Тема урока: "Строение и работа сердца"

Разделы: Биология


Использование элементов программированного обучения позволяет активизировать учебную деятельность школьников, придать ей большую самостоятельность и творческий характер. Указания на параграфы, страницы и рисунки соответствуют учебнику Биология. Человек: Под ред. А.С. Батуева.- М.: Дрофа, 2002.

Оборудование: макеты сердца, таблицы “Строение сердца”, “Фазы сердечной деятельности”, план-карты на каждого ученика.

Урок рекомендуется начать либо с познавательной задачи, либо со стихотворения Р. Гамзатова на выбор учителя см. Информация для учителя.

Биологическая задача в план-карте для учащихся может быть заменена подобной задача, примеры которых приведены в разделе “Информация для учителя”.

ПЛАН-КАРТА "СТРОЕНИЕ И РАБОТА СЕРДЦА"

Цель: в результате изучения темы вы должны:

  • усвоить знания о строении и функции сердца,
  • уметь определять взаимосвязь между строением и работой сердца.
  • уметь оценивать свою работу, работать в группе.

УЭ-1. Цель: определить свой исходный уровень знаний.

Задания (Рекомендации)

1. Выполните тест (работайте индивидуально)

  1. Сердце позвоночных расположено а) в брюшной полости, б) в грудной полости слева, в) в грудной полости справа
  2. Сердце образовано: а) поперечно-полосатой мышечной тканью, б) гладкой мышечной тканью, в) соединительной тканью.
  3. Сердце млекопитающих животных: а) двухкамерное, б) трехкамерное, в) четырехкамерное.
  4. Сосуды, приносящие кровь к сердцу: а) артерии, б) вены, в) капилляры.
  5. Нервные центры, регулирующие кровообращение расположены: а) в мозжечке, б) в среднем мозге, в) в продолговатом мозге.
  6. Усиливает работу сердца гормон: а) адреналин, б) ацетилхолин, в) инсулин.

2. Проверьте правильность выполнения теста по ключу

3. Оцените свою работу

6 правильных ответов - 5 баллов; 5 правильных ответов - 4 балла; 3-4 - 3 балла; менее 3 - 2 балла

УЭ-2. Цель: определить особенности строения сердца в связи с его функциями.

1. Пользуясь макетом сердца, рисунком на с. 61 обозначьте на схеме части сердца цифрами

1 - левое предсердие

2 - правое предсердие

3 - левый желудочек

4 - правый желудочек

5 - легочная артерия

6 - легочная вена

7 - аорта

8 - нижняя полая вена

9 - створчатые клапаны

10 - полулунные клапаны

2. Пользуясь макетом, рисунком, текстом §19, выявите особенности строении сердца. (Работайте в группе, попробуйте найти не менее 5-7 особенностей.)

Пример.

Особенности строения - Значение

Есть сплошная перегородка - артериальная кровь не смешивается с венозной.

3. Проверьте работу по ключу.

4. Оцените свою работу: все выполнено самостоятельно и верно - 5 баллов; были небольшие затруднения, допущено не более 3 ошибок - 4 балла; смог выполнить половину работы - 3 балла; выполнил сам менее половины задания - 2 балла.

УЭ-3. Цель: усвоить знания о работе сердца.

1. Обсудите в группе проблему: "Любая мышца через некоторое время работы утомляется, т.е. теряет работоспособность. Почему же сердце человека работает всю жизнь без остановки?"

2. Пользуясь рис.41, определите, какие фазы можно выделить в работе сердца.

3. Зарисуйте схему сердечного цикла.

УЭ-4. Цель: определите, как регулируется работа сердца.

1. Объясните, почему может работать длительное время изолированное сердце.

2. Выпишите понятие "автоматия сердца".

3. Закончите схему.

Схема

4. Обсудите правильность выполнения работы в группе.

УЭ-5. Цель: определить факторы, влияющие на работу сердца.

1. Из предложенного списка выберите факторы, которые, по вашему мнению, отрицательно влияют на работу сердца /работайте в группе/.

2. Расположите их в порядке от наиболее опасного к менее опасному.

Факторы: витамины, курение, алкоголь, малый вес тела, ожирение, гиподинамия.

УЭ-6. Цель: определить уровень усвоения знаний на уроке.

Выполните тест /работайте самостоятельно/.

  1. Наибольшую толщину мышечной стенки имеет: а/ левый желудочек, б/ правый желудочек, в/ левое предсердие, г/ правое предсердие.
  2. Клапан между левым желудочком и аортой: а/ полулунный, б/ трехстворчатый, в/ двухстворчатый.
  3. В правой стороне сердца кровь: а/ венозная, б/ артериальная, в/ смешанная.
  4. Во время сна работа сердца: а/ усиливается, б/ замедляется, в/ не изменяется.
  5. Сердечная мышца снабжается артериальной кровью по: а/ легочным артериям, б/ коронарным артериям, в/ сонным артериям
  6. При сокращении выбрасывает кровь в легочную артерию: а/ правое предсердие, б/ правый желудочек, в/ левый желудочек.
  7. Сердечная деятельность замедляется благодаря импульсам: а/ парасимпатического отдела, б/ симпатического отдела, в/ соматической нервной системы.
  8. Решите биологическую задачу: Спортсмен пробежал 5000 м. за 815 с. Сколько литров крови перекачало сердце спортсмена за это время, если оно сокращалось 150 раз в 1 мин, выбрасывая каждый раз 150 см3 крови?[1]

2. Оцените работу: 8 правильных ответов - 5 баллов; 7 правильных ответов - 4 балла; 6-5 ответов - 3 балла; 4 и менее - 2 балла.

УЭ-7. Подведите итоги урока

1. Определите свой средний балл за урок

2. Выберите соответствующее домашнее задание: Средний балл - Домашнее задание; 5 - только творческое задание; 4 - записи в тетради; 3 -§ 19 + записи в тетради.

Творческое задание: Составьте монолог “Обращение сердца к своему хозяину”

Информация для учителя.

Ключи к тестам.

УЭ-1. 1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-в, 6-а.

УЭ-6. 1-а, 2-в, 3-а, 4-а,5-б, 6-б, 7-а, 8-305,6 л.

К УЭ-5. Развитие болезней сердца связано с рядом факторов риска, среди которых избыточная масса тела повышает вероятность их возникновения в 3,4 раза, гиподинамия - в 4,4 раза, курение - в 6,5 раз. При сочетании этих факторов вероятность возрастает в 10-11 раз [3].

Дополнительная информация.

“Прости меня, сердце мое”

Р. Гамзатов

- Тебя я помучил немало,
Как вспомню, ни ночи, ни дня
Со мной ты покоя не знало,
Прости, мое сердце, меня.
Как плетью, ах, будь я неладен,
Твое подгонял колотье.
За то, что я был беспощаден,
Прости меня, сердце мое.
За то, что железным ты мнилось,
И мог подставлять под копье
Тебя я, безумью на милость,
Прости меня, сердце мое.
Кружит, как над полем сраженья
Порой над тобой воронье.
За подвиги долготерпенья
Прости меня, сердце мое.

Интересные факты

  • при физическом и эмоциональном напряжении сердце перекачивает в среднем за минуту в 3-5 раз больше крови, чем в покое.
  • В сутки сердце делает 100 тыс. ударов. За год почти 40 млн. ударов.
  • Масса сердца составляет 1/200 массы тела, однако на его работу затрачивается 1/20 всех энергетических ресурсов организма.

Биологические задачи

1. Известно, что во время работы и бега сердце работает сильнее, чем при покое. Почему и как в зависимости от ситуации происходит такое изменение функций сердца и других внутренних органов, когда сознание, воля человека при этом не участвуют?

2. Представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека и, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него:

  • отдыхали мышцы желудочков сердца;
  • отдыхали мышцы предсердий;
  • были закрыты створчатые клапаны;
  • были закрыты полулунные клапаны.

3. Сколько лет работали мышцы желудочков, предсердий и створчатые клапаны (были закрыты) сердца у человека, прожившего 70 лет?

4. Сердце - удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни (до 100-150 лет) без остановки и "ремонта". Объясните, в чем причина такой неутомимости и работоспособности сердца, его мышц.

5. Сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1ч и за 1 сутки, если оно сокращается в среднем 70 раз в 1мин, выбрасывая при каждом сокращении из двух желудочков 150см3 крови? ?[2]

Используемая литература.

  1. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. Для учителя. - М,: Просвещение, 1996.
  2. Сборник задач и упражнений к школьному курсу биологии для учащихся школ, студентов и преподавателей. Красноярск.: РИО КГПУ, 2000.
  3. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. - М.: Просвещение, 1988. с.84

Приложение

Программа здорового сердца по П.Бреггу

  • Не пить и не курить
  • Выделять достаточно времени для сна. Сон - основа здорового сердца
  • Не позволять никому оказывать на себя давление
  • Употреблять простую, натуральную пищу, и, что самое главное, не переедать!
  • Есть медленно и тщательно пережевывать пищу
  • Регулярно заниматься физическими упражнениями
  • Не вступать в эмоциональные дискуссии
  • Приобретать хорошие привычки
  • Избегать искусственных стимуляторов - кофе, чая, алкоголя. Не верить разговорам о том, что алкоголь поможет вашему сердцу, - это гнусная ложь.
  • Ходить! Дышать глубоко... И ходить, ходить, ходить.
  • Исключить из рациона соль!
  • Фрукты и овощи должны составлять 50 % пищи,
  • Не употреблять консервированные заменители сахара.
  • Голодать в течение 24 часов каждую неделю.