Цель: освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.
Формирование УУД:
Познавательные метапредметные умения
- Использовать орфографическое правило для решения проблем правописания.
- Воспроизводить текст, воспринимаемый под диктовку, соблюдая орфографические нормы.
- Уметь работать с толковым словарем.
- Уметь объяснять причину ошибок, исправлять их, приводить свои примеры.
Коммуникативные метапредметные умения
- Опираясь на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные метапредметные умения
- Планировать свою деятельность на уроке,осуществлять самопроверку письменных текстов.
- Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи, оценивая чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам.
- Исправлять речевые недостатки.
1 этап (Приложение 1. Слайды 1, 2, 3, 4, 5)
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Учащимся предлагается решить два ребуса.
В результате в тетрадях учащихся и на доске записываются слова:
Заря.
Горение.
– По каким правилам пишем эти слова?
Формируемые УУД
Развитие «Я – концепции»
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
2 этап ( слайды 6, 7, 8)
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
– Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой а в корне. Прокомментируйте свой выбор.
– Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой о в корне. Прокомментируйте свой выбор.
Затруднение. Проблемная ситуация.
Орфографическая 5-минутка. Вставить пропущенные буквы. Обсудить в паре.
А или О
Оч…ровать красотой
Заг…дать желание
Небо в з…рницах
Подг…ревший пирог
Прил…гать усилия
Дети подр…стают
Вот только на этом этапе формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь.
Формируемые УУД
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Поиск разнообразных способов решения задач
Формулирование проблемы
3 этап ( слайды 9, 10, 11)
Этап открытия новых знаний, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, возможна работа со словарем.
Поразмышляем!
– Вот вам карточки с группами слов.
Понаблюдайте, когда в этих словах пишется о, а когда а .
Сделайте вывод.
(Работа в парах)
Карточка 1
Буквы о-а в корне -лаг- -- -лож-
- Предлагать – предложить
- Слагаемое – сложение
- Прилагать – приложение
Карточка 2
Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) -- -рос-
- раст- растение
- -ращ- выращенный
- -рос- заросли
Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, подростковый, на вырост.
На основании исследования закономерностей в написании слов учащиеся устно формулируют два орфографических правила, затем учитель предлагает сверить с формулировкой, данной в учебнике. В процессе работы может возникнуть необходимость в толковании слов «ростовщик», «отрасль». Как правило, пятиклассники не могут объяснить их значения. Поэтому следующим этапом работы может стать работа с толковым словарем, в результате которой учащиеся составляют предложения со словами «ростовщик», «отрасль».
Словарь подскажет
- Отрасль– отдельная область науки, производства.
- Ростовщик– тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.
Формируемые УУД
- Поиск необходимой информации для решения учебных задач с использованием учебной литературы
- Структурирование знаний
- Использование речи для регуляции своего действия
4 этап (слайды 12, 13)
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Учащимся предлагается выполнить следующее задание на карточке (работа в парах)
Вставьтепропущенныебуквы:
1) изл_гать,
2) пол_гать,
3) сл_гаемое,
4) предл_гать,
5) возл_гать,
6) изл_жение,
7) возл_жить,
8) пол_г,
9) перел_жить,
10) распол_гать,
11) сл_гать,
12) предпол_гать
13) прил_гательное,
14) р_стение,
15) прор_сти,
16) отр_сль,
17) р_стовщик,
18) р_сток,
19) подр_сли,
20) прор_сти,
21) выр_щенный,
22) дор_сти,
23) р_стительность,
24) возр_ст,
25) прир_сти.
Формируемые УУД
- Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- Структурирование знаний
- Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы
5 этап (слайд 14)
Этап включения в систему знаний и повторения
Определите «третийлишний»
- прилагать, ловить, помирить;
- усложнить, положить, изложение;
- произрастать, потрясти, излагать.
Игра «Третий лишний» позволяет учащимся не только повторить изученные правила, но и осознать необходимость различения корней с чередованием и корней с проверяемой безударной гласной. Кроме того, учащиеся вспоминают о таком важном умении для формирования орфографических навыков, как умение верно выделять морфемы.
Формируемые УУД
- Развитие «Я концепции»
- Владение диалогической формой речи.
- Писк разнообразных способов решения задач
- Структурирование знания
6 этап (слайд 15)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
На этом этапе учащимся предлагается вспомнить этапы освоения орфографических правил и применить новые знания при решении очередной орфографической задачи, представленной на слайде. На этом же этапе учитель опрашивает учеников о том, как им работалось в парах, просит рассказать о положительных моментах совместной деятельности и о том, какие затруднения испытывали учащиеся, ребята заполняют карту успеха и сдают учителю.
Фамилия учащегося |
Устный ответ (дал правильный ответ) |
Работа в паре |
Не допустил ошибок в выполнении самостоятельной работы по карточкам |
Твоя самооценка |
||
Принимал активное участие в поиске решения |
Твоя пара справилась с заданием, не получив замечаний |
Твоя пара успешно провела экспертизу и не получила замечаний |
||||
|
|
|
|
|
|
|
Формируемые УУД
- Развитие «Я - концепции»
- Самооценка личности
Домашнее задание разных уровней сложности (слайд 16) (учащиеся выбирают одно задание)
- Выполнить упражнения 98 на стр.88 и упр.100 на стр.89 из учебника А.Д.Шмелева «Русский язык. 5 класс. В двух частях» М. «Вентана-Граф» 2014
- Составить связный текст для диктовки с использованием слов на изученные правила .
- Придумать стихотворение, которое поможет запомнить слова-исключения.