Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.
Предполагаемые результаты:
Предметные: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Метапредметные:
- личностные: формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
- регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
- познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
- коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.
Оборудование: “логическая цепочка” - набор слов, раздаточный материал - тексты, мультимедиа, презентация.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. | ||
Приветствие учащихся. Позитивный
настрой на урок. Проверка готовности рабочего
места. (Слайд № 1) Вот и прозвенел звонок – - Подарите улыбку друг другу, учителю. Мы начинаем урок русского языка. Открываем тетради, запишем число и классная работа. (Слайд № 2) - Какое название носит наш учебник русского языка? Почему его так назвали? -Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один “секрет” русского языка. |
Учащиеся оформляют запись в тетради. -“К тайнам нашего языка”. Нам предстоит делать открытия, раскрывать “секреты” русского языка. |
Р - организация своего учебного места; Л- освоение роли ученика; К - соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Л - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения; П- осознавать познавательную задачу. |
II. Актуализация опорных знаний. | ||
- Узнаёте сказочных героев? Из какого
они произведения?
- Давайте покажем героям, что мы знаем о единицах речи. Восстановим логическую цепочку единиц речи: Предложение, звук и буква, слово, слог. (Слайд № 3) - Каким, словом заканчивается логическая цепочка? - Повторим известные сведения о предложении. (слайд № 4) |
- Это Знайка и Незнайка из произведения
Н.Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Дети на доске восстанавливают: Звук и буква – слог – слово – предложение. - Предложение. Дети повторяют все известные сведения о предложении. В предложении выражается законченная мысль, чувство. Предложение состоит из 1и более слов, связанных друг с другом по смыслу. Предложение произносятся с интонацией конца мысли. При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком - его конец. Предложения по цели бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. По интонации бывают восклицательные и невосклицательные. |
П- понимать информацию,
представленную в разных формах: схематичной,
изобразительной, модельной; переводить её в
словесную; К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; П- проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение. |
III. Введение в тему урока. Постановка проблемы. | ||
- Знайка принёс нам ещё одно – новое
понятие – текст. Он утверждает, что это тоже
единица речи. В таком случае, как определить, где
место в цепочке единиц речи новому понятию и
почему оно занимает это место? (Слайд № 5) - Вы, наверняка, не первый раз слышите это понятие. Знайка и Незнайка предлагают нам два набора предложений. А можем ли мы сейчас сразу определить, какой набор является текстом, а какой – нет? |
Дети затрудняются ответить.
- Нет. Мы мало знаем о тексте. |
П - читать и слушать, извлекать
нужную информацию; умение отвечать на вопросы; сравнивать, находить общее. К - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи. |
(Наборы предложений: №.1 Белку легко можно приручить. На высоком дереве жили две беспокойные белки. Бельчонок быстро освоился в гнезде. № 2 На лугу раскинулась ковром молодая травка. А из травки выглядывали жёлтенькие цветочки. Они как маленькие солнышки.) - Какие цели поставим сегодня на уроке? (Слайд № 6) |
- Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений. | |
IV. Работа над новой темой. | ||
- Прочитайте предложение к этой
картинке в учебнике в упражнение 234 “В одном
сказочном городе жили коротышки”.(Слайд № 7) -Всё понятно из данного предложения о жителях городка или вы ждете продолжения мысли? |
-Нет. Мы услышали одно предложение. Мы ждем продолжение мысли. | П - умение ориентироваться в
учебнике, находить нужную информацию;
структурировать информацию, фиксировать её
различными способами. К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи. П - умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли. Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
-А если одного предложения мало, что тогда делать? О чём бы вам хотелось узнать? | -Почему их назвали коротышками? | |
-Может ли следующее предложение быть
таким: В особенности Незнайка прославился после одной истории. |
- Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать, почему их так назвали. Мысль не продолжается. | |
- Уточните и дополните своё рассуждение С.109, упр.235. Читаем хором. - Так о чём или о ком говорится в нашем первом предложении? - О чём же мы продолжим речь? |
Учащиеся читают рассуждение. - О коротышках. - Тоже о них, но будем развивать мысль дальше. |
|
- Давайте посмотрим, как сам автор
продолжил свою мысль. Откройте тетради-задачники
на стр. 53 упр. 236. (Слайд № 8) Если в каждом следующем предложении развивается мысль предыдущего предложения, будем показывать это стрелкой. Вот так. (Показ на слайде) Читаем хором. - Сколько здесь предложений? - Как эти предложения связаны друг с другом? |
