1. Образовательные задачи:
- поверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра I;
- показать, что именно к 18 веку сложились объективные предпосылки для проведения преобразований;
- акцентировать внимание на противоречивую личность Петра и её значение в своей эпохе;
- подвести учащихся к итогу о том, что реформы способствовали укреплению самодержавия, установлению абсолютной монархии и возвышению международного статуса России.
2. Развивающие задачи:
- развивать отработку навыков применения сравнительного анализа и умения мыслить историческими категориями;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение и навыки самостоятельной работы;
- умение выделять главные и второстепенные факты, обобщать и делать выводы.
- развивать логическое мышление путем анализа источников грамотно строить свое выступление, правильно формулировать выводы.
3. Воспитательные задачи:
- развитие интереса к истории России, чувство патриотизма, гуманизма на примере исторической личности;
- через показ и анализ жизни русского народа воспитывать гордость за своих предков, за свою культуру;
- заинтересованность в дальнейшем углубленном изучении материала.
Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л, Г, Косулина, интерактивная доска - карта, вкладыши в учебнике, индивидуальные карточки, рабочая тетрадь. Репродукции картины В.И.Сурикова "Утро стрелецкой казни", скульптурного портрета Петра I М. Фальконе "Медный всадник"; выставка книг; выставка макетов кораблей.
Предварительная подготовка: учащиеся находят информацию о Петре I, по ранее предложенному плану, используя дополнительные источники.
Ход урока
I. Организационный момент. -Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами повторительно-обобщающий урок-диалог.
II. Сообщение целей, задач, плана урока.
Тема урока: "Пётр Великий. Значение его реформ". (обращается внимание на запись).
Мы должны не только повторить уже известные вам факты, но и вместе попытаться осмыслить, проанализировать роль самой личности Петра I и его деятельность в своей эпохе.
III. Актуализация знаний учащихся.
1. Подготовительная беседа.
На рубеже XVII-XVIII столетий выявилось явное отставание России от стран Западной Европы.
- В чём его проявление?
- Почему, имея такую большую территорию, природные ресурсы, богатое историческое прошлое, Россия имела низкий международный статус?
Примерные ответы учащихся. Устарела система органов управления, не было флота, регулярной армии, очень слабая промышленность. Россия ещё не оправилась от Смутного времени, когда первостепенной задачей было отстоять свою независимость, не имела выхода к морям, соответственно были плохо развиты внешние связи.
- Да, действительно, с Россией на тот период не считались, как с крупной державой, хотя улучшить ее положение пытались и Алексей Михайлович и Софья. Но время крутых перемен, реформ выпало на долю сына царя Алексея Михайловича- Петра I, который стал действовать более жестко и решительно в отличие от своих предшественников, (показ иллюстрации).
2. Создание проблемного задания.
-Справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России?
Эпиграфами к уроку станут слова Петра I:
"По Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего Петра I" и слова из статьи одного из ведущих историков
Людмилы Быченковой: "Кто гений, - тот и злодей".
IV. Основная часть урока
План:
Личность Петра I её значение в своей эпохе.
Реформы преобразователя:
а) военная реформа;
б) экономическая реформа;
в) реформа государственного управления;
г) "культурная революция".
3. Значение роли Петра I и его реформ в поднятии
международного
статуса России.
Составление опорного конспекта учащимися на протяжении всего урока.
Личность Петра I её значение в своей эпохе.
А) Выступлений учащихся с опережающим заданием по плану:
1. Детство. Отрочество Петра.
2. Отношение с окружающими.
3. Взаимоотношения с сыном Алексеем.
4. Тяготы и лишения народа этого периода.
Б) Работа по выставке книг, репродукциям о Петре Великом.
Насколько интересна эта личность, которая не оставляет равнодушной, подтверждается многими фактами. Талантливые художники, скульпторы, поэты и историки посвятили не один труд Петру I
В.И. Суриков "Утро стрелецкой казни".
Во многих городах России есть скверы с памятниками Петру I (показ слайдов). Одним из самых знаменитых считается работа в. п. XVIII веке французского мастера
Мориса Фальконе. "Медный всадник"
Сам скульптор считал, что ему удалось осуществить самый смелый, самый прекрасный творческий замысел, так как, в монументе он показал триумф победы Петра над силами средневековья.
"Преодолевая своей энергией и волей все препятствия, сильный человек бесстрашно устремляется вперед, к жизни и свету".
