Проблемные вопросы обучения изложению. Сжатие текста

Разделы: Русский язык


Овладение ребенком письменной речью вообще и связной письменной речью в частности является значимым обретением в его речевом развитии.

Письменная речь имеет большое значение для умственного развития, она «вводит ребенка в самый высокий абстрактный план речи, перестраивая тем самым сложившуюся психическую систему устной речи».

Важнейшим этапом уроков по развитию речи является обучение учащихся созданию собственных высказываний, отвечающих требованиям правильности, стилевой адекватности, точности, богатства и выразительности. Этот аспект работы называется развитием связной речи.

В методике связная речь, высказывание – это и речевая деятельность, и продукт этой деятельности – текст, речевое произведение. Вся работа по развитию речи, в конечном счёте, подчинена главной цели – приобретению учащимися коммуникативной компетенции.

В методике развития речи принято различать понятия «правильная речь» (это речь, соответствующая нормам литературного языка) и «хорошая речь» (речь коммуникативно-целесообразная, точная, богатая и выразительная). Целенаправленная работа в этом направлении осуществляется в двух аспектах:

1) анализ готового текста;
2) воспроизведение, трансформация и информационная переработка готового текста.

Изложениеявляется традиционным методом работы по развитию речи учащихся и служит формированию навыков аудирования, запоминания, воспроизведения текста и обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся, а также развитию речемыслительных механизмов, тренировке памяти, закреплению и проверке правописных умений и навыков.

В 9-м классе изложение – это основной вид деятельности, оцениваемый при аттестации учащихся.Задание части 1 экзаменационной работы (С1) заключалось в написании сжатого изложения по прослушанному тексту.

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом деятельности. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом. При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения:
– умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
– умение сокращать текст разными способами;
– умение правильно и логично излагать свои мысли,
– умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Основными условиями успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, являются:
– умение слушать, т. е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте, и полноценное понимание исходного текста.

Если текст не понят, неопределенно, что в нем главное, а что второстепенное, то работа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов;
– владение навыками сокращения текста;
– умение письменно передавать обработанную информацию.

Анализ экзаменационных работ показывает, что у выпускников 9-х классов недостаточно сформирован комплекс умений, необходимых для написания сжатого изложения:
– школьники не всегда могут правильно выделить главную информацию исходного текста (все основные микротемы) и передать ее без искажений;
– актуальна проблема, связанная с неадекватным восприятием содержания текста при аудировании, с неумением связно и последовательно излагать свои мысли.
– девятиклассники, передавая содержание прослушанного текста, часто искажают его, подменяя одну или несколько авторских микротем собственными. Встречаются также пропуски микротемы. Это свидетельствует о том, что экзаменуемыми недостаточно освоены критерии выделения главной и второстепенной информации, а также приемы сжатия текста. Именно поэтому сокращения, которые экзаменуемые производят в исходном тексте, часто имеют случайный, субъективный характер и приводят к искажению авторского замысла.

Таким образом, следует отметить, что большое значение имеет формирование умения определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения опорные слова, анализировать их структурно-смысловые связи. Следует отрабатывать у учащихся умение членить текст на смысловые части, т. е. определять не только его главную тему, но и микротемы. Нужно объяснить ученикам, какая информация текста является главной, а какая – второстепенной, и добиваться того, чтобы ученики научились распознавать ее на слух. Наконец, чтобы успешно справиться с задачей, ученики должны овладеть основными приемами сжатия текста.

Предполагается, что учащийся может использовать различные приёмы компрессии исходного текста – содержательные и языковые.

Средисодержательных приёмов компрессии текстаосновными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

К основнымязыковым приёмам компрессииисходного текста относятся:

1. Замена:
– замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
– замена предложения или его части указательным местоимением;
– замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
– замена сложноподчинённого предложения простым.
2. Исключения:
– исключение повторов;
– исключение фрагмента предложения;
– исключение одного или нескольких синонимов.
3. Слияния:
– слияние нескольких предложений в одно.

Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в которой учащиеся решают, какая часть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, то есть определяют способ сжатия текста. При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов. По ним можно легко восстановить основное содержание текста.
Итак, главная задача сжатия изложения – научить детей кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

Методика работы с текстом при написании сжатого изложенияв 7–8 классах

Готовя класс к изложению, учитель выбирает следующие приемы, которые ему помогают успешно решать поставленные задачи:

1. Вступительная беседа.

