Изучение русского языка в начальной школе является первым этапом системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Язык — основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Основными практическими задачами для программы курса “Русский язык” являются освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике, формирование умений и навыков грамотного безошибочного письма, развитие речи учеников, интереса к языку и речевому творчеству, формирование представлений о единстве и многообразии России, об основном средстве человеческого общения, воспитание положительного отношения к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры человека.
Современный курс “Русский язык” обеспечивает формирование универсальных учебных действий, которые помогают учащимся не только осваивать конкретные предметные дисциплины, но и формируют способность к саморазвитию.
На уроках русского языка самая трудоёмкая работа — это работа над орфограммами, особенно применение полученных теоретических знаний на практике. Именно эта работа зачастую вызывает наибольшие затруднения. В чём причины этих затруднений? Основные причины заключаются в следующем:
1. Отсутствие чёткого плана анализа и классификации орфограмм.
2. Отсутствие образца графического обозначения разных орфограмм.
Высокую результативность для ликвидации этих затруднений даёт использование при работе памятки для работы над ошибками. Работа с памяткой способствует не только формированию орфографической зоркости, но и формирует универсальные учебные действия.
Личностные УУД: освоение личностного смысла учения, желание учиться, уважение к своему труду, умение помочь в трудном случае себе и своим товарищам.
Регулятивные УУД: самостоятельная организация рабочего пространства, определение плана выполнения задания, умение соотносить выполненное задание с образцом, корректировка выполнения задания, оценка уровня выполнения конкретного задания и своих знаний по данной теме.
Познавательные УУД: ориентирование по темам, определение своих умений, которые будут сформированы при изучении темы, формировать умение определять круг своих пробелов по данной теме, поставить верный вопрос6 наблюдать и делать самостоятельные выводы, учиться работать по заданным схемам.
Коммуникативные УУД: формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах, учить выбирать языковые средства для успешного решения поставленной задачи.
Использование памятки для работы над ошибками помогает ориентироваться в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоении правил правописания русского языка.
Памятка для работы над ошибками
1. Пропуск букв, замена букв, перестановка букв.
Запиши 3 раза это слово, раздели на слоги, подчеркни гласные.
Лай-ка, лай-ка, лай-ка.
2. Перенос слов.
Запиши слово, раздели для переноса (все случаи).
Лу-жайка, лужай-ка.
3. Гласные после шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово, подчеркни гласную после шипящей, допиши ещё 3 слова на правило.
Шили, лыжи, щавель, чищу.
4. Имена собственные.
Выпиши слово, допиши ещё 3 слова на правило.
Аня, Ока, Владивосток.
5. Словарное слово.
Выпиши 3 раза это слово.
6. Ь-показатель мягкости согласных.
Выпиши слово, подчеркни мягкую согласную, допиши 3 слова на правило.
Лень, деньки.
7. Разделительный Ь.
Выпиши слово, подчеркни мягкую согласную, допиши 3 слова на правило.
Илья, ручьи, бьёт.
8. Разделительный Ъ.
Выпиши слово, допиши 3 примера на правило, подчеркни разделительный твёрдый знак.
Подъём, съезд.
9. ЧК, ЧН.
Выпиши 3разных слова, подчеркни сочетания.
Кочка, Олечка, ручка.
10. Парные согласные в конце и в середине слова.
Выпиши слово, подбери к нему проверочное, допиши 3 слова на правило, подчеркни согласную.
Голубь-голуби, зуб-зубы.
11. Безударные гласные в корне.
Выпиши слово, подбери к нему проверочное, допиши 3 слова на правило.
Кора-корка, роса-росы.
12. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение, подчеркни орфограмму.
13. Безударные гласные в приставке.
Выпиши слово, образуй 3 новых слова с этой приставкой, выдели её.
Зашёл, заболел, заплакал, засмеялся.
14. Приставки пиши слитно, предлоги – раздельно.
а) Выпиши слово, выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Закричал, прокричал, перекричал.
б) Между словом и предлогом поставь вопрос или вставь слово.
В моем столе.
15. Двойные согласные.
Выпиши слово, подбери к нему однокоренные, подчеркни двойные согласные.
Группа – групповой.
16. Непроизносимые согласные.
Выпиши слово, подбери к нему проверочное, допиши 3 слова на правило.
Сердце – сердечко.
17. Сложные слова (соединительные гласные).
Выпиши слово, подчеркни соединительную гласную, выдели корни. Допиши 3 сложных слова. Самолёт.
18. Падежные окончания имен существительных.
Выпиши существительное, выдели окончание, обозначь склонение и падеж. Запиши 3 существительных этого склонения в этом же падеже.
Корове – 1 скл., Д. п., лисице, собаке, овце.
19. Имя существительное с шипящим на конце.
Выпиши слово, допиши 3 слова на правило, укажи род имени существительного.
Рожь (ж. р.)
20. НЕ с глаголом ( орфограмма – пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши еще два глагола с частицей не. Подчеркни орфограмму.Не _ спит, не_ смотрел, не _ играл.
21. Правописание предлогов с местоимениями ( орфограмма – пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще два местоимения с предлогами. Обозначь орфограмму.С _ ним, перед _ ним, у _ него.
22. Правописание слов с шипящим на конце.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.
Шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).
Запомни! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.
23.Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.
На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)
24.Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном. Определи падеж.
К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим.
25.Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)
Запомни! Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.
26.Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения — И
Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)
Запомни!
- 1-е спряжение Все глаголы НЕ на – ить + искл. брить, стелить
- 2-е спряжение Все глаголы на - ИТЬ + исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ.
Личные окончания глаголов
- 1-е спряжение –ЕШЬ –ЕМ –ЕТЕ –УТ, – ЮТ
- 2-е спряжение –ИШЬ –ИМ –ИТЕ –АТ, – ЯТ
27. Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.
Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь.
28. Запятая в предложениях с однородными членами.
Выпиши предложение. Обозначь грамматическую основу предложения. Обозначь однородные члены предложения и слово, от которого они зависят. Выполни схему предложения.Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
29.Запятая в сложном предложении.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Выполни схему предложения. Подчеркни запятую.Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой..