Методическая разработка урока обществознания "Экологический форум". 8-й класс

Разделы: История и обществознание, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Предмет: обществознание.

Место темы в учебном курсе: урок № 5 (после темы «Развитие общества»).

УМК: Обществознание. 8 класс. Л.М.Боголюбов и др. – М.: Просвещение, 2014

Класс: 8.

Цель: формирование знаний о глобальной экологической проблеме, экологическом состоянии РФ и мира.

Планируемые УУД:

личностные:

  • Осознание учащимися роли экологического сознания и культуры,
  • выработка понимания, что наша планета в буквальном смысле задыхается от мусора.
  • ориентация в социальных действиях с точки зрения экологической безопасности.

регулятивные:

  • Способствовать воспитанию нравственных качеств личности;
  • воспитание у учащихся уважения и ответственности за окружающий мир.

коммуникативные:

  • Продолжение работы над выработкой умений выступать публично, выражать свои мысли ясно, уверенно.

познавательные:

  • обобщение знаний об экологической проблеме, выделение ее причин, проявлений, последствий и необходимых условий для ее решения.

Метапредметный результат:

  • формирование умений систематизировать полученные знания, свободно владеть ими и применять на практике;
  • умение рассуждать и аргументировать свои ответы;
  • развитие общеучебных умений и навыков (работа с текстом, выделение главного, умение анализировать и делать выводы, сотрудничество и работа в группе);
  • самостоятельно определять и формулировать задачи урока.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основные термины и понятия: экологическая проблема; загрязнение воздуха, воды, почвы; техногенный кризис.

Межпредметные связи: экология, биология, география, правоведение.

Наглядность: презентация; распечатки с заданиями и текстами; составленная во время урока схема («ромашка») и ватманы (листы спредложениями групп).

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный этап. Учитель и обучающиеся приветствуют друг друга. Класс разделен на 5 групп.

II. Изучение новых знаний. Обсуждение проблемных вопросов.

-  Сегодня мы обсудим очень важную проблему, касающуюся каждого. Посмотрите на экран. О чем мы будем говорить на уроке? (демонстрируются слайды № 2-6 с загрязненной природой).

Дети называют термин «экологическая проблема».

- Да, именно экологическая проблема будет ключевой на нашем уроке. А поскольку урок пройдет в виде обсуждения, то тема урока – экологический форум.

Так, с помощью учителя учащиеся сформулировали тему урока (записывают тему урока).

 «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, – не только не блага, но несомненное и очевидное зло», - говорил Лев Толстой.

- Объясните эти слова. Можно ли согласиться с мнением Л.Н.Толстого? (Слайд № 7)

- Сформулируем вопросы, на которые нам нужно будет ответить в ходе урока. (Возможные ответы детей: Что такое экологическая проблема?

Причины возникновения экологической проблемы?

Последствия экологической проблемы?

Пути решения экологической проблемы? (Слайд № 8)

- О чем мы говорили на прошлом уроке? (О глобальных проблемах человечества).

- Какие проблемы называют глобальными? (ученики называют признаки глобальных проблем).

- Почему экологическая проблема является глобальной? (дети аргументируют).

- Когда и почему появилась экологическая проблема?

(Дети подводятся к правильному ответу: во второй половине 20 века. Научно-техническая революция, хозяйственная деятельность человека и активное использование полезных ископаемых земли привело к тому, что экологическая ситуация на нашей планете ухудшается буквально на глазах. Человечество стоит на пороге глобальной катастрофы техногенного характера).

Антуан де Сент-Экзюпери сказал: …Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете — мы экипаж одного корабля. Как вы понимаете эти слова? (Дети рассуждают над фразой). Слайд № 9.

- Экологическая проблема очень многолика. На доске вы видите «ромашку», на лепестках которой вам нужно обозначить проявления экологической проблемы в современном мире.

На доске в центре «ромашки» написано «Экологическая проблема». Дети обсуждают в группах, затем представители подходят к доске и вписывают в «лепестки» свои варианты. Нужно быть внимательными, чтобы не допускать повторений.

