую позицию современного российского гражданина.
Задачи:
- Определение причин возникновения, целей, значения народных движений в Смутное время;
- Развитие у учащихся навыков работы с историческим материалом, коммуникативных навыков работы в группе;
- Воспитание гражданственности и патриотизма на героических примерах К.Минина и Д.Пожарского, чувства сопереживания и сообразности мышления;
- Формирование диалогичности исторического мышления, осознания себя как гражданина современного российского государства (для 10-х классов).
План урока:
- Краткое изложение исторических событий Смутного времени (в 7-х классах – рассказ учителя; в 10-х классах – возможен рассказ учащихся по опережающему заданию);
- Обсуждение проблемных вопросов, связанных с историческими событиями;
- Работа в группах по индивидуальным заданиям для каждой группы;
- Рефлексия.
Оборудование:
- Мультимедийная аппаратура, экран, доска;
- Электронное учебное пособие: “Энциклопедия истории России. 862-1917 гг.”, “Коминфо”. ЗАО “Новый диск”, 2004 г.;
- Раздаточный материал: отрывки из исторических документов, цитаты участников событий, выдающихся историков и современных деятелей о событиях начала XVII в.
Основная форма организации деятельности учащихся на уроке – групповая работа. Ученики класса разбиты на 4 творческие группы.
Структура урока
1.Вводная речь учителя о теме, целях, задачах урока (1-2 минуты).
2.Исторический рассказ о событиях Смутного времени, сопровождаемый показом слайдов: карта, тексты, портреты участников событий (10-15) минут.
3.Беседа с учащимися по заданиям на основе рассказанного материала (5 минут).
4. Работа в группах. - 20 минут (на каждую группу – по 3-5 минут).
5. Подведение итогов. Рефлексия (2-3 минуты).
Ход урока
1. Вводная речь учителя.
На доске имеются следующие записи:
Смутное время (1598-1613) гг.
Периодизация царей Смутного времени:
1598-1605 гг. – Борис Годунов
1605 г. – Лжедмитрий I
1606-1610 гг. – Василий Шуйский
1610- 1612 гг. – “Семибоярщина”
1613 г. – Михаил Романов
Освободительная борьба:
1609-1611 гг. – оборона Смоленска
1611-1612 гг. – создание народного ополчения под предводительством
Кузьмы Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского и освобождение Москвы
2. Исторический рассказ (содержание конспекта):
Сопровождается показом слайдов.
Причины Смутного времени коренились в самом строе Московского государства XVI века: 1) династический кризис;
2) тяжелое экономическое положение (1601-1602 гг. – голодные)
После смерти Ивана IV началась жестокая борьба за власть. Сначала царствовал его сын Федор Иванович, но фактически власть принадлежала царскому опричнику Борису Годунову, которого в 1598 г. Земский собор избрал на царство.
Борис Годунов:
Мягкий, любезный, склонный к привету и ласке в личном обращении, “светлодушный”, по современному определению, Борис был чуток к добру и злу, к правде и лжи, он не любил насильников и взяточников, не любил пьяниц, развратников. Воспитанный в среде опричников, он тем не менее совсем не был на них похож. За время его правления двор стал тихим, трезвым, добрым. На интриги он отвечал не кровавыми казнями, а ссылками, казнил – по суду. Власть держал твердо. Он был популярен, страна испытала облегчение. Население после опричнины и опустошения земель возвращалось, торговля в городах оживилась. Москва расстроилась. Ропот зависти и злобы распространялся среди его врагов. Неожиданно (1591г.) умер малолетний царевич Дмитрий – сын Ивана Грозного. Приписали Годунову. Началось движение “За истинного царя Дмитрия Ивановича” (В.О. Ключевский)
После того, как Годунов отверг план объединения России и Польши и приступил к строительству Смоленской крепости для обороны, московские бояре вступив в сговор с польскими и литовскими магнатами, предложили Лжедмитрия.
Лжедмитрий I:
Монах Чудова монастыря, Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, тайно поклялся папе Римскому (1601 г.), что став царем обратит Россию в католическую веру (В.О.Ключевский).
