Русский язык
-
Тайна поэтических строк (стихотворение С.Есенина "Собаке Качалова") 2015
Цели урока:. попытаться выяснить, был ли прототип у той, «что всех безмолвней и грустней»; почему, вспоминая о ней, поэт испытывает щемящее чувство вины («Ты за меня лизни ей нежно руку // За все, в чем был и не был виноват»).
-
Принц Щелкунчик, или Рождественская сказка Гофмана 2015
Урок проводится в 5-м классе в рамках внедрения в практику школы ФГОС. Готовя данный игровой проект, показываю, как можно организовать работу в паре, в группе, индивидуальную работу. Дети учатся работать в команде. Проект относится к надпредметным, потому что привлекаются знания детей из разных областей искусства: литературы, музыки, балета, кинематографии, живописи.
-
Различные виды диктантов (блицопросов) как способ активизации мыслительной деятельности и развития быстроты реакции учащихся 2015
В статье обобщён опыт работы по развитию активной мыслительной деятельности, высокой концентрации внимания; скорости реагирования на поток информации и развитие речемыслительных способностей обучающихся.
-
Простые и сложные предложения 2015
Урок русского языка разработан для 4-го класса к УМК «Перспектива» по системно-деятельностному методу. Ученики исследуют тему урока, начиная с каллиграфической минуты и к концу урока разрабатывают алгоритм действий по различению простых и сложных предложений и постановке запятых в них.
-
«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными». 11-й класс 2015
Цель урока: закрепить знания теоретических положений по изучаемому материалу, проверить знания и умения, необходимые для решения тестовых заданий при подготовке к ЕГЭ, развивать умения постановки знаков препинания СПП с несколькими придаточными, формировать положительную мотивацию к обучению.
-
Правила написания письма 2015
Цель урока: формирование у учащихся понятия о возникновении письма и почтовой службы, ее назначении, о разнообразных типах письма; развитие умения писать письмо, соблюдать правила этикета в письме, подписывать конверт, творческих способностей; расширять кругозор; ценить русский язык, гордиться его величием и богатством.
-
Прогулки по орфографическому саду 2015
Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий и сформировать навык владения способом действия при выборе орфограммы. Урок может быть использован молодыми учителями, которые впервые будут работать в 6-м классе.
-
Как «приготовить» эссе 2015
В свое время написание эссе было уделом профессиональных литераторов, журналистов, людей искусства. Сегодня эссе пишут выпускники школ на экзаменах по обществознанию и иностранному языку, на уроках русского языка и литературы. Конечно, нельзя научить всех детей писать эссе на уровне мастеров художественного слова, но можно, создав занимательную ситуацию на уроке, в непринужденной форме познакомить учащихся с особенностями жанра эссе и сформировать умение его написания.
-
Стилистические функции индивидуально-авторских неологизмов Е.А. Евтушенко 2015
Стилистические приемы, смысловая нагруженность неологизмов передают идейное и эмоциональное содержание поэтических произведений Е.А. Евтушенко. Поэтические неологизмы тесно взаимодействуют с контекстом, выполняя акцентную, оценочную, стилистическую, номинативную функции, отражая систему ценностей поэта. Индивидуально-авторский неологизм становится для Е.А. Евтушенко стилеобразующей единицей его художественного пространства.
-
Постоянные морфологические признаки прилагательного. Разряды имени прилагательного 2015
Цель урока: исследовать отличительные особенности разрядов имен прилагательных; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; совершенствовать умения работать в группах, оценивать свою работу и товарища.
-
«Словарное богатство русского языка». 7-й класс 2015
Цель урока: включение учащихся в исследование и поисковая деятельность на уроке. Прививается навык свободного ориентирования в лингвистической терминологии. Закрепляется навык пользования словарями разных типов.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Час занимательного русского языка» 2015
Внеклассное мероприятие проводится на неделе русского языка и литературы для 5–6-х классов. Цель: повышение интереса к изучению русского языка. Соревнуются две команды. Каждой команде даются творческие задания по темам «Имя существительное», «Глагол», «Имя прилагательное», «Синтаксис и пунктуация». Задания нужно правильно и быстро выполнить.
-
Викторина для учащихся 6–7-х классов «Знатоки русского языка» 2015
Две команды знатоков русского языка совершат увлекательное путешествие в страну Лингвинию. На земном шаре насчитывается более 2000 языков, и в этой большой семье русский язык всегда занимал особое место. Русский язык звучит почти во всех уголках планеты.
-
Развитие творческих способностей учащихся на уроках по развитию речи 2015
Представлена творческая деятельность на уроках русского языка и литературы. Цель: учить составлять пересказ, описывать устный и письменный вид изложения, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте, вносить изменения и дополнения от лица рассказчика; развивать какой-либо эпизод, вводить новые эпизоды; делать пейзажные зарисовки и пр.; перестраивать сюжет произведения, содержащего диалоги, в драматическую форму (драматизация) или составлять сценарий; составлять рассказ по аналогии с прочитанным.
-
Внеклассное занятие по русскому языку «Умники и умницы». 4-й класс 2015
В занимательной форме ребята повторяют темы «Имя существительное», «Имя прилагательное». Игра помогает в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Используются приемы активной познавательной деятельности.
-
«Систематизация и обобщение знаний об имени существительном». 4-й класс 2015
В ходе урока повторяются морфологические признаки имени существительного; закрепляются знания по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
-
Повторение орфографических норм, их группировка на основе принципов правописания 2015
Урок содержит языковой материал для анализа. На уроке учащиеся выделяют основные принципы русской орфографии и прослеживают их функционирование в русском языке, готовятся к ЕГЭ по русскому языку, совершенствуют навыки правописания.
-
«Пунктуация в бессоюзном сложном предложении». 9-й класс 2015
Закрепляются знания учащихся о признаках бессоюзного сложного предложения, правилах постановки знаков препинания, выразительных возможностях БСП, формируется пунктуационная грамотность.
-
Урок русского языка на тему «Устаревшие слова (архаизмы и историзмы) и новые слова (неологизмы). Заимствованная лексика». 6-й класс 2015
На уроке планируется интеграция следующих модулей «Новые подходы», «ИКТ», «Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей учащихся», «Обучение талантливых и одаренных», «Критическое мышление», «Оценивание», «Лидерство в преподавании и обучении». Учащиеся на протяжении урока активно работают и самостоятельно добывают знания.
-
«Правописание Ь после шипящих на конце разных частей речи». 6-й класс 2015
Урок формирует и совершенствует навыки правописания «ь». Мини-проекты, подготовленные учащимися, систематизируют материал, готовят к творческой работе (лингвистической сказке).
-
«Второстепенные члены предложения. Определение». 8-й класс 2015
Цель урока: расширить представление учеников об определении; дать понятие о синонимии определений разного вида. Девизом к уроку могут стать слова Б. Шоу: «Деятельность – единственный путь к знанию».
-
Веб-квест как активная форма проектной деятельности 2015
Web-Quest – легкий способ включения Интернета в учебный процесс, при этом не требуется особых знаний. Квест может выполняться индивидуально, но групповая работа при решении квеста более предпочтительно. Достигаются две основные цели обучения – коммуникация и обмен информацией.
-
Подготовка к сочинению публицистического стиля 2015
Учащиеся готовятся к созданию текста публицистического стиля; учатся брать и записывать интервью; повторяют лексику по теме «Стили речи».
-
Контрольная работа по русскому языку. 11-й класс 2015
Контрольная тестовая работа по русскому языку за первое полугодие рассчитана на универсальный 11-й класс. Она проверяет знания старшеклассников и умение самостоятельно выполнять задания по орфоэпии, орфографии, синтаксису, пунктуации, стилистике. При подготовке заданий использованы материалы вариантов ЕГЭ, сборников, рассчитанных на целенаправленную подготовку к итоговой аттестации по предмету.
-
Интегрированный урок (русский язык + география) «У природы нет плохой погоды и плохих глаголов тоже нет…» 5-й класс 2015
Интегрированный урок русского языка и географии открывает новые знания. Цель урока: развитие познавательного интереса, речи, умения обобщать, делать выводы. В ходе урока совершенствуются навыки учащихся в распознавании глаголов несовершенного и совершенного вида, умении отмечать и группировать глаголы по видам. Проблема урока: почему прогноз погоды, составленный для одной территории в один и тот же сезон, но в разные годы, не всегда совпадает?
-
Сказкотерапия при изучении морфологии в начальной школе 2015
Статья содержит методические рекомендации по использованию сказок Татьяны Рик при изучении морфологии в начальной школе. Материал может быть полезен преподавателям русского языка 2–4-х классов.
-
Урок русского языка на тему «Собирательные числительные». 6-й класс 2015
Урок знакомит учащихся со значением собирательных числительных, их образованием, особенностями сочетания с именами существительными. Тип урока: урок изучения нового материала. Форма: урок-презентация.
-
Сценарий праздника русского языка. 3-й класс 2015
Сценарий предполагает подведение итогов недели русского языка. До заключительного праздника русского языка в классах начальной школы проходили различные творческие конкурсы. Мероприятие расширяет знания о русском языке, развивает творческое мышление учащихся, воспитывает любовь к русскому языку. В ходе праздника активным участникам выдаются жетоны, по количеству которых в конце праздника определяется «знаток» русского языка.
-
Методические рекомендации по артикуляционной гимнастике 2015
Практический материал может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями общеобразовательных учреждений. Систематизированный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики в развивает и обогащает интонационную выразительность речи детей, формирует физиологически правильное функционирование дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
-
Лексическое значение и этимология слов 2015
На уроке изучается лексическое значение и этимология слов. Цель: закрепить знания о простых и сложных предложениях, навык постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях. Учащиеся должны научиться составлять сложные и простые предложения; узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю; понимать слова как единство звучания и значения.