Технологическая карта урока "Буквы о/е после шипящих на конце наречий". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Класс 4

Тип урока Урок открытия новых знаний.

Цели урока (образовательные): находить (видеть) в словах орфограмму­букву о, е после шипящих на конце наречий, писать слова с этой орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора написания, отличать орфограмму­букву о, е после шипящих на конце наречий от орфограммы­буквы ё, о после шипящих в корне, суффиксе и окончании других частей речи.

Универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
  • Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).
  • Коммуникативные УУД: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Этап урока Цель этапа Содержание учебного материала ФОУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
1. Мотивация к учебной деятельности Включение учащихся в деятельность     Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. Определяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм Самоопределение (Л)
2. Чистописание

Актуализация знаний

Актуализация знаний учащихся о правописании о-ё после шипящих с последующим выходом на проблемную ситуацию урока Какие буквы обозначают шипящие звуки? (ж, ш, ч, щ). Сегодня на минутке чистописания мы повторим написание этих букв. (слайд).

Для чего мы вспоминали написание букв, обозначающих шипящие звуки? С какой темой мы работаем? (Написание О и Ё после шипящих)

Давайте вспомним, что мы уже изучили. Зачем мы будем это делать?

Задание по группам: вставить пропущенные буквы, объяснить правописание орфограммы, сформулировать правило).

1-я группа:  ш...пот, ч...рный, ш...рох ж...лтый;  
2–я группатуч...й, борщ...м, рощ...й, плеч...м;

3–я группапиджач...к, стиш...к, галч...нок, овраж...к;

4_ я группа: холщ...вый, плюш...вый, камыш...вый, ключ...вая.

5-я группа: в дремуч...м лесу, о могуч...м, в больш...м, по свеж...й.

6-я группа: ш...ссе, ш...колад, ш...фёр, ж...кей.

Сегодня мы познакомимся еще с одной орфограммой из темы Правописание О и Ё после шипящих.

Индивидуальная,

Групповая работа

Организует работу и проверку в группах Учащиеся прописывают буквы

Учащиеся, работая в группах, применяя правило, записывают гласные после шипящих.

Формулируют правило.

Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы (П). Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять взаимопроверку (К).
3. Введение в тему с формулировкой целей урока Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения. Посмотрите на экран, прочитайте слова.

Свеж..., горяч..., хорош..., жгуч..., ещ..., неуклюж...

Попробуйте вставить пропущенные буквы. Получилось? Почему? Знаем такое правило?

А какая это часть речи? Поставим вопрос (как?). Встречали такую часть речи? (наречие). А знаем правило про наречие?

Чему же мы будем учиться на уроке. Какова наша цель. (Научиться писать наречия с орфограммой О и Ё после шипящих)

Для чего нам это нужно?

Коллективная работа Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Ученики пробуют вставить пропущенные буквы и объяснить, почему вставили именно эту букву, отвечают на вопросы, формулируют цель и проблему урока Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и цели урока (Р)

4. Физкультминутка Предупреждение общего утомления учащихся   Коллективная Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения  
5. Поиск решения проблемы Создание проблемной ситуации и желания найти выход. Открываем учебник на стр. 148

Читаем. Что узнали? Что же такое о? (это суффикс) Мы определили часть речи, и теперь часть слова.

Мы говорим о правописании О и Ё (Е) ..... в суффиксах наречий.

Выполним упражнение 120. Читаем.

У доски...

Свежий - свежо,

Горячий - горячо,

хороший - хорошо

Какой вывод можем сделать? Под ударением пишем суффикс О. (запомните его)

Читаем текст после упражнения и выполним задание

У доски....

Неуклюжий - неуклюже

Жгучий - жгуче

Какой вывод можем сделать? Без ударения пишем суффикс Е.

Попробуйте сформулировать правило. Сверим наш вывод с выводом учебника.

Вернемся к нашей проблемной ситуации - во всех словах можем вставить букву?

Я предлагаю обратить ваше внимание на наречие ещё. Какую букву напишем там? Есть ли там суффикс. (нет) - поэтому написание у него особое. Откройте стр. 150 и прочитайте правило.

Коллективная Создаёт проблему, которая заставляет искать пути решения Отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют. Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы (П).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(Работа в парах)

Организация усвоения детьми нового способа действия при выполнении упражнений на изученную орфограмму Предлагаю вам выполнить задание в парах.

Задание:

- Запишите словосочетания, вставляя по смыслу наречия, отвечающие на вопрос как? с О или Е на конце после шипящих. Обозначить орфограммы.

На улице стало ....; ученик отвечал ......; тигр рычал .....; солнце греет ......

Слова для справок: блестящ...; свеж...; горяч...; угрожающ...

Кто написал - поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.

Работа в парах Организует работу в парах. Работают в парах.

Самооценка.

Работать по алгоритму (Р)

Умение находить (видеть) в словах орфограмму: букву о-е после шипящих на конце наречий, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний, работа в парах (П).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия. - Найдите УПР, 121. Поработайте с ним самостоятельно, записав первые три предложения.

- Проверьте выполнение работы, пользуясь правилом.

- Кто допустил ошибки? Почему?

- Это значит, что ещё требуется работать над данной орфограммой.

Индивидуальная Организует самостоятельную работу и самооценку Выполняют упражнение в соответствии с заданием. Работать по алгоритму (Р)

Умение находить (видеть) в словах орфограмму, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний, работа в парах (П).

Самооценка

8. Рефлексия Организовать оценивание учащимися собственной деятельности - Какую цель ставили перед собой в начале урока?

Достигли цели?

Что узнали нового про правописание букв О Е и Ё после шипящих.

- Оцените свою работу на уроке. Возьмите лист самооценки и раскрасьте смайлик

зелёный - выполнил работу полностью, без ошибок

синий – 1 ошибка

красный – ошибок много

У кого возникали трудности? Как их преодолеть?

Коллективная Организует ответы на вопросы Отвечают на вопросы, подводят итог работы Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы(Р)

9. Задание на дом   - Дома, ребята, вы должны повторить правила на страницах 135-150, выполнить в р.т. № 76.