Реализация учебных программ зависит от многих факторов (мастерство учителя, особенности классного коллектива, материально-техническая оснащенность кабинета и др.) Немаловажное значение имеет подготовительный этап, в ходе которого учитель разрабатывает план учебного курса.
Цель данной работы – это создание оптимального тематического планирования учебного материала по биологии в 6 классе (для программы Н.И. Сонина). Что значит оптимальное? Это такое планирование, которое позволит максимально реализовать возможности курса и равномерно распределить учебный материал (без перегрузки учащихся).
Необходимость такой работы возникла после изучения имеющихся вариантов планирования, программы и учебника. Проанализировав их содержание, были выявлены возможности для совершенствования структуры учебного материала. Обсуждение планирования с коллегами, проверка его на практике убедили меня в целесообразности внесенных изменений.
В связи с переходом основной школы на концентрум в 1999 году МО РФ предложило четыре варианта учебно-методических комплектов по биологии. Приведенное ниже планирование составлено для первого варианта УМК. Программа Н.И. Сонина принципиально отличается по своей структуру от других: вместо последовательного изучения ботаники, зоологии, биологии человека в 6 классе рассматриваются основные свойства живых организмов, а в 7 классе таксономическое разнообразие царств живой природы, т.е. систематика. При таком построении курса в первый год обучения (6 класс) вводятся основные биологические понятия: отличительные признаки живого, уровневая организация органического мира, взаимосвязь организма и среды (эволюционное развитие живой природы в 7 классе). Это позволяет концентрировать вокруг них специальные понятия и рассматривать фактический материал как частный случай общих закономерностей. Таким образом, создаются условия для формирования у учащихся целостной картины мира.
В дальнейшем общебиологические понятия концентрируются при изучении многообразия живого в 7 классе, человека в 8 классе, а в 9 классе обобщаются уже на более высоком уровне в курсе “Общие закономерности живого” так происходит постепенное “спиральное развертывание” ведущих понятий, идей и теорий, что способствует целенаправленному развитию у учащихся научно-теоретического мышления.
Таким образом, учебный курс 6 класса является базовым. Основная его задача – формирование у учащихся основных биологических понятий, в свете которых рассматривается весь последующий материал 7 и 8 классов, а в курсе “Общие закономерности 9 класса происходит их осмысление на качественно уровне”. Сравнительное изучение организмов разных царств позволяет подвести учащихся к осознанию ими единство всего живого на Земле как результат их родства, неразрывной связи живой и не живой природы.
Рассмотрим подробнее структуру курса 6 класса “Живой организм”. Весь учебный материал объединен в три раздела:
- Строение живых организмов.
- Жизнедеятельность организмов.
- Организм и среда.
В комментариях к первому варианту УМК говорится, что “в основу его положен функциональный подход, в соответствии с которым основное внимание уделяется рассмотрению вопросов обмена веществ … не одного какого-либо организма, а всех царств живой природы” (Биология в школе, 1998, №4 стр.40). Действительно в самостоятельный блок выделены вопросы жизнедеятельности организмов, а анатомо-морфологический материал сокращен (отсутствуют сведения о внутреннем строении листа, как дополнительная информация обозначено строение корня, стебля; типы плодов, соцветий и стеблей представлены только в рисунках).
К сожалению, само построение курса находится в противоречии с функциональным подходом, так как раздел “Строение организмов” предшествует “Жизнедеятельности” и весь анатомо-морфологический материал изучается в отрыве от функционирования живых систем.
На мой взгляд, суть функционального подхода заключается не в изучении функций отдельно от строения или, в ущерб строению, а, наоборот, рассмотрение всех анатомо-морфологических сведений с точки зрения функций в их неразрывном единстве. Ведь приспособленность строения к функциям – закономерный результат эволюции живого. Изучая клетки, ткани, органы необходимо понять: Какое значение имеет та или иная структура? Какие преимущества она дает организму для выживания? Кстати, вопрос об эволюции поднимается лишь в начале 7 класса, что затрудняет использование этого термина для объяснения причин сходства и различий организмов разных царств с точки зрения их происхождения.
Функциональный подход имеет огромное значение в понимании структурной организации живого. Не случайно в биологии употребляется термин “структурно-функциональная организация”. Изучаемые в биологии объекты являются функциональными элементами более сложных систем. А знание функций отдельных частей позволяет определить их взаимосвязи и отношения с другими элементами (т.е. структуру), понять их интеграцию в системное целое? Следовательно, раздельное изучение строения и функций находится в противоречии с их органическим единством.
Решить эту проблему можно следующим образом: перенести материал о строении тканей и органов в соответствующие темы раздела “Жизнедеятельность”. Кстати, именно так поступил автор учебника в отношении систем органов животных. В тему “Почвенное питание растений” целесообразно ввести сведения о строении корня, а строение листа рассмотреть в связи с воздушным питанием и фотосинтезом; стебель изучить в темах: “Транспорт веществ у растений” и “Опора растений”; почку как зачаточный побег в теме “Рост”, а семя как зародышевую стадию в “Развитии растений”; видоизмененные побеги-цветки и шишки в теме “Полевое размножение растений”, а подземные побеги – в бесполом размножении. Аналогичным образом разместить материал о строении тканей в соответствии с их функциями.
Такое перераспределение учебного материала позволит не только отработать взаимосвязь строения и функций, но и рассмотреть процессы жизнедеятельности на разных уровнях организации живого. Например, увеличение поверхности всасывания минеральных веществ из почвы достигается на клеточном и тканевом уровне за счет образования корневых волосков в зоне всасывания и на органном уровне – в результате развития корневых систем стержневого и мочковатого типа, а приспособление к фотосинтезу можно проследить, начиная с молекулярного уровня: хлорофилл —> хлоропласты —> ассимиляционная ткань —> лист —> листовая мозаика. В результате такого расположения учебного материала учащиеся успешно справляются с заданиями на установление связи строения органа с его функциями.
