Цели:
образовательная: познакомить учащихся с военной историей греков;
развивающая: развитие познавательного интереса к истории, показать основные принципы работы с учебником, наглядными пособиями и т.д.;
познавательная: развитие мотивации, интереса к истории.;
Новые слова: 490 г. до н.э., стратег, Мильтиад, Платеи, Марафон, фаланга.
Оборудование: учебник, доска, книга “История+Интернет”, иллюстрации с флеш-карты: схема Марафонской битвы, Марафон “Сегодня” и др.
Ход урока
Слова учителя | Работа учеников |
1. Орг. момент. Мы с вами как великие воины создали Современное государство “Грецию”. Обратимся к истории Древней Греции. Которая была наполнена битвами и сражениями. Одними из важнейших войн в Древней Греции были Греко-персидские войны. Зевс, как главный бог Олимпии направил нам своё послание. Послушайте его. О, дети славной Эллады! Не было ничего важней для богов Олимпа, чем защита родной земли! Так услышьте и слушайте! Рассказ о битве греков с персами в Марафонской бухте! Тема урока: “ Победа греков над персами в Марафонской битве”. В начале V века до н.э. владыка огромной персидской державы могущественный царь Дарий Первый задумал подчинить себе новые страны. В города Эллады пребывали персидские послы. Они нагло заявляли: “Наш повелитель, царь царей, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды”. Жители многих полисов считали безнадёжным сопротивляться персам и покорились Дарию. Лишь в двух крупнейших городах Афинах и Спарте – поступили иначе. Когда персидские послы прибыли в Афины, горожане в гневе убили их, столкнув со скалы. А спартанцы бросили послов в колодец со словами: “ Там на дне вы найдёте достаточно и земли и воды!” Царь Дарий отправил военный флот для покорения Эллады. Летом 490 г. до н.э. гонец из прибрежного селения принёс в Афины страшную весть: “В Марафонской бухте показались корабли персов. Вооружайтесь!” Все способные сражаться встали в строй. На должность стратега (военачальника) Народное собрание избрало Мильтиада, хорошо знавшего военные приёмы персов. 200тыс. пешее войско двинулось навстречу врагу. За помощью послали в Спарту. На второй день пути афинской скороход прибежал в Лаконию. “Не дайте поработить древнейший в Элладе город! - обратился он к спартанцам. Те обещали помочь, но позже, т.к. у них был старинный обычай до полнолуния не выступать в поход. Остальные греки тоже не помогли. Лишь пограничный с Аттикой город Платеи отважился на борьбу и прислал отряд воинов. От Марафона до Афин около 40 км. Когда греческое войско достигло холмов, окружающих Марафонскую бухту, стали видны обширный лагерь и вытащенные на берег корабли. Временами слышалось ржание коней и звуки речи чужеземцев. Персов было намного больше. Мильтиад преградил путь врагам в Афины, но спуститься на равнину, удобную для персов, поостерёгся. День шёл за днём. Наконец, персидский военачальник решился на опасный шаг. Ночью часть персидского войска, включая конницу, была посажена на корабли. План был прост: обогнуть Аттику и ворваться в Афины. Другая часть войска осталась на равнине. Узнав об этом Мильтиад отважился на сражение. В ожесточённой схватке эллины обратили персов в бегство и погнали их к морю. 7 кораблей захватили греки. На остальных персы взяли курс на Афины, но греки оказались там раньше. Персы не стали испытывать судьбу и уплыли прочь. Между тем в Аттику после полнолуния прибыли 2 тыс. спартанцев. Они видели как бежали персы с марафона. |
2. Прослушивают шум моря (15
секунд). 3. Собирают карту “Современной Греции”. Просмотр “Марафонского сражения” Работа с картой учебника стр. 157. Вы на прошлом уроке изучали Олимпийские игры и наверно знаете, что в 2014 году в Российском городе Сочи пройдут зимние Олимпийские игры. Одним из видов в Олимпийских играх является марафон. МАРАФОНСКИЙ БЕГ, в легкой атлетике бег на дистанцию 42 км 195 м. Название и дистанция связаны с легендой о древнегреческом воине, прибежавшем из Марафона в Афины (ок. 40 км) с вестью о победе греков над персами (490 до н. э.). В программе Олимпийских игр с 1896. 4. “Работа по собиранию новых терминов”. 5. Закрепление. 6. В рабочей тетради стр. 24-25 (раздача листов) - зад. №1. |
Приложение №1
О, жители славной Эллады! Не было ничего важней для богов Олимпа, чем защита родной земли! Так услышьте и слушайте! Рассказ о битве греков с персами в Марафонской бухте!
Приложение №2
Музыкальное приложение