Теория и практика, обозначенные названием “личностно-ориентированное обучение”, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание, - гуманистическая педагогика, неопрагматизм, свободное воспитание (США и Европа 70-ых годов), педагогика сотрудничества (80-ые годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, противостоящая педагогике авторитарной и технократической.
Одним из основополагающих в личностно-ориентированном обучении является принцип “развивающей помощи”. Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя, разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтоб он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Ш.А.Амонашвили писал: “Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией”.
В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, включающая три этапа или стадии. Технологию “Чтение и письмо для развития критического мышления” создали в середине 90-х годов ХХ века американские педагоги - Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл.
1 стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
2 стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
3 стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Основные методические приемы технологии критического мышления:
- ИНСЕРТ.
- Индивидуальная мозговая атака.
- Парная мозговая атака.
- Групповая мозговая атака.
- Групповая дискуссия
- Вопросы Блума.
- Чтение с остановками.
- Кластеры.
- Синквейн.
- “Продвинутая лекция”.
- Десятиминутное эссе.
- Ключевые термины.
- Перепутанные логические цепочки.
- “Знаю – Хочу знать – Узнал”.
Цели урока:
1. Показать особенности внешнего строения птиц.
2. Понять сложный комплекс приспособлений птиц к
полету и определенному месту обитания.
3. Проанализировать информацию своего отрывка
для графической организации текста.
4. Применить полученные знания для обучения
класса.
5. Дать оценку своей работе, помощи
одноклассников.
1 стадия урока - вызов. Проводится по модели “Корзина” идей.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисуется значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
- Что мы знаем о птицах?
- Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
- Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
- Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
- Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
- Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
2 стадия урока – осмысление. Проводится по модели “Составление кластера”.
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом “корзина”, поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание “корзины”. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Учащиеся парами изучают предложенные отрывки текста.
1.
Птицы – это покрытые перьями позвоночные животные, поддерживающие температуру тела на высоком (около 40°С) уровне, активные во все времена года. Передние конечности птиц преобразованы в крылья, большинство видов птиц использует их для полета. Все птицы откладывают крупные, защищенные скорлупой яйца, которые высиживают, согревая теплом тела. Зародышевое развитие – быстрое. Забота о потомстве обязательна и ярко выражена. Головной мозг хорошо развит, поэтому поведение – сложное и легко приспосабливающееся к меняющимся условиям.
В наше время на Земле живут около 9000 видов птиц, из них в нашей стране – около 800 видов.
Большинство птиц живет в лесах. Одни из ни почти все время находятся в кронах деревьев (синицы, корольки), другие – на стволах (дятлы, поползни), третьи – на земле (тетерева, рябчики, глухари). Распределение птиц по ярусам леса связано, как правило, с добыванием пищи. Синицы и корольки питаются насекомыми-листоедами и их личинками, дятлы – насекомыми и их личинками, живущими в коре деревьев, а глухари, рябчики, тетерева – травой, плодами черники, брусники.
2.
Многие виды птиц, например ласточки, стрижи, большую часть времени находятся в открытых воздушных пространствах. Они питаются комарами, мухами и другими летающими насекомыми. Некоторые виды птиц обитают в открытых пустынно-степных пространствах – дрофа, стрепет, страус. Эти птицы питаются семенами растений, насекомыми, ящерицами.
Жизнь большого числа птиц связана с водой. Одни из них кормятся на мелководьях – серая цапля. Другие птицы, например утки-кряквы, чаще всего, кормятся на открытых участках воды.
Некоторые виды птиц встречаются как в леса, так и в горах или на равнинах – различные виды орлов, соколов, ястребов. Эти птицы питаются в основном мелкими пернатыми и млекопитающими.
Тело птицы состоит из сравнительно небольшой головы, длинной подвижной шеи, яйцевидного туловища и конечностей. На голове птицы находится клюв, который состоит из двух частей – надклювье и подклювья, одетых роговыми чехлами. Ноздри расположены на надклювье.
Клювом птица не только добывает пищу, но и чистит перья, дерется, строит гнездо и кормит птенцов. У птиц клюв – единственное орудие, поэтому у птиц с разным образом жизни и питания форма клюва очень разнообразная. Голова птицы сидит на длинной подвижной шее, позволяющей не только собирать корм и осматриваться по сторонам, но и чистить перья брюха, крыльев, спины и хвоста, а также вить гнездо.
3.