Действительно, личность Петра I неординарная, несмотря на его недостатки, порой жестокое обращение к людям, из всех русских царей только его назвали Великим.
А величие его проявилось в его реформах.
Реформы преобразователя:
А) Причины преобразовательных реформ;
- Какие первостепенные задачи стал решать Петр I в начале правления?
- Какие меры предпринимают для решения этих задач?
- Какой вывод делает Петр I после неудачного похода на Азов в 1695 г?
Примерные ответы учащихся: Вначале своего правления Петр I стал решать внешние задачи, выход к морю. Организовывает походы на Азов. Первый из них был неудачным.
- В каком городе началось строительство кораблей?
- Почему? Примерные ответы учащихся: В г. Воронеж. Корабельный лес, река Дон, впадающая в Азовское море.
О деятельности Петра I на Воронежской земле мы поговорим на следующем уроке.
- Присоединив в 1696 г. г. Азов, решил ли Петр проблему выхода в Черное море?
Примерные ответы учащихся: Нет, т. к. Керченский пролив оставался в турецких владениях.
- Какое решение принимает Петр I?
Примерные ответы учащихся: Для продолжения войны с Турцией нужны были союзники, с этой целью он организует "Великое посольство".
- Какие качества личности Петра проявила эта поездка?
- Каков был итог поездки?
Примерные ответы учащихся: Заключил "северный союз" с Данией, Саксонией, Речью Посполитой для борьбы со Швецией за выход в Балтийское море.
Б) Военная реформа;
- С каких реформ начинает свою преобразовательную деятельность Петр I?
Ответы учащихся: Начинает с военной реформы: создание флота и регулярной армии (работа с опорным конспектом).
1. Работа со словарем - Что такое регулярная армия? (постоянная, хорошо обученная - профессиональная армия создавалась с помощью рекрутских наборов)
- Как отнесся народ к созданию регулярной армии?
2. Приведение цитат из дополнительного источника.
"Какой он царь? Он крестьян разорил с домами, мужей наших побрал в солдаты, а нас с детьми осиротил и заставил плакать век". "Военная служба в то время была пожизненной, и добровольцев было слишком мало. Поэтому наборы превращались в добровольно жестокую экзекуцию. Рекрутов заковывали в кандалы и помещали в тюрьмы, т к. они сбегали".
- Была ли основа регулярной армии?
- Какое значение имело создание регулярной армии и флота?
Примерные ответы учащихся: потешные полки - будущие "Семеновский", "Преображенский".
Возросла военная мощь России.
3. Работа по карте.
- Докажите это на примерах, используя карту.
Учащиеся рассказывают о крупных сражениях на суше и на море, свой ответ сопровождают показом.
- В чём историческое значение победы России в Северной войне?
Примерные ответы учащихся: Присоединение новых территорий, выход в Балтийское море.
О России заговорили, как о великой морской державе. ПетрI после заключения Ништадского мира был провозглашен императором.
В) Экономические реформы
Особенность преобразований Петра состоит в зависимости внутренней политики от внешней.
-Попробуем это доказать.
1. Особенность реформы
Внешняя политика связана с военной реформой, а внутренняя, в первую очередь, с экономикой (табличка) "экономические реформы"
-В чем особенность экономической реформы Петра I?
Примерные ответы учащихся: Развивались преимущественно отрасли экономики, непосредственно связанные с обеспечением армии: снаряжением, вооружением.
- Какие меры принимает Петр I для развития промышленности?
(табличка) "промышленность" + "мануфактура"
Примерные ответы учащихся: Для развития промышленности строятся крупные мануфактуры, особенно металлургические и текстильные.
А) Работа с интерактивной доской и индивидуально по карте учебника.
Учащиеся находят промышленные районы по карте в учебнике.
Ученик показывает на большой карте у доски, аргументируя ответ.
1. Металлообрабатывающие заводы на Урале, в Карелии, близ Тулы. Если до начала XVIII в, Россия ввозила железо из-за границы, то к концу царствования Петра I страна стала продавать его.
Были открыты месторождения медной руды. (Урал.)
Появились мануфактуры, связанные с производством полотна, канатов, сукна. Причем текстильная промышленность фактически создавалась заново. Новой отраслью промышленности было кораблестроение (г. Воронеж, г. Санкт- Петербург.)
- Каким образом феодальной России за короткий промежуток времени удалось стать на рельсы развития капиталистического государств?
Примерные ответы учащихся: Кроме государственных мануфактур стали создаваться частные. Их владельцы получали всевозможные льготы. Созданная Мануфактур-коллегия вербовала по контрактам иностранных специалистов, а так же обеспечивала предприятия рабочей силой.
Б) Работа со словарем
- Какой труд применялся на мануфактуре?
(на доске появляются таблички по мере ответов - "вольнонаемный" и "принудительный")
Примерные ответы учащихся: Вольнонаемный- из беглых людей, крестьян, ремесленников, с применением квалифицированных работников за денежную плату.
Принудительный - (т.к. источник наемной силы
был ограничен) из приписных и
посессионных крестьян, которые по указу 1721 г.
были навечно закреплены за конкретными
мануфактурами. Условия их жизни и труда были
очень тяжелыми.
В) Работа с источниками.
-Выберите из предложенных источников информацию, касающуюся этого вопроса
Примерные ответы учащихся: Кроме того, чтобы
обеспечить регулярное поступление денег
в казну была проведена налоговая реформа.
Подушная подать, которая взималась с крестьян и
посадских, была тяжелее прежних повинностей.
-Какой вывод можно сделать, учитывая такое состояние крестьян?
Примерные ответы учащихся: Приписывание
крестьян к мануфактурам и плата ими
подушной подати, привело к усилению крепостной
зависимости крестьян от помещиков?
2. Развитие торговли:
Кроме промышленности, особое внимание Петр I уделял развитию торговли, (табличка "торговля", "меркантилизм")
А) Работа со словарем в рабочей тетради.
-Расскажите, в чем смысл политики меркантилизма?
Ответы учащихся:
Политика меркантилизма - покровительство правительством отечественной промышленности торговли прежде всего путем предоставления льготных условий для отечественных купцов и промышленников и, наоборот, обложения высокими пошлинами иноземных товаров.
- К каким последствиям привела политика
меркантилизма? (табличка-вывод "ускорение
темпов экономического развития")
Примерные ответы учащихся: Такая политика привела к развитию русской промышленности и ослаблению зависимости от иностранных коммерсантов; возвышению Петербурга как торгового порта.
Б) Создание проблемной ситуации
-Если все хорошо так складывается в торговле, то почему я обобщила стрелочкой вывод консервации феодально-крепостнических отношений?
Примерные ответы учащихся: Для развития торговли сооружались водные каналы, и для их строительства со всей России собирались десятки тысяч работников. Все это требовало не только гигантских трудовых усилий, но и денег, которые поступали за счет налогообложений.
3. Вывод по экономической реформе.
Таким образом, экономические реформы Петра I с одной стороны показали быстрый рост промышленности, развитие торговли; с другой- ухудшение положения населения, ужесточению закрепощения крестьян.
- Что это: неразумность в политике или вынужденные меры?
Примерные ответы учащихся: На данном этапе нужно было сконцентрировать все силы для обеспечения армии и улучшения экономического развития и для поднятия ее международного положения. Поэтому, меры предпринятые Петром I оправдывают его действия.
Г) Государственные реформы.
1. Причины модернизации органов государственного управления.
Необходимость модернизации органов государственного управления проявилось ещё в XVII в.
Но реформация власти выпала на долю Петра?
- Что способствовало этому решению?
Примерные ответы учащихся:
Во-первых: обострение положения в стране в связи с ухудшением жизни трудового народа.
Во-вторых: Петр I считал, что прежняя приказная система изжила себя и лучше для России будет создание новых органов по европейскому образцу.
А) Работа со схемой государственного устройства России в начале XVIII в. ( Схема предварительно была составлена учащимися в рабочих тетрадях)
-Как проходило реформирование органов власти?
Примерные ответы учащихся: Реформы управления проходили постепенно, новая система сложилась не сразу, поначалу продолжали действовать прежние органы.
-Какой принцип построения был заложен в основе реформ?
-Объясните, как вы это понимаете?
Примерные ответы учащихся:
Реформирование проводилось по принципу коллегиональности. (Учащиеся рассказывают о создании коллегий, сената, изменении в органах местного управления.)
Б) Вывод. Все эти действия Петра I реформатора приводили к усилению власти самого монарха. В 1721 г. Сенат преподнес Петру I вместе с титулом императора именование "Великого".