В разделе “Строение организмов” остается материал, иллюстрирующий главную тему курса - отличительные признаки живого организма. Это сведения о химическом составе живого, клеточном строении организмов. Понятия о тканях, органах и системах вводятся на нескольких примерах и не изучаются детально, а рассматриваются как результат разделения функций (специализации) в сложных многоклеточных организмах, как доказательство многоуровневой организации живой материи в отличии от неживой.
Подробное же изучение клетки в этом разделе преследует несколько целей. Выявление сходства в строении клеток организмов разных царств свидетельствует о единстве живой природы, родстве, а различия – об эволюции органического мира в разных направлениях. Кроме того, ознакомление учащихся с ролью органоидов в дыхании (митохондрии), питании (лизосомы, хлоропласты), передвижение и др. процессах позволяет представить клетку не только как единицу строения, но и единицу жизнедеятельности, как наименьшую живую частицу организма, обладающую всеми жизненными свойствами. Определенный урок в связи с этим посвящен размножению клеток. Таким образом, раздел “Строение организмов” раскрывает не только отличительные особенности химического состава и строения живых организмов, но и отражает все основные положения клеточной теории.
- Клетка – структурная и функциональная единица организмов всех царств живой природы, элементарная живая система.
- Клетки разных организмов схожи по химическому составу, строению и жизнедеятельности, что доказывает родство всего живого на Земле.
- Новые клетки образуются в результате деления исходной.
- В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы и образуют ткани, органы и системы органов.
Многоклеточный организм – это система взаимодействующих клеток, утративших свою самостоятельность в отличие от одноклеточных.
Предложенные изменения позволяют максимально реализовать возможности курса с сохранением принципов научности и доступности учебного материала.
Строение живых организмов (21ч.)
- Отличительные признаки живых организмов.
- Многообразие живого на Земле.
- Химический состав живого. Лабораторная работа: “Состав семян”.
- Биологические функции веществ.
- Клетка – единица строения всего живого. Лабораторная работа: “Клеточное строение растений и животных”.
- Строение растительной клетки. Лабораторная работа: “Хлоропласты в клетках листа элодеи”.
- Строение животной клетки. Практическая работа: “Сравнение клеток растений и животных”.
- Особенности клеток бактерий и грибов.
- Основные функции ядра, оболочки, цитоплазмы и ее органоидов. Клетка – наименьшая живая частица организма.
- Размножение клеток, его значение.
- Обобщение знаний по клетке.
- Проверочная работа по клетке.
- Коррекция знаний по клетке. Вирусы – неклеточная форма жизни.
- Ткани растений, их функции.
- Ткани животных, их функции.
- Органы растений. Лабораторная работа: “Органы цветкового растения”.
- Функции вегетативных и репродуктивных органов.
- Системы органов животных.
- Организм как единое целое.
- Обобщение знаний по разделу: Строение организмов.
Контрольная работа: Строение организмов.
Жизнедеятельность организмов (36ч.)
- Почвенное питание растений. Лабораторная работа: Типы корневых систем.
- Внутреннее строение корня в связи с выполняемой функцией.
- Воздушное питание растений. Фотосинтез.
- Лабораторная работа: Строение листа, его связь с фотосинтезом.
- Автотрофы и гетеротрофы. Питание животных, пищеварение.
- Питание грибов и бактерий.
- Дыхание, его значение. Практическая работа: “Сравнение дыхания и фотосинтеза”.
- Типы дыхания у животных. Дыхание растений.
- Промежуточный контроль знаний, по темам: “Дыхание” и “Питание”.
- Передвижение веществ у растений.
- Лабораторная работа: “Строение стебля”.
- Передвижение веществ у животных. Кровь и кровеносная система.
- Выделение, его значение.
- Обмен веществ и превращение энергии.
- Обобщение знаний по темам: Питание. Дыхание. Транспорт веществ. Выделение. Их связь с обменом веществ.
- Проверочная работа по обмену веществ.
- Скелет – опора организма (на примере животных).
- Скелет растений на примере разных органов.
- Движение организмов.
- Регуляция и координация функций в организме. Типы регуляции.
- Строение нервной система. Рефлексы.
- Химическая регуляция функций у растений и животных.
- Промежуточный контроль знаний по темам: Опора. Движение. Регуляция.
- Размножение, его значение. Способы.
- Формы бесполого размножения. Лабораторная работа: “Видоизмененные подземные побеги”.
- Половое размножение животных. Оплодотворение.
- Половое размножение растений. Лабораторная работа: “Строение цветка и шишек”.
- Двойное оплодотворение у цветковых и образование семени и плода.
- Развитие растений. Лабораторная работа: “Строение семян двудольных и однодольных растений”.
- Рост растений, его регуляция. Лабораторная работа: “Почка – зачаточный побег”.
- Практическая работа: “Определение возраста по годичным кольцам”. Рост растений в толщину.
- Рост и развитие животных.
- Практическая работа: “Вегетативное и семенное размножение растений”.
- Обобщение знаний по темам: Размножение. Рост и развитие.
- Проверочная работа по темам.
- Обобщающий урок: Жизнедеятельность организма. Практическая работа: “Связь строения и функций на примере стебля”.
Организм и среда (7ч.)
- Среда обитания. Экологические факторы.
- Факторы неживой природы.
- Факторы живой природы.
- Природные сообщества.
- Круговорот веществ и цепи питания.
- Обобщение знаний по теме: Организм и среда.
- Контрольная работа по теме.
- Повторение.
- Тестирование итоговое.
- Резервное время.