По бокам головы птицы располагаются круглые глаза, защищенные верхним и нижним веками. Глаза у птиц почти неподвижные. У голубя глаза расположены по бокам головы, так что он обозревает почти все вокруг себя, но одновременно обоими глазами видит только впереди клюва. У сов глаза направлены вперед – это удобно для охоты на подвижную добычу. Ушные отверстия у птиц скрыты перьями. Они находятся за глазами и ниже их уровня.
Передние конечности птиц преобразованы в крылья. Крылья настолько приспособлены к полету, что больше почти не для чего употребляться не могут. Типы полета птиц: скользящий, парение, зависание, машущий. Каждый вид птиц более совершенен в одних типах полета и менее – в других, поэтому силуэты летящих птиц разные.
Задние конечности поддерживают птицу, когда она не летает и когда спит. Нижняя часть ног и пальцы одеты грубой кожей с роговыми чешуйками, а концы пальцев вооружены когтями.
Голуби ходят по земле только шагом, попеременно переставляя ноги. Такое движение может переходить в бег. Воробьи только прыгают на двух ногах сразу. Ворона передвигается и шагом, и прыжками. Водные птицы (гуси, утки, чайки) плавают на воде или под водой, перебирая ногами.
В зависимости от образа жизни ноги у птиц приняли самые разнообразные формы причем, как правило, ноги, и клюв как бы дополняют друг друга.
4.
Кожа у птиц сухая и тонкая и покрыта перьями. Контурные перья подразделяются на полетные (это рулевые перья хвоста и маховые перья крыльев) и покровные (это все остальные). Покровные перья, налегая друг на друга вершинами, как черепицы придают телу птицы обтекаемую форму.
Контурное перо состоит из стержня и расположенного по его бокам опахала. Опахало образовано удлиненными пластинками – бородками первого порядка, от которых отходят бородки второго порядка, имеющие микроскопические крючочки. При помощи крючочков бородки сцепляются между собой. Свободную нижнюю часть стержня называют очином.
Под покровными перьями спрятаны пуховые. Опахала у них мягкие, без бородок второго порядка. У некоторых видов есть еще пух. Пуховые перья и пух прекрасно сохраняют тепло.
Смена оперения у птиц происходит во время линьки. Линьки наступают периодически, обычно один или два раза в год, но есть более сложные варианты: случайно вырванное перо сразу же замещается новым в любое время.
У основания хвоста расположена копчиковая кожная железа. Птица выдавливает из нее клювом маслянистую жидкость и переносит ее на перья, когда чистится. Смазывание делает перья эластичными, упругими и препятствует их намоканию.
Затем текст графически организовывается на листе бумаги для объяснения всему классу (5 мин). Одна группа учащихся является экспертной группой, они изучают материал всех 4 частей. Их задача проанализировать объяснения товарищей.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.
3 стадия урока – рефлексия. Проводится по модели “Презентация”.
Предоставляется слово учащимся для объяснения своего отрывка с 1 по 4 поочередно. Для уточнения, корректировки объяснения можно приглашать другие пары, изучавшие тот же отрывок. Итоги работы подводит экспертная группа и создается общий кластер.
В заключении урока учащимся предлагается написать синквейн. Плакат с правилами написания вывешен на доске.
существительное
прилагательное, прилагательное
глагол, глагол, глагол
“крылатая фраза”
существительное или глагол
Синквейны.
Пингвин Медлительный, неуклюжий Плавает, ловит, хочет летать "У всякой пташки свои замашки" Птица. |
Попугай Большой, цветной Летает, ходит, говорит "За всеми повторяет" Дразнит. |
Сокол Гордый, зоркий Летает, парит, высматривает "Выше солнца и сокол не летает" Охотник. |
Дятел Пестрый, шустрый Стучит, ищет, помогает "Видна птица по полету" Доктор. |
Использованные источники:
1. Генике Е.А. Личностно-ориентированное
обучение. Материалы Центра образовательных
технологий Москвы.
2. Гущина Т.И. Современные гуманистические
ценности здоровьесохраняющего образования.
Вторая Всероссийская INTERNET – КОНФЕРЕНЦИЯ.
3. Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология.
4. Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология: Учебник для 7-8
классов.
5. Суворова Н.Г. Методика критического мышления.
Как лучше организовать урок. Журнал “Учитель”
№4, 22.
6. Шарова И.Х., Макаров К.В. Сравнительная зоология
и эволюция животных.