УМК: Львова С.И. Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2013. – 167 с.
Тип урока: комбинированный
Технологии: элементы технологии развивающего, проблемного, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Общая дидактическая цель урока: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.
Задачи урока:
- обобщить знания об имени прилагательном как части речи, уметь отличать имя прилагательное от других частей речи,
- уметь определять значение имен прилагательных,
- развивать монологическую речь, мышление, умение сравнивать, классифицировать,
- совершенствовать умение работать в группе,
- совершенствовать умение работать со словарями
Предметные результаты: сформированность представлений и систематизация знаний об имени прилагательном как части речи и о его роли в речи, умение определять общее значение имени прилагательного, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Личностные результаты: формирование навыков коллективной и самостоятельной исследовательской деятельности, повышение мотивации к изучению предмета.
Метапредметные результаты:
- Познавательные УУД: П1 – смысловое чтение (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели), П2 – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен прилагательных; П3 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и (или) письменной форме; П4 – структурирование знаний.
- Регулятивные УУД: Р1 –анализ собственной работы, Р2 – планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей; Р3 – умение оценивать и корректировать полученный результат.
- Коммуникативные УУД: К1 – определять способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, К2 – умение слушать собеседника, К3 – умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.
Оборудование: учебник «Русский язык» 5 класс, проектор, экран, презентация к уроку, карточки с текстом Н.Г.Скребицкого, 2 яблока, карточки для работы в группах.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Ход урока |
1.Оргмомент | – Здравствуйте, ребята. Откройте
тетради, запишите число, классная работа. – Тема нашего урока скрыта в стихотворении:
|
2. Актуализация знаний | – Как вы думаете, какой теме русского
языка мы посвятим сегодняшний урок? (Имени
прилагательному) – Вы правы! Имени прилагательному! – Запишите тему урока в тетрадь. – Для того чтобы вспомнить, что вы уже знаете об имени прилагательном, мы запишем ассоциативный ряд. |
Составление кластера | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – Что нам нужно вспомнить об имени прилагательном? (1. Общее значение, 2. Морфологические признаки, 3. Синтаксическая роль) – А зачем нам нужно это знать? (Чтобы уметь отличать прилагательные от других частей речи, правильно употреблять имена прилагательные, чтобы речь была красивая, точная…) |
3. Постановка учебной задачи (определение темы и цели урока – прием «домысливание») | – По опорным фразам сформулируйте цель
урока: Опорные фразы:
|
4. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний | – Прежде, чем повторим изученное об
имени прилагательном, я приглашаю вас на экзамен,
на котором мальчик по имени Митрофан
демонстрирует свои знания об имени
прилагательном – Подумайте, согласны ли вы с Митрофаном? Объясните свою точку зрения. – А вот и наши герои.
– Правильно ли ответил Митрофан, что такое имя
прилагательное? (Нет) |
5. Усвоение новых знаний | – Какова же роль имен прилагательных в
речи? На этот вопрос мы ответим, выполнив
следующее задание. – У вас на столах лежат карточки с текстом. Прочитайте и отгадайте, о каком животном идет речь в тексте Г. Скребицкого? К какому стилю речи относится текст? – Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни – рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. (О лосе) – Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нем не упомянуто? (Длинная горбоносая морда, тяжелый, грузный, ноги высокие, стройные, темно-бурый). – Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень? – Действительно, посмотрите на картинки на слайде.
– Сделаем вывод: для чего же служат
прилагательные? (Чтобы обозначать различные
признаки предмета, характеризовать предмет с
разных сторон, выделить из ряда подобных,
заключают в себе авторскую оценку). Поставьте оценку однокласснику:
– Обобщая наши знания, мы познакомимся с §62 и
посмотрим, что нового мы узнали? Зачитайте. Памятка "Правила работы в группе" 1. Каждый ученик оставляет в рабочей
тетради основные положения ответов
учеников всех групп. – У вас на партах лежат карточки с заданием для группы. Ответ своей группы вы записываете в тетрадь. На выполнение задания вам дается 5 мин.
– Группы закончили свою работу, посмотрим, что у вас получилось. |
Выступление 1 группы | Одинаковый: такой же, вполне сходный. |
Выступление 2 группы | Одинаковый: собств. русск. Образовано от слова единодушный. |
Выступление 3 группы | География: одинаковый климат,
одинаковый ландшафт… Биология: одинаковые чати тела, одинаковые виды растений, одинаковые бактерии. История: |
Выступление 4 группы | Литература: одинаковые образы,
одинаковые звуки (в стихотворении), одинаково
думать. Математика: одинаковые знаменатели, одинаковые множители, одинаковое количество предметов. – Слово одинаковый обозначает признак предмета. Сегодня на уроке мы очень часто употребляем слово признак. Чтобы лучше понять – что же обозначает это слово, мы поработаем с ним на следующем этапе урока. – Продолжаем работу в группах. Каждая группа получает задание, связанное со словом признак. На выполнение 5 минут.
– Время выполнения задания закончилось. Слушаем выступления групп. |
Выступление 1 группы | Признак – показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-либо. |
Выступление 2 группы | Синонимы слова признак: примета, знак, показатель. |
Выступление 3 группы | Основной признак, главный признак, отличительный признак, определяющий признак. |
Выступление 4 группы | Математика: признаки деления,
биология: приобретенные признаки, признаки
жизни. – В обобщенном виде результат нашей
работы показан на слайде. – А теперь немного отдохнем. Игра «Найди лишнее» – Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным. Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные. – Для выполнения следующего задания вам
понадобятся знания, которые вы получили на
уроках географии и математики. Откройте 1 ряд: Равнобедренный треугольник, острый
угол, прямой угол, натуральное число,
разносторонний треугольник, параллельные
прямые. – Докажите, что с помощью прилагательных достигается точность в описании предмета. – Наиболее ярко употребляются прилагательные в пословицах, поговорках и загадках. И сейчас я предлагаю вам собрать поговорки, которые рассыпались, наклеить их на листы. На всю работу у вас 1 минута. – Проверим, что у вас получилось? Прочитайте поговорки и объясните, как вы их понимаете. |
Выступление групп | 1 группа. Весенний день год кормит.
(Если потрудиться в весенний день в огороде или
на поле, то то осенью собирают урожай, хватающий
на весь год) 2 группа. Апрельские ручьи землю будят.(с наступлением апреля весна уже приходит основательно) 3 группа. Майская травка и голодного кормит.( в мае появляются первые съедобные корешки и травки) 4группа. Май холодный – год хлебородный. (если май холодный, то урожай набирается силы в земле) – В пословице 3-ей группы одно слово
подчеркнуто – это не имя прилагательное. Об этом
мы будем говорить на других уроках. 1 группа: Весенний (день): м.р., ед.ч., Им.п. – Как определяли непостоянные морфологические признаки? (по имени существительному) |
5. Итог урока | – В заключение нашего урока я предлагаю
вам закончить следующие предложения: 1. Имя прилагательное – это … 2. Синонимами к слову признак являются … 3. Чаще всего в предложении прилагательное является … 4. В роде, числе, падеже имя прилагательное согласуется … |
6. Домашнее задание | – Результатом вашей работы на уроке
будет памятка об имени прилагательном, которую
вы сделаете дома самостоятельно. План памятки я
предлагаю вам на карточках, вы оформите ее на
отдельных листах. Для памятки: – На какие вопросы отвечает имя прилагательное? – Что обозначает прилагательное? – С какой частью речи согласуется прилагательное? – Какова синтаксическая роль прилагательного? |
7. Рефлексия | – Выберите начало фразы и закончите
предложения:
|