Сердце и условия его работоспособности

Разделы: Биология


Оборудование:

  • таблицы “Сердце”, “Строение сердца”,
  • модель человеческого сердца,
  • видеофильм по теме: “Кровообращение”.

Первый час урока. (Теоретическая работа на уроке)

Ход урока

Проверка знаний и умений [индивидуальный опрос с учетом способностей учащихся].

Вопрос № 1. Строение и функции большого круга кровообращения. Для тех учащихся, у которых слабо развита монологическая речь учитель предлагает карточки-задания [см. Приложение № 2. ]

Вопрос № 2. Строение и функции малого круга кровообращения показ на рисунке в учебнике отделов сердца и сосудов его составляющих. Для некоторых учащихся предлагаются карточки-задания [см. Приложение № 3].

Вопрос № 3. Строение и функции лимфатической системы, проверка выполнения самостоятельной работы с учебником.

Изучение нового материала.

Учитель рассказывает:

  • О расположении, форме и величине сердца человека.
  • Об околосердечной сумке.
  • О сердечной мышечной ткани.
  • О камерах сердца, клапанах сердца, венечных сосудах.

 Ученики внимательно рассматривают рисунок сердца [см. Приложение № 1], рис. 38-40 учебника, смотрят на плакаты, кратко записывают план рассказа учителя.

В классных тетрадях выделят новые термины: эндокард, мио- кард, эпикард.

Затем учитель предлагает посмотреть видеофильм по теме: "Кровообращение". Ученики смотрят движение крови, работу клапанов в фазах сердечного цикла.

Учитель поясняет в чем заключается “автоматизм” сердца, что такое биотоки сердца, демонстрирует кардиограммы сердца, разьясняет роль кардиограммы в диагностике работы сердца.

После изучения нового материала учащиеся в тетрадях самостоятельно записывают вывод: строение сердца обеспечивает его высокую работоспособность.

На закрепление:

  • Виды кровеносных сосудов?
  • Суть и причины автоматизма сердечной мышцы.
  • Значение тренировок сердца.

 Второй час урока. (Практическая работа на уроке)

На втором часе урока учащиеся выполняют самостоятельную работу по плану-заданию.

На каждую парту учитель раздает план-задание [см. Приложение № 4], поясняет цель выполняемой работы, обьясняет, как лучше справиться с данным заданием.

В заключение учитель задает задание на дом, поясняет, как выполнить практическую работу дома. Учащиеся выполняют небольшую практическую работу дома по теме: "Подсчет пульса в состоянии покоя и после дозированных нагрузок ."

Цель работы: Научиться измерять пульс, знать его норму и при различных нагрузках.

Сравнить полученные результаты и сформулировать вывод о работе собственного сердца, записать вывод в тетради.

Задание на дом: параграф 19, вопросы после параграфа, практическая работа.