Цели урока:
- Охарактеризовать личность Екатерины II, познакомить учащихся с реформами 18 века, показать необходимость развития капиталистических отношений, сравнить политику Екатерины II и предшествующих ей правителей и сделать вывод о роли личности Екатерины II в истории.
- Совершенствовать работу с учебником, документами, умение составлять таблицу, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, развивать логическое мышление, умение общаться, доносить до аудитории информацию, анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, устанавливать причины, следствия, связи между историческими явлениями
- Воспитывать на примере Екатерины II – образованнейшей женщины, желание расширять свой кругозор, развивать интерес к наукам, патриотизм, гордость за свою Родину.
Оборудование урока: учебник «История России» часть 2, иллюстрации, документы, атлас, карта «Экономическое развитие России во второй половине 18 века», памятки.
Тип урока: изучение нового материала
Форма учебной работы: групповая
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный
- репродуктивный
- частично – поисковой
- проблемный
Оформление доски
Раздел «Россия во второй половине 18 века»
Тема: «Внутренняя политика Екатерины II»
Карта «Экономическое развитие России во второй половине 18 века»
Портрет Екатерины II
Проблемный вопрос по разделу : «Традиционализм или модернизация характерны для России во второй половине 18 века?»
Проблемный вопрос по теме урока: «Немка на престоле» или Великая государыня?»
Таблица
Модернизация | Традиционализм |
Ход урока
1. Вводное слово учителя
Закончилась эпоха дворцовых переворотов, к власти пришла Екатерина II, которую назовут «Великая», правившая страной с 1762 по 1796г.г. на протяжении 34 лет – целой эпохи, ей будут посвящены несколько уроков
Тема сегодняшнего урока «внутренняя политика Екатерины II»
2. Постановка целей урока учащимися (возможна их запись на доске)
3. Озвучивание проблемных заданий
- на данный конкретный урок (запись на доске)
- на всю тему (запись на доске)
4. Разделение класса на группы, каждой из которой дается пакет документов.
Работа в группах предполагается в течении 8-10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы.
На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ на проблемное задание в письменном виде – эссе.
1 группа
Личность Екатерины II
Группа получает задание:
- Прочитать учебник п.47 стр. 61,62
- В.О. Ключевский «Характер»
- Использовать памятку «Характеристика исторической личности»
В течение 8-10 минут группа готовит:
- Устное выступление по теме (не более 5 минут)
- На листке ватмана выписывает основные черты характера Екатерины II
Памятка – алгоритм характеристики исторической личности
- Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
- Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
- Интересы какого класса (классов) выражает исторический деятель?
- Значение его личных качеств.
- Оценка результатов деятельности исторической личности.
2 группа
Эпоха просвещения
Группа получает задание:
- Прочитать п. 47 стр. 62
- Наказ Екатерины II
- Дополнительные материалы
- Использовать памятку «Умение доказывать»
В течение 8-10 минут группа готовит устное выступление по вопросам
- Идеи, которые свидетельствуют о политике «просвещенного абсолютизма»
- Как вы думаете, что было реальным для практического осуществления, а что утопительно
- На листке ватмана выписывают основные идеи «Наказа»
Памятка – алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать
Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.
- Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.
- Определи вывод, который будешь доказывать.
- Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
- Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
- Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
- Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
3 группа
«Золотой век дворянства»
Группа получает задание:
- Прочитать учебник п.47 стр.63
- Документ «Жалованная грамота дворянству»
В течение 8-10 минут ответить на вопросы:
- Почему время правления Екатерины II получило название «золотой век дворянства»
- Какую цель Екатерина II преследовала, создавая благоприятные условия жизни для этого слоя населения? (ответ рассчитан на 5 минут)
4 группа
Управление государством
Группа получает задание:
- Прочитать учебник п.47 стр. 62-63
- Познакомиться со схемой «Местное управление во 2 половине 18 века»
В течение 8-10 минут
- Составить схему центральных органов власти при Екатерине II (на ватмане отобразить)
- Ответить на вопрос: какое значение для государства имела реформа управления (ответ рассчитан на 5 минут)
Заключение
- Обсуждение проблемного вопроса и выводы (можно заслушать только одну группу, остальные сдадут письменную работу – эссе.)
- Рефлексия: заполнение таблицы
Знал Узнал Хочу узнать - Оценивание работы учащихся (возможно самими учащимися)
- Комментирование домашнего задания (по выбору)
- п.47
- Подготовка сообщения на тему «Екатерина II как личность»
- Начать заполнение таблицы:
Традиционализм Модернизация
Памятка: как работать в группе
- Предложить учащимся разделиться на группы по способностям.
- Выбрать в группе лидера, который будет координировать работу.
- Группы получают четко сформулированные задания (каждый должен посильно участвовать в решении поставленных задач)
- Стараться включать в задания группам документы. Исторические источники, что позволит вырабатывать у учащихся навыки работы с ними.
- Представлять различные точки зрения на один и тот же вопрос. Чтобы учить анализировать. Сравнивать и делать выводы.
- Желательно ставить проблемные вопросы, рассчитанные как на отдельный урок, так и на целую тему.
- Для развития коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки предлагается оценивание работы самими учащимися в группе.
Список литературы:
- Буганов В.И., Зырянов П.И. История России конец 17-19 век. Учебник для 10 класса образовательных учреждений. М.Просвещение.2002
- Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе. М. Владос, 2001
- Ключевский В.О. «О русской истории» М.Просвещение, 1993
- Кочетов Н.С. История России. Конец 17-19 век.10 класс: Поурочные планы по учебнику В.И. Буганова, П.Н. Зырянова. Волгоград: Учитель, 2005
- Мироненко С.В. История Отчества: люди, идеи, решения. Очерки истории России 9 – начала 20 века. М. Политиздат, 1991
- Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России. К учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. Конец 16-18: 7 класс» (М.: Просвещение) М. Экзамен, 2006.