2. "Табель о рангах".
- Что вы можете сказать о таком сословном документе, как "Табель о рангах". Ведь он шел вразрез с принципом государства?
Примерные ответы учащихся: Согласно этому документу любой мог выслужиться и получить дворянство. Теперь каждый свободный человек, благодаря своей личной заслуги, т. е. в зависимости от способностей, мог в принципе занять самый высокий пост.
Работа с источниками. Уч-ся составляют мини портрет ближайших соратников Петра I, используя дополнительный источник.
3. Церковная реформа.
К реформам государственного управления мы относим и изменения в положении Русской Православной церкви.
- Почему Петр I реформировал церковь, ведь он сам был верующим человеком?
Примерные ответы учащихся: Потому что деятельность царя - преобразователя, внедрявшего в России европейские порядки не вызывала одобрения у духовенства. Кроме того, церковь - это источник доходов, так нужных для реформирования всей России. Для управления религиозными делами был создан Синод во главе со светским лицом, который непосредственно подчинялся государю.
Вывод. На смену сословной монархии XVII века в России приходит новая форма правления, которая характеризуется усилением власти монарха.
- Назовите эту форму правления?
Ответы учащихся: Россия стала на путь укрепления самодержавия - значит, оформилась абсолютная монархия.
Д) "Культурная революция".
Для успешного проведения реформ стране были нужны образованные люди. И в первую очередь это понимал Петр I.
- Почему реформы, проводимые царем в области культуры и просвещения, называют "культурной революцией"? Вспомните, что такое революция?
Примерные ответы учащихся: Слово
"революция" означает коренные изменения. И если
мы посмотрим на преобразования Петра в этой
области, то увидим, с одной стороны - происходило
подавление национальной культуры и
насильственное приобщение к внешней культуре
Запада, а с другой стороны - "великие творения".
-Приведите примеры, цитаты о культурной жизни страны.
- Все же, произошла "культурная революция" в петровскую эпоху или нет?
Примерные ответы учащихся: Культурная жизнь страны кардинальным образом изменилась, мы с полным утверждением можем говорить, что в России произошла настоящая "культурная революция". И в этом огромная заслуга Петра Великого.
3. Значение реформ.
- Почему Петра 1 называют Великим?
Примерные ответы учащихся: Потому что его заслуги перед Отечеством очень велики (уч-ся кратко перечисляют реформы).
Все это позволяет говорить о том, что международный статус России как державы вырос.
Россия стала империей.
- Какой ценой были проведены преобразования в России?
Примерные ответы учащихся: Народ России заплатил за реформы дорогой ценой, войны, строительство городов, дорог, водоканалов унесло тысячи жизней. Жизнь не стала легче, крепостное право даже ужесточилось.
ПЗ: Так, справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России?
Примерные ответы учащихся: Нет, своими реформами Петр I не исказил исторический путь России, он верил в свой народ, любил его и Россию. Он лишь приблизил ее к развитию ведущих западных держав.
Да, на самом деле Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России, России великой и могучей.
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над сомой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы.
Я надеюсь, что после этого урока вы еще больше будете гордиться своим Отечеством, русскими людьми, сделавшими Россию Великой державой.
V. Подведение итогов урока.
1. Оценка деятельности учащихся.
2. Домашнее задание:
Просмотреть еще раз опорный конспект, прочитать параграф "Реформы Петра Великого". |Ответить на вопросы в конце параграфа. Подготовить информацию по теме: "Петр I на Воронежской земле"
3. Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока, на сколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.
Литература для предварительной подготовки:
- А. Н.Сахаров. История России, т.2., М.,- 1997
- Российского-флота начало. Книга дилогия. Литфонд Россия.- 1996
- A.О. Амелькин. Всемирная история в лицах Воронеж.- 1997
- B.И. Панова. История Воронежского края. Воронеж.- 1997
- C.Ш. Казиёв. История России (в таблицах) М.,- 1997
- Воронеж. Центр духовного возрождения. Чернозем. - 1999
- B.О. Ключевский. Исторические портреты М.,- 1991
- А. С. Орлов. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. М.,- 1999
- C.М. Соловьёв. Чтение и рассказы по истории России. М. 1989
- Л. Быченкова. Статья "Развод - по - петровски". Журнал "Крестьянка".-1998
- Карамзин. История Государства Российского.