Имя прилагательное как часть речи. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


УМК: Львова С.И. Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2013. – 167 с.

Тип урока: комбинированный

Технологии: элементы технологии развивающего, проблемного, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 

Общая дидактическая цель урока: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.

Задачи урока:

  • обобщить знания об имени прилагательном как части речи, уметь отличать имя прилагательное от других частей речи,
  • уметь определять значение имен прилагательных,
  • развивать монологическую речь, мышление, умение сравнивать, классифицировать,
  • совершенствовать умение работать в группе,
  • совершенствовать умение работать со словарями

Предметные результаты: сформированность представлений и систематизация знаний об имени прилагательном как части речи и о его роли в речи,  умение определять общее значение имени прилагательного, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Личностные результаты: формирование навыков коллективной и самостоятельной исследовательской  деятельности, повышение мотивации к изучению предмета.

Метапредметные результаты:

  • Познавательные УУД: П1 – смысловое чтение (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели), П2 – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен прилагательных; П3 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и (или) письменной форме; П4 – структурирование знаний.
  • Регулятивные УУД: Р1 –анализ собственной работы, Р2 – планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей; Р3 – умение оценивать и корректировать полученный результат.
  • Коммуникативные УУД: К1 – определять способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, К2 – умение слушать собеседника, К3 – умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 5 класс, проектор, экран, презентация к уроку, карточки с текстом Н.Г.Скребицкого, 2 яблока, карточки для работы в группах.

ХОД УРОКА

Этап урока

Ход урока

1.Оргмомент – Здравствуйте, ребята. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
– Тема нашего урока скрыта в стихотворении:

Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют еще… (прилагательное)

2. Актуализация знаний – Как вы думаете, какой теме русского языка мы посвятим сегодняшний урок? (Имени прилагательному)
– Вы правы! Имени прилагательному! 
– Запишите тему урока в тетрадь.
– Для того чтобы вспомнить, что вы уже знаете об имени прилагательном, мы запишем ассоциативный ряд.
Составление кластера ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
– Что нам нужно вспомнить об имени прилагательном? (1. Общее значение, 2. Морфологические признаки, 3. Синтаксическая роль)
– А зачем нам нужно это знать? (Чтобы уметь отличать прилагательные от других частей речи, правильно употреблять имена прилагательные, чтобы речь была красивая, точная…)
3. Постановка учебной задачи (определение темы и цели урока – прием «домысливание») – По опорным фразам сформулируйте цель урока:
Опорные фразы:
  1. Повторить изученное об … (имени прилагательном)
  2. Учиться … речи (использовать прилагательные в устной и письменной речи)
  3. Определить … в предложении. (синтаксическую функцию прилагательных)
4. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний – Прежде, чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свои знания об имени прилагательном
– Подумайте, согласны ли вы с Митрофаном? Объясните свою точку зрения.
– А вот и наши герои.

Правдин (учитель). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.

– Правильно ли ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет)
– Что не знает Митрофан? Помогите ему. (Он не знает что обозначает и на какие вопросы отвечает)
– Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины. Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (Прилагается, приложена)
– Со словами какой части речи согласуется имя прилагательное?  (Имя существительное)
– Почему с именами существительными? (Существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета)
– На какие вопросы отвечает прилагательное? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
– Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой»
– Итак, откройте учебник на стр.88 и прочитайте 1 пункт правила. Что нового узнали? (Что прилагательные отвечают на вопросы чей? Каков?)
– Как определить начальную форму прилагательного? (Поставить в им.п. ед.ч. м.р.)

5. Усвоение новых знаний – Какова же роль имен прилагательных в речи? На этот вопрос мы ответим, выполнив следующее задание.
– У вас на столах лежат карточки с текстом. Прочитайте и отгадайте, о каком животном идет речь в тексте Г. Скребицкого? К какому стилю речи относится текст?
– Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни – рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.  (О лосе)
– Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нем не упомянуто? (Длинная горбоносая морда, тяжелый, грузный, ноги высокие, стройные, темно-бурый).
– Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень?
– Действительно, посмотрите на картинки на слайде.

Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами.
Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами.

– Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (Чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку).
– Выпишите из текста только прилагательные, которые характеризуют лося:
– По цвету (темно-бурый, белые)
– Форме (горбоносая морда, стройные, вывороченные)
– Размеру, росту (длинная, огромная, высокие)
– Весу (тяжелый, грузный)
– Авторской оценке (отношение автора) (своеобразный, хорош)
– Теперь поменяйтесь тетрадью с соседом и сверьтесь со слайдом.

Поставьте оценку однокласснику:

все верно – 5
1-2 ошибки – 4
3 и более – 3

– Обобщая наши знания, мы познакомимся с §62 и посмотрим, что нового мы узнали? Зачитайте.
– Самое главное, что нам нужно сегодня понять – что такое признак? Наша задача не только понять, что это такое, но и ощутить его через связи с разными изучаемыми предметами.
– Начнем с очень простого примера. У меня в руках яблоко. Назовите признаки (большое, красное, вкусное…)
Учитель достает еще одно яблоко.
– Назовите единственный признак, который объединяет эти два яблока (одинаковые)
– Мы будем работать с этим словом, потому что вы его используете на всех уроках, вы сейчас это докажете. Следующее задание вы будете выполнять в группах.
– Перед началом работы обратимся к памятке «Правила работы в группе»

Памятка "Правила работы в группе"

1. Каждый ученик оставляет в рабочей тетради  основные положения ответов учеников всех групп.
2. Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.
3. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.
4. Каждый ученик уважает мнение оппонента.
5. Каждый ученик проявляет терпимость к критике.