Возможные варианты:

  •  изменение климата Земли;
  • загрязнение воды;
  • загрязнение воздуха;
  • загрязнение почвы;
  • разрушение озонового слоя;
  • истощение запасов пресной воды;
  • рост заболеваний;
  • оскудение биологического разнообразия;
  • исчезновение некоторых видов животных, растений  и др.

- Как вы думаете, если мы не изменим свое отношение к окружающей среде, каковы будут последствия? (Дети предполагают).

- У вас на столах распечатки с прогнозом ученых на 2030 г. Прочитайте его, согласны ли вы с ним? Сформулируйте в нескольких предложениях перспективы развития мира, если мы ничего не изменим. Приложение № 1. Изменения окружающей среды и ожидаемые тенденции до 2030 г. [1]

- Ученые выделяют 3 варианта развития проблемы [2]. Познакомимся с ними (раздать детям распечатки).

1) пессимистический прогноз – предсказывающий в недалёком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий в сокращении населения и производства (англ. Учёный Томас Мальтус)

2) оптимистический прогноз – считающий, что: недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество ещё не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию. И станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (нем. учёный Фриц Бааде)

3)нейтральный прогноз – исходящий из того, что невозможно с определённостью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (амер. учёный Пол Кеннеди)
- С каким прогнозом вы согласитесь и почему?

- Как вы считаете, что необходимо сделать для того, чтобы последствия экологического кризиса были минимальными?

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Слайд № 10).

- Как вы думаете, откуда эти слова? (Из Конституции РФ).

Подвести учащихся к выводу, что есть альтернативы развития проблемы и многое зависит от нас. Очень важно понимать, что человек должен изменить свое отношение к миру, быть не завоевателем природы, а сотрудничать с ней.

- Каковы пути решения экологической проблемы? Посоветуйтесь в группах и предложите ваши варианты. Оформите ваши варианты на ватманах и через 7 минут вывесим их на доске. Обратите особое внимание на то, что меры по решению экологической проблемы должны быть всеобщими:

1. Только усилиями всего мирового сообщества можно минимизировать эту проблему.

2. Важно изменить систему экологического воспитания подрастающего поколения.

Обсуждение предложений.

К счастью, все больше государственных и общественных организаций понимает глубину и опасность проблемы.

Работа над улучшением сложившейся ситуации набирает обороты. Уже сейчас современные технологии предлагают многие способы решения экологических проблем, от создания экологических видов топлива, экологического транспорта до поиска новых экологически чистых источников энергии и разумного использования ресурсов Земли.

«Одна из сложнейших задач современности — проблемы замедления процесса уничтожения живой природы…» Арчи Карр (Слайд № 11).

III. Закрепление изученного.

- Какой вывод сделали для себя на уроке?

Подвести детей к выводу, что сегодня экологическая проблема стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь осознанная деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, понимание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема заключается в предотвращении стихийного воздействия людей на природу. Человек должен сознательно, целенаправленно, планомерно взаимодействовать с природой. Такое взаимодействие предполагает воспитание в каждом человеке эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

IV. Обобщение и систематизация.

Синквейн на тему «Экологическая проблема» (работа в группах).

V. Рефлексия.

  • Что нового Вы узнали сегодня на уроке?
  • Что Вам понравилось на уроке?
  • Что Вам было сложно?
  • О чем Вы хотели бы узнать подробнее?

VI. Домашнее задание (1 мин). Слайд № 12.

На выбор – подготовка простого плана «Экологическая проблема современности» или эссе по теме:

  • Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин. (Федор Достоевский).

На следующем уроке может быть проведена самостоятельная работа на закрепление знаний. Банк заданий в приложении № 2 [3]. Можно варьировать задания по желанию учителя.

Литература.

  1. http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/globalnye-ekologicheskie-problemy.html
  2. http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/04/14/razrabotka-uroka-po-teme-globalnye-problemy
  3. https://soc-oge.sdamgia.ru/search
  4. http://сезоны-года.рф/решение%20экологических%20проблем.html
  5. http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/globalnye-ekologicheskie-problemy.html