Назначение этого приема работы – подготовить учащихся к восприятию текста. Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников.
В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический.
Вступительная беседа как прием работы особенно важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным.

2. Приемы работы, направленные на восприятие текста.

Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:

1) чтение текста учителем;
2) чтение текста про себя;
3) параллельное прослушивание текста и чтение про себя.

Какой из перечисленных приемов выбрать, будет зависеть от конкретных условий:
– характера изложения (подробное, сжатое, выборочное);
– сложности текста;
– подготовленности класса.

Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержание (например: «сформулируйте тему», «основную мысль текста», «почему текст назван …?», «как еще можно озаглавить текст?»).

3. Беседа по содержанию текста.

Задачу более глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приемы работы, направленные на анализ текста. Разбор текста – дело очень важное и трудное. Долгое «разжевывание» так же вредно, как и отсутствие разбора. Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому. В беседе по содержанию целесообразны вопросы и задания типа: «Почему он так поступил?», «С какой целью автор вводит описание природы?», «Докажи, что …», «Как вы считаете, кто прав?». Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, методически не целесообразно, так как у учащихся пропадает интерес к работе. При подготовке к сжатому или выборочному изложению анализ содержания предполагает выделение и осмысление главного в содержании, вычленение тематических линий в тексте и более углубленную работу над содержанием одной из них (выборочное изложение).

4. Анализ структуры текста.

Назначение этого приёма работы – показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, что тексты делятся на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурным целым.

5. Составление плана.

Составление плана – это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков.

6. Устный пересказ текста.

Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений.
Как свидетельствует опыт, особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.
Написание изложения предполагает “включение” целой системы умений учащихся, поэтому рекомендуется использовать разнообразные подготовительные специальные упражнения с комплексом игровых ситуаций:

Формирование связной речи:

  • преобразование предложений по сюжетным картинкам;
  • договаривание предложений по предметным картинкам;
  • преобразование деформированной фразы;
  • самостоятельное составление предложений по опорным картинкам;
  • постановка вопросов к сюжетной картинке;
  • составление предложений к каждой картинке из серии;
  • инсценирование отрывка из сказки, рассказа;
  • заучивание отрывков из стихов;
  • пересказ отрывка с опорой на предметные картинки;
  • словесное рисование картин к прочитанному отрывку;
  • развитие диалогической речи (ответы на вопросы);
  • пересказ по цепочке с опорой на картинки;
  • составление предложений по опорным словам;
  • составление предложений на определенную тему;
  • сравнение, сопоставление небольшого текста и предложений не связанных по смыслу;
  • пересказ прослушанного рассказа путем договаривания предложений;
  • формирование умений устанавливать смысловые отношения между смежными предложениями;
  • выделение в тексте начала, середины и концовки;
  • воспроизведение текста по данному началу, середине или концовке по плану и опорным словам;
  • озаглавливание текста;
  • коллективное составление плана прослушанного рассказа;
  • использование графических моделей и символов;
  • определение учащимися, какой части не хватает в тексте и так далее.

Лексико-грамматические упражнения:

  • словообразование и употребление относительных прилагательных;
  • употребление в речи синонимов;
  • подбор действий к сюжетным картинкам;
  • подбор признаков;
  • обогащение лексики родственными словами;
  • обогащение лексики антонимами;
  • упражнения в употреблении в речи сложноподчинённых и сложносочинённых предложений;
  • комментированное письмо;
  • редактирование текста;
  • нахождение более точного значения слова для предложения (используя “Словарь синонимов”, “Словарь антонимов”, “Толковый словарь”) и их активизация в речи;
  • исправление допущенных лексических ошибок;
  • составление предложений по вопросам;
  • написание свободных диктантов;
  • восстановление деформированного текста;
  • деление текста, напечатанного без заглавных букв, сигнализирующих о начале предложения, и без знаков препинания в их конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;
  • ступенчатое, по вопросам, распространение данного небольшого предложения;
  • “обратное” упражнение – сокращение предложения до возможного предела;
  • упражнения, дающие представление о многозначности слова;
  • коллективная запись рассказа по частям (под руководством учителя).

Данная система упражнений способствует развитию операций деления целого текста на части: выделению начала, конца высказывания, выяснению важности каждой выделенной части, формированию лексико-грамматических средств языка, а также развитию произвольного внимания, памяти, работоспособности, позволяет выделить определенные этапы в овладении учащимися речевыми умениями.