Методическая разработка урока истории. Тема урока: "Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея»". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Ключевые слова: Гомер «Илиада», Гомер «Одиссея»


Методическое обеспечение урока:

  1. УМК «История Древнего мира». Авторский коллектив: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая Принадлежность к линии УМК: Всеобщая история. История древнего мира А.А.Вигасина - О.С.Сороко-Цюпы включает (состав УМК): учебник, ЭФУ, рабочая программа, поурочные разработки, рабочая тетрадь, проверочные и контрольные работы, тетрадь для проектов и творческих работ, атлас, контурные карты

ЭОР к уроку:

  1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/7534/start/310515/
  2. https://www.youtube.com/watch?v=ownepeUR5xg&t=500s
  3. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0fc9/000259b8-733d3faa/img10.jpg
  4. https://www.youtube.com/watch?v=okQ55MyK_3E&t=22s

Цель: сформировать у учащихся компетенции, позволяющие им понимать и интерпретировать связь исторических событий с произведениями культуры.

Задачи:

  • Формирование исторических знаний на основе содержания поэм Гомера.
  • Формирование умений составлять рассказ, делать выводы, использовать произведения культуры как источник знаний.
  • Формирование личностных качеств: патриотизма, трудолюбия, смекалки, стремления помочь людям, презрения к опасностям на положительных образах гомеровских героев.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «История» на уровне основного общего образования

Базовые логические действия: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

Базовые исследовательские действия: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);

Работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.); извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

Регулятивные

Самоорганизация: владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);

Самоконтроль: осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей;

Эмоциональный интеллект: выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения;

Принятие себя и других: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности).

Коммуникативные

Общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

Совместная деятельность (сотрудничество): осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе - на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • называть даты важнейших событий истории Древнего мира;

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;

3. Работа с исторической картой:

  • находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;

5. Историческое описание (реконструкция):

  • рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
  • рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
  • давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.

7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

  • излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
  • высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.

8. Применение исторических знаний:

  • раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
  • выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома, презентации.

Основные виды деятельности обучающихся: Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея». Объяснять значение крылатых выражений и фразеологизмов («Ахиллесова пята», «Троянский конь», «Между Сицилой и Харибдой», «Муки Тантала», «Нектар и амброзия», «Работа Пенелопы», «Цирцея», «Циклопические постройки» и др.).

Краткое содержание: Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Ход урока