Учащиеся работают в задачнике. - Три. - Каждое предложение продолжает мысль предыдущего и сообщает новые сведенья. |
|
- Что нового сообщается о коротышках во
втором предложении? - В третьем предложении? - Как же называется такой набор предложений? - Прочитайте сообщение на с.109 и скажите, какую новую единицу речи мы получили. - Найдите место данному слову в нашей логической цепочке. (Слайд № 9) Вставляем в логическую цепочку: ЗВУК-БУКВА – СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ. - Докажите, что новая единица правильно заняла своё место. - Так что же такое текст? (Слайд № 10) (На экране появляются основные слова: ТЕКСТ – НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ – ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ – ОБЩАЯ МЫСЛЬ.) |
- Почему их так назвали. - Какими маленькими они были. Возможно кто-нибудь ответит. Дети читают сведения о тексте с. 109 (хором). - Новая единица речи - текст. Учащиеся вставляют слово в цепочку. Рассуждение детей. - Это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль. |
|
- Как предложения связаны между собой в
тексте? - Вернёмся к тексту в упр.236. А с чем сравнивают коротышек? - Вам знакомо написание этого слова? - Давайте включим слово огурец в наш словарь правильных написаний. Из каких элементов состоит слово? - Запишите это слово каллиграфически верно и отметьте все орфограммы. - Составьте предложение с этим словом. - А теперь продолжите мысль первого предложения вторым, чтобы у нас получился уже текст. |
- Предложения связаны по смыслу, каждое
следующее предложение является логическим
продолжением предыдущего. - С огурцом. - Нет. Запись слова на новой строке. Учащиеся работают с элементами слова. Дети записывают и отмечают орфограммы. Дети составляют предложение. |
|
V. Физминутка (Слайды № 11-13) | ||
VI. Первичное закрепление. | ||
- Хотите прочитать продолжение текста
про коротышек? (Слайд № 14) - Прочитаем продолжение в упр. 237. - Можно ли назвать эту запись текстом? Докажите.
- Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о чём говорится в отрывке. - Можно ли эти слова выбрать как название текста? Почему вы так думаете? - О том, как выбрать правильно название текста мы будем говорить с вами завтра. А сейчас, спишем текст о Цветочном городе, решая орфографические задачи. |
- Да. Дети читают. - Да. Предложения говорят об одном и том же и каждое следующее являются продолжением предыдущего предложения. - О городе коротышек (или о Цветочном городе). Дети высказывают свои предположения. Дети работают с текстом в тетрадях. |
К- участвовать в диалоге, отвечать на
вопросы, вступать в учебное сотрудничество с
учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность. Р – осуществлять самоконтроль, самокоррекцию собственной деятельности. П - развитие умения анализировать, обобщать,сравнивать, строить логическую цепь рассуждения. |
VII. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах. | ||
- Скажите, ребята, где мы будем применять
новые знания? Почему у нас возникла
необходимость изучить данную тему? - Любой ли набор предложений может быть текстом? - Вернёмся к двум наборам предложений, которые нам предложили Знайка и Незнайка. Определите, какой из них не является текстом. (Слайд № 15) - Почему вы так решили? |
- Когда будем выражать свои мысли, и
одного предложения нам будет мало. - Нет.
Дети выбирают набор № 1 - В этом наборе хоть и говориться об одном и том же, но предложения не связаны друг с другом. |
К - осознание практической
значимости учебного материала; участвовать в
работе группы; допускать возможность различных
точек зрения, стремиться понимать позицию
собеседника, высказывать и аргументировать свою
позицию. П - развитие умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли. |
- На парте перед вами карточки с
наборами предложений. Ваша задача - определить
являются ли данные наборы текстами. Работать
будете в парах. Постарайтесь вести рассуждения
вместе, учитывая мнение каждого. Карточка №1. Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают ягоды, грибы. И каждый зверёк тоже делает свои запасы. Карточка №2. Деревья в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые ребята отдыхали на скамейке. Карточка №3. Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой! Карточка №4. На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж. Море было тёплым, а купание веселым! |
Дети работают в парах. | |
- Проверим, как вы справились с работой.
Покажите номера карточек, где настоящий текст. - А на каких карточках обычный набор предложений? |
- 1 и 4 – это тексты. - 2 и 3 – это просто предложения. |
|
VIII. Итог урока, рефлексия. | ||
- Какие цели ставили сегодня на уроке? (Слайд № 16) - Смогли ли мы их достичь? - Каково же место понятия “текст”? - Докажите это. - Как думаете, вам достаточно одного урока для знакомства с новой единицей речи? Почему? - А теперь в столбик напишите любые три буквы. Попробуйте с помощью слов, начинающихся на эти буквы, охарактеризовать урок – какой он для вас был. (Слайд № 17) |
- Найти место новому понятию в цепочке
единиц речи и научиться отличать текст от набора
предложений. - Да. Дети отвечают. - Текст состоит из нескольких предложений, каждое из которых является продолжением предыдущего. Дети отвечают. |
Р – адекватно оценивать свои достижения. |
IX. Домашнее задание. |