– У вас на партах лежат карточки с заданием для группы. Ответ своей группы вы записываете в тетрадь. На выполнение задания  вам дается  5 мин.

  • 1 группа: найти и выписать значение слова одинаковый в толковом словаре С.И.Ожегова.
  • 2 группа: найти и выписать из этимологического словаря Шанского сведения о происхождении слова одинаковый.
  • 3 группа: привести примеры использования слова одинаковый в географии, биологии и истории.
  • 4 группа: привести примеры использования слова одинаковый в литературе и математике.

–  Группы закончили свою работу, посмотрим, что у вас получилось.

Выступление 1 группы Одинаковый: такой же, вполне сходный.
Выступление 2 группы Одинаковый: собств. русск. Образовано от слова единодушный.
Выступление 3 группы География: одинаковый климат, одинаковый ландшафт…
Биология: одинаковые чати тела, одинаковые виды растений, одинаковые бактерии.
История:
Выступление 4 группы Литература: одинаковые образы, одинаковые звуки (в стихотворении), одинаково думать.
Математика: одинаковые знаменатели, одинаковые множители, одинаковое количество предметов.
– Слово одинаковый обозначает признак предмета. Сегодня на уроке мы очень часто употребляем слово признак. Чтобы лучше понять – что же обозначает это слово, мы поработаем с ним на следующем этапе урока.

– Продолжаем работу в группах. Каждая группа получает задание, связанное со словом признак. На выполнение 5 минут.

  • 1 группа: Найти и выписать значение слова признак в толковом словаре Ожегова.
  • 2 группа: Выписать из словаря синонимов Александрова синонимы к слову признак.
  • 3 группа: из Комплексного словаря выписать сочетаемость слова признак с прилагательными.
  • 4 группа: Привести примеры употребления слова признак на других уроках (математика, биология)

– Время выполнения задания закончилось. Слушаем выступления групп.

Выступление 1 группы Признак – показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-либо.
Выступление 2 группы Синонимы слова признак: примета, знак, показатель.
Выступление 3 группы Основной признак, главный признак, отличительный признак, определяющий признак.
Выступление 4 группы Математика: признаки деления, биология: приобретенные признаки, признаки жизни.

– В обобщенном виде результат нашей работы показан на слайде.
– Мы убедились, что признак – это знак, отличие, свойство, по которым можно узнать, определить что-либо. Синонимами слова признак являются слова примета, отличие, показатель. Признак может быть основным, отличительным.
– Поднимите руки те дети, которым после проделанной работы сочетание слов признак предмета стало понятно.
– Поднимите руки те дети, которым надо еще поработать над этим понятием.
– Это наш первый урок по этой теме, на других уроках мы еще будем работать, вам все станет понятнее.

– А теперь немного отдохнем.

Игра «Найди лишнее»

– Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным. Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

– Для выполнения следующего задания вам понадобятся знания, которые вы получили на уроках географии и математики. Откройте
упр. 606 и прочитайте задание.
– Выполнять задание будем самостоятельно по рядам. 1 ряд – приводит словосочетания из географии, 2– из математики.
– Итак, зачитайте, что у вас получилось.

1 ряд: Равнобедренный треугольник, острый угол, прямой угол, натуральное число, разносторонний треугольник, параллельные прямые.
2 ряд: атмосферное давление, кучевые облака, дикие животные, западные ветра, растительный мир, животный мир.

– Докажите, что с помощью прилагательных достигается точность в описании предмета.

– Наиболее ярко употребляются прилагательные в пословицах, поговорках и загадках. И сейчас я предлагаю вам собрать поговорки, которые рассыпались, наклеить их на листы. На всю работу у вас 1 минута.

– Проверим, что у вас получилось? Прочитайте поговорки и объясните, как вы их понимаете.

Выступление групп 1 группа. Весенний день год кормит. (Если потрудиться в весенний день в огороде или на поле, то то осенью собирают урожай, хватающий на весь год)
2 группа. Апрельские ручьи землю будят.(с наступлением апреля весна уже приходит основательно)
3 группа. Майская травка и голодного кормит.( в мае появляются первые съедобные корешки и травки)
4группа. Май холодный – год хлебородный. (если май холодный, то урожай набирается силы в земле)

– В пословице 3-ей группы одно слово подчеркнуто – это не имя прилагательное. Об этом мы будем говорить на других уроках.
– Каждая группа записывает свою поговорку в тетрадь и делает  синтаксический разбор этих предложений.
– Каким членом предложения является имя прилагательное? (определением)
– В записанных поговорках у имен прилагательных определите непостоянные морфологические признаки.

1 группа: Весенний (день): м.р., ед.ч., Им.п.
2 группа: Апрельские (ручьи): мн.ч., Им.п.
3 группа: Майская (травка): ед.ч., ж.р., Им.п.
4 группа: холодный (май): ед.ч., м.р., Им.п.
          хлебородный (год): ед.ч., м.р., Им.п.

– Как определяли непостоянные морфологические признаки? (по имени существительному)

5. Итог урока – В заключение нашего урока я предлагаю вам закончить следующие предложения:
1. Имя прилагательное – это …
2. Синонимами к слову признак являются …
3. Чаще всего в предложении прилагательное является …
4. В роде, числе, падеже имя прилагательное согласуется …
6. Домашнее задание – Результатом вашей работы на уроке будет памятка об имени прилагательном, которую вы сделаете дома самостоятельно. План памятки я предлагаю вам на карточках, вы оформите ее на отдельных листах.
Для памятки:
– На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
– Что обозначает прилагательное?
– С какой частью речи согласуется прилагательное?
– Какова синтаксическая роль прилагательного?
7. Рефлексия – Выберите начало фразы и закончите предложения:
  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Я смог…