Класс 4
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Цели урока (образовательные): находить (видеть) в словах орфограммубукву о, е после шипящих на конце наречий, писать слова с этой орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора написания, отличать орфограммубукву о, е после шипящих на конце наречий от орфограммыбуквы ё, о после шипящих в корне, суффиксе и окончании других частей речи.
Универсальные учебные действия:
- Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
- Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).
- Коммуникативные УУД: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | Включение учащихся в деятельность | Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. | Определяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм | Самоопределение (Л) | ||
2. Чистописание Актуализация знаний |
Актуализация знаний учащихся о правописании о-ё после шипящих с последующим выходом на проблемную ситуацию урока | Какие буквы обозначают шипящие
звуки? (ж, ш, ч, щ). Сегодня на минутке чистописания
мы повторим написание этих букв. (слайд). Для чего мы вспоминали написание букв, обозначающих шипящие звуки? С какой темой мы работаем? (Написание О и Ё после шипящих) Давайте вспомним, что мы уже изучили. Зачем мы будем это делать? Задание по группам: вставить пропущенные буквы, объяснить правописание орфограммы, сформулировать правило). 1-я группа: ш...пот, ч...рный, ш...рох ж...лтый;
3–я группа: пиджач...к, стиш...к, галч...нок, овраж...к; 4_ я группа: холщ...вый, плюш...вый, камыш...вый, ключ...вая. 5-я группа: в дремуч...м лесу, о могуч...м, в больш...м, по свеж...й. 6-я группа: ш...ссе, ш...колад, ш...фёр, ж...кей. Сегодня мы познакомимся еще с одной орфограммой из темы Правописание О и Ё после шипящих. |
Индивидуальная, Групповая работа |
Организует работу и проверку в группах | Учащиеся прописывают буквы Учащиеся, работая в группах, применяя правило, записывают гласные после шипящих. Формулируют правило. |
Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы (П). Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять взаимопроверку (К). |
3. Введение в тему с формулировкой целей урока | Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения. | Посмотрите на экран, прочитайте
слова. Свеж..., горяч..., хорош..., жгуч..., ещ..., неуклюж... Попробуйте вставить пропущенные буквы. Получилось? Почему? Знаем такое правило? А какая это часть речи? Поставим вопрос (как?). Встречали такую часть речи? (наречие). А знаем правило про наречие? Чему же мы будем учиться на уроке. Какова наша цель. (Научиться писать наречия с орфограммой О и Ё после шипящих) Для чего нам это нужно? |
Коллективная работа | Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. | Ученики пробуют вставить пропущенные буквы и объяснить, почему вставили именно эту букву, отвечают на вопросы, формулируют цель и проблему урока | Высказывать предположения на
основе наблюдений. Формулировать тему и цели урока (Р) |
4. Физкультминутка | Предупреждение общего утомления учащихся | Коллективная | Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения | Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения | ||
5. Поиск решения проблемы | Создание проблемной ситуации и желания найти выход. | Открываем учебник на стр. 148 Читаем. Что узнали? Что же такое о? (это суффикс) Мы определили часть речи, и теперь часть слова. Мы говорим о правописании О и Ё (Е) ..... в суффиксах наречий. Выполним упражнение 120. Читаем. У доски... Свежий - свежо, Горячий - горячо, хороший - хорошо Какой вывод можем сделать? Под ударением пишем суффикс О. (запомните его) Читаем текст после упражнения и выполним задание У доски.... Неуклюжий - неуклюже Жгучий - жгуче Какой вывод можем сделать? Без ударения пишем суффикс Е. Попробуйте сформулировать правило. Сверим наш вывод с выводом учебника. Вернемся к нашей проблемной ситуации - во всех словах можем вставить букву? Я предлагаю обратить ваше внимание на наречие ещё. Какую букву напишем там? Есть ли там суффикс. (нет) - поэтому написание у него особое. Откройте стр. 150 и прочитайте правило. |
Коллективная | Создаёт проблему, которая заставляет искать пути решения | Отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют. | Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы (П). |
6. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи (Работа в парах) |
Организация усвоения детьми нового способа действия при выполнении упражнений на изученную орфограмму | Предлагаю вам выполнить задание в
парах. Задание: - Запишите словосочетания, вставляя по смыслу наречия, отвечающие на вопрос как? с О или Е на конце после шипящих. Обозначить орфограммы. На улице стало ....; ученик отвечал ......; тигр рычал .....; солнце греет ...... Слова для справок: блестящ...; свеж...; горяч...; угрожающ... Кто написал - поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа. |
Работа в парах | Организует работу в парах. | Работают в парах. Самооценка. |
Работать по алгоритму (Р) Умение находить (видеть) в словах орфограмму: букву о-е после шипящих на конце наречий, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний, работа в парах (П). |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия. | - Найдите УПР, 121. Поработайте с ним
самостоятельно, записав первые три предложения. - Проверьте выполнение работы, пользуясь правилом. - Кто допустил ошибки? Почему? - Это значит, что ещё требуется работать над данной орфограммой. |
Индивидуальная | Организует самостоятельную работу и самооценку | Выполняют упражнение в соответствии с заданием. | Работать по алгоритму (Р) Умение находить (видеть) в словах орфограмму, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний, работа в парах (П). Самооценка |
8. Рефлексия | Организовать оценивание учащимися собственной деятельности | - Какую цель ставили перед собой в
начале урока? Достигли цели? Что узнали нового про правописание букв О Е и Ё после шипящих. - Оцените свою работу на уроке. Возьмите лист самооценки и раскрасьте смайлик зелёный - выполнил работу полностью, без ошибок синий – 1 ошибка красный – ошибок много У кого возникали трудности? Как их преодолеть? |
Коллективная | Организует ответы на вопросы | Отвечают на вопросы, подводят итог работы | Соотносить цели и результаты своей
деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы(Р) |
9. Задание на дом | - Дома, ребята, вы должны повторить правила на страницах 135-150, выполнить в р.т. № 76. |