Лжедмитрий обручился с дочерью польского магната Мариной Мнишек. Его поддержал и народ и церковь. В 1604 г. войско самозванца выступило из Львова. Все присягали ему на верность. В 1605 г. Годунов неожиданно умер и Лжедмитрий воцарился на престол. Но пробыл только один год. Поляки расхищали казну, оскорбляли национальное достоинство, религиозные чувства русского народа. Движение сопротивления против него возглавил боярин Василий Шуйский. Лжедмитрий был убит, на престоле оказался В.Шуйский (1606-1610 гг.)
Василий Шуйский:
При вступлении на престол ему было за пятьдесят. Молодость свою провел при Иване Грозном и решительно ничем не выказал себя. Василий повиновался Борису Годунову беспрекословно. Исполнил следствие по поводу убийства царевича Дмитрия и до поры, до времени верно служил Борису. Бориса не стало. При первом народном восстании против Годуновых Василий выходил на площадь, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев. Народный суд приговорил его к смерти, С терпением и мужеством Василий пошел на казнь и, не ожидая спасения, бестрепетно сказал народу: “- Умираю за веру и правду!”. Народ великодушно простил и заменил смертную казнь ссылкой в Вятку, после чего московские торговые люди вернули его ко двору, а бояре согласились выбрать его в цари. Знатность его рода, как старейшей отрасли св. Александра Невского, содействовала уважению к его речам, когда он говорил о том, что царь Лжедмитрий изменяет православию, что у него уговор разорить церкви и построить вместо них костелы (Н.И.Костомаров).
В 1607-1608 гг. появился Лжедмитрий II. Народ снова поверил. Весть о том, что царевич жив, быстро разнеслась по округе. Поляки с новым Лжедмитрием двинулись на Москву. Сдавались город за городом и пополнялось войско самозванца. Основную часть войска составляли казаки. В июне 1608 г. подошли к Москве, разбили лагерь в с.Тушине. Поляки привезли Марину Мнишек на опознание, она поддалась на уговоры и опознала в нем своего мужа. Эта весть быстро разнеслась по Руси. На стороне Лжедмитрия II были Псков, Суздаль. Углич. Ростов, Ярославль. Тверь и др. города.
В 1609 г. Речь Посполитая объявила войну России. Лжедмитрий II сбежал в Калугу. Где был убит.
В.Шуйский обратился за помощью к Шведскому королю, пообещав ему Корелу и участок Балтийского моря. Появился Лжедмитрий III, который со своим войском пошел на Москву с Запада. В 1610 г. Василий Шуйский был свергнут, а в 1611 г. шведы захватили Новгород.
“Семибоярщина”:
Власть перешла в руки группы семи бояр. В августе 1610 г. они заключили договор с польским королем о приглашении на русский престол его сына королевича Владислава и осенью впустили поляков в Москву.
Положение страны стало тяжелым. Развернулось широкое движение – против поляков. Центром сопротивления стала Троице-Сергиева лавра. Рассылались призывные грамоты встать на защиту Родины. С 1609 по 1611 гг. длилась оборона Смоленска против польского войска атамана Ходкевича.
Первое народное ополчение возглавили дворянин Ляпунов и князь Трубецкой. Но это ополчение потерпело поражение.
В 1611 г. в Нижнем Новгороде собралось второе ополчение, его возглавили князь Дмитрий Михайлович Пожарский и посадский староста Козьма Минин.
К.Минин и Д.Пожарский:
В Нижнем Новгороде выступил перед собранием выбранный нижегородский староста Козьма Захарыч Минин-Сухорук. На всенародной сходке у собора говорил народу:
“Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших. Будем бить челом, чтоб кто-нибудь стал у нас начальником. Дело великое! Мы совершим его, если Бог поможет. И какая хвала будет нам от русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет великое дело. Я знаю, только мы на это подвинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников”.
Князь Пожарский находился в своей вотчине за 120 верст от Нижнего Новгорода, и едва оправился от ран, полученных в Москве при участии в первом народном ополчении. К нему прибыли нижегородского Печерского монастыря архимандрит Феодосий и дворянин Болтин с посадскими людьми приглашать его сделаться начальником ополчения. Которое затевалось в Нижнем Новгороде. Князь Пожарский отвечал: “- Рад за православную веру страдать до смерти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который бы мог со мною быть у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям. У вас есть в городе человек бывалый – Козьма Минин-Сухорук. Ему такое дело за обычай” (Н.И.Костомаров).
Руководители выработали программу ясную, патриотическую, был объявлен сбор средств и разосланы грамоты с призывом на борьбу. Центром освободительного движения стал Нижний Новгород. К.Минин возглавил “Совет всей земли”. Князь Д.Пожарский возглавил войско.
В 1612 г. ополчение, расширившись (шли через Ярославль, обошли Москву западнее, отрезав путь польскому войску атамана Ходкевича), подошло к Москве. Поляки, засевшие в Москве, не желали сдаваться. Гуманное предложение сдаться было отвергнуто, началась осада Китай-города. Через 2 месяца Кремль сдал оружие. Москва была освобождена. Освобождение Москвы (22 октября 1612 г.) вызвало резкий патриотический подъем среди населения и привело к изгнанию захватчиков со всей земли.
Имена Минина и Пожарского увековечены. Позднее через 200 лет им был поставлен памятник перед собором В.Блаженного на Красной площади в Москве с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. 1818 г.”.
В 1613 г. Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова, племянника царя Федора Ивановича по женской линии.
3. Беседа с учащимися по заданиям на основе рассказанного материала:
Задание 1. Проблемные вопросы:
- Почему стало возможным появление Лжедмитриев I , II, III?
- Почему в Смутное время была сильная политическая неустойчивость?
- Почему весь народ поднялся на борьбу с захватчиками?
Задание 2. Дайте оценку поведению (для 10-х классов – аргументированные суждения):
- Бориса Годунова
- Лжедмитрия I
- Василия Шуйского
- “Семибоярщины”
- К.Минина и Д.Пожарского.
Задание 3. Вопросы по надписи на памятнике К.Минину и Д.Пожарскому (для 10-х классов – аргументированные суждения):
- Почему К. Минина назвали гражданином?
- Почему “благодарная” Россия, а не от граждан России?
4
. Работа в группах:Учащиеся разбиваются на 4 группы, получают задания для каждой группы.
После обсуждения данного им задания (3-5 минут) каждая группа представляет ответ (3-5 минут).
Задание группе 1.
Гражданственность – это явление политико-правовое;
- это единство правовой и политической культур, в основе которого лежит нравственная культура.
В какие исторические периоды времени повышается гражданственность?
В чем гражданственность проявляется в наше время (для 10-х классов)?
Задание группе 2.
Гражданин обязан:
- соблюдать Конституцию и др. нормативные акты;
- платить налоги;
- охранять природу, окружающую среду;
- защищать Отечество;
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
Что можно сказать о гражданской ответственности (защищать Отечество) применительно к событиям Смутного времени XVII в.?
Что больше проявилось в создании народных ополчений Минина и Пожарского? Гражданская ответственность или гражданское чувство (для 10-х классов)?
Задание группе 3.
Гражданин – это человек со сформировавшейся правовой и политической культурой, и который при этом нравственно воспитан?
В чем проявилась нравственная культура гражданина К.Минина в период освобождения Москвы от поляков?
Призыв К.Минина – не искать личных выгод, а все отдать на общее дело – С.М.Соловьев назвал “подвигом нравственного очищения”. Почему?
Что можно сказать о нравственной культуре гражданина нашего времени (для 10-х классов)?
Задание группе 4.
Гражданское общество – это социально-экономическое и культурное пространство, в котором свободные люди реализуют свои интересы.
Можно ли считать Смутное время историческим поворотом к гражданскому обществу?
Прав ли И.Е.Забелин, говоря: “Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно”? Прокомментируйте.
Как развивается гражданское общество на современном этапе (для 10-х классов)?
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель просит ответить учеников на следующие вопросы:
Какие факты, сведения, о которых Вы узнали на уроке, произвели на Вас наибольшее впечатление, заставили задуматься?
Чем понравилась (или не понравилась) работа в группе?
Какая информация кажется Вам наиболее достоверной, запоминающейся: изученная самостоятельно из исторических источников или прочитанная в книге?
Выставление отметок.