Этимология на службе орфографии

Разделы: Русский язык


Проблема, заключённая в основополагающий вопрос: Как знание истории языка помогает грамотно писать?

Проблемные вопросы учебной темы:

  • Каково происхождение слова?
  • Из какого языка заимствовано слово?
  • Из каких языков сейчас заимствуются слова?
  • Как лексика помогает нам открывать мир?

Частные вопросы учебной темы:

  • Через какую морфему полнее всего выявляется лексическое значение слова?
  • Почему надо знать историю языка?
  • Как знания по географии и истории помогают в осмыслении и грамотном написании слов?
  • Как знание иностранного языка помогает в осмыслении заимствованного слова?

Результаты проектной деятельности детей:

  • Формирование навыков грамотного письма на основе этимологического анализа слова.
  • Формирование навыков самоконтроля или ожидаемого прогнозируемого результата на основе знаний по истории , географии и иностранным языкам
  • Повышение внутренней мотивации в изучении русского языка, истории, географии, иностранных языков.
  • Понимание школьником причинно-следственных связей при изучении темы “Этимология”.
  • Приобретение учащимися опыта логического мышления.
  • Повышение уровня речевой культуры учащегося.
  • Повышение уровня общей его культуры.

Лексическая наполняемость урока.

В начале урока на этапе мотивации учитель предлагает вопрос:

Как связаны по смыслу слова “пол как нижний настил в помещении” и “пол как совокупность признаков организма, обеспечивающих размножение”, если оба слова русского происхождения? Высказываются версии.

Правильный ответ: Оба этих слова восходят к древнему слову “половина”. Полы в древности делали, разрезая бревно вдоль и укладывая его выпуклой частью внутрь; и получается, пол – это половина бревна. А пол мужской или женский тоже восходит к слову “половина”, например, есть выражение “найти свою половинку”.

Затем учащиеся, работая в паре или группах, объясняют происхождение слов на основе знаний по русскому языку, истории, географии, иностранным языкам и логических причинно-следственных связей.

Слово “подражать” произошло от слова “драга”, то есть дорога; подражать – это значит идти по одной драге, или дороге.

Слово “трущоба” произошло от слова “труха”, то есть речь идёт о тех строениях, которые превратились в труху. Это объясняет написание слова, где этимологически присутствует суффикс ОБ. Сравним слова: чащОБа – от “чаща” и трущОБа от “труха”.

В слове “чересчур” выделяется древнеславянский корень ЧУР – название языческого божества, которое охраняло дом человека и всю его собственность. Становится понятным написание слова, где ЧЕРЕС – это приставка.

Слово “подлинный” происходит от слов “под лином”, где “лин” - это кнут, которым били людей, стремясь получить под-лин-н-ые сведения.

Слова “врач” и “ворожить” - соответственно старославянского и древнерусского происхождения ; и отсюда становится понятным происхождение глагола “врать”.

Слово “негодяй” первоначально означало “негодный к воинской службе”.

Интересно происхождение слова “человек”. Когда-то в летописях оно писалось так: словек - цловек – чловек – человек. Мы видим лексическую связь таких понятий, как “человек” и “слово”. Кстати, слово “славяне” в древности писалось как “словене”. Может быть, от этого слова и возникло первоначальное “словек”.

Слово “космос” пришло к нам с древнегреческого и означает “красота”. Именно Пифагор назвал мир космосом, то есть красотой.

Некоторые слова не требуют работы с этимологическим словарём, а объясняются логