Формирование УУД на уроках русского языка посредством использования алгоритма работы над ошибками

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Изучение русского языка в начальной школе является первым этапом системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Язык — основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Основными практическими задачами для программы курса “Русский язык” являются освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике, формирование умений и навыков грамотного безошибочного письма, развитие речи учеников, интереса к языку и речевому творчеству, формирование представлений о единстве и многообразии России, об основном средстве человеческого общения, воспитание положительного отношения к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры человека.

Современный курс “Русский язык” обеспечивает формирование универсальных учебных действий, которые помогают учащимся не только осваивать конкретные предметные дисциплины, но и формируют способность к саморазвитию.

На уроках русского языка самая трудоёмкая работа — это работа над орфограммами, особенно применение полученных теоретических знаний на практике. Именно эта работа зачастую вызывает наибольшие затруднения. В чём причины этих затруднений? Основные причины заключаются в следующем:

1. Отсутствие чёткого плана анализа и классификации орфограмм.

2. Отсутствие образца графического обозначения разных орфограмм.

Высокую результативность для ликвидации этих затруднений даёт использование при работе памятки для работы над ошибками. Работа с памяткой способствует не только формированию орфографической зоркости, но и формирует универсальные учебные действия.

Личностные УУД: освоение личностного смысла учения, желание учиться, уважение к своему труду, умение помочь в трудном случае себе и своим товарищам.

Регулятивные УУД: самостоятельная организация рабочего пространства, определение плана выполнения задания, умение соотносить выполненное задание с образцом, корректировка выполнения задания, оценка уровня выполнения конкретного задания и своих знаний по данной теме.

Познавательные УУД: ориентирование по темам, определение своих умений, которые будут сформированы при изучении темы, формировать умение определять круг своих пробелов по данной теме, поставить верный вопрос6 наблюдать и делать самостоятельные выводы, учиться работать по заданным схемам.

Коммуникативные УУД: формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах, учить выбирать языковые средства для успешного решения поставленной задачи.

Использование памятки для работы над ошибками помогает ориентироваться в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоении правил правописания русского языка.

Памятка для работы над ошибками

1. Пропуск букв, замена букв, перестановка букв.

Запиши 3 раза это слово, раздели на слоги, подчеркни гласные.

Лай-ка, лай-ка, лай-ка.

2. Перенос слов.

Запиши слово, раздели для переноса (все случаи).

Лу-жайка, лужай-ка.

3. Гласные после шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выпиши слово, подчеркни гласную после шипящей, допиши ещё 3 слова на правило.

Шили, лыжи, щавель, чищу.

4. Имена собственные.

Выпиши слово, допиши ещё 3 слова на правило.

Аня, Ока, Владивосток.

5. Словарное слово.

Выпиши 3 раза это слово.

6. Ь-показатель мягкости согласных.

Выпиши слово, подчеркни мягкую согласную, допиши 3 слова на правило.

Лень, деньки.

7. Разделительный Ь.

Выпиши слово, подчеркни мягкую согласную, допиши 3 слова на правило.

Илья, ручьи, бьёт.

8. Разделительный Ъ.

Выпиши слово, допиши 3 примера на правило, подчеркни разделительный твёрдый знак.

Подъём, съезд.

9. ЧК, ЧН.

Выпиши 3разных слова, подчеркни сочетания.

Кочка, Олечка, ручка.

10. Парные согласные в конце и в середине слова.

Выпиши слово, подбери к нему проверочное, допиши 3 слова на правило, подчеркни согласную.

Голубь-голуби, зуб-зубы.

11. Безударные гласные в корне.

Выпиши слово, подбери к нему проверочное, допиши 3 слова на правило.

Кора-корка, роса-росы.

12. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение, подчеркни орфограмму.

13. Безударные гласные в приставке.

Выпиши слово, образуй 3 новых слова с этой приставкой, выдели её.

Зашёл, заболел, заплакал, засмеялся.

14. Приставки пиши слитно, предлоги – раздельно.

а) Выпиши слово, выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Закричал, прокричал, перекричал.

б) Между словом и предлогом поставь вопрос или вставь слово.

В моем столе.

15. Двойные согласные.

Выпиши слово, подбери к нему однокоренные, подчеркни двойные согласные.

Группа – групповой.

16. Непроизносимые согласные.

Выпиши слово, подбери к нему проверочное, допиши 3 слова на правило.

Сердце – сердечко.

17. Сложные слова (соединительные гласные).

Выпиши слово, подчеркни соединительную гласную, выдели корни. Допиши 3 сложных слова. Самолёт.

18. Падежные окончания имен существительных.

Выпиши существительное, выдели окончание, обозначь склонение и падеж. Запиши 3 существительных этого склонения в этом же падеже.

Корове – 1 скл., Д. п., лисице, собаке, овце.

19. Имя существительное с шипящим на конце.

Выпиши слово, допиши 3 слова на правило, укажи род имени существительного.

Рожь (ж. р.)

20. НЕ с глаголом ( орфограмма – пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши еще два глагола с частицей не. Подчеркни орфограмму.

Не _ спит, не_ смотрел, не _ играл.

21. Правописание предлогов с местоимениями ( орфограмма – пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще два местоимения с предлогами. Обозначь орфограмму.

С _ ним, перед _ ним, у _ него.

22. Правописание слов с шипящим на конце.

Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.

Шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).

Запомни! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.

23.Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.

На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)

24.Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном. Определи падеж.

К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим.

25.Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)

Запомни! Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

26.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения — И

Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)

Запомни!

  • 1-е спряжение Все глаголы НЕ на – ить + искл. брить, стелить
  • 2-е спряжение Все глаголы на - ИТЬ + исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ.

Личные окончания глаголов

  • 1-е спряжение –ЕШЬ –ЕМ –ЕТЕ –УТ, – ЮТ
  • 2-е спряжение –ИШЬ –ИМ –ИТЕ –АТ, – ЯТ

27. Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.

Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь.

28. Запятая в предложениях с однородными членами.

Выпиши предложение. Обозначь грамматическую основу предложения. Обозначь однородные члены предложения и слово, от которого они зависят. Выполни схему предложения.

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

29.Запятая в сложном предложении.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Выполни схему предложения. Подчеркни запятую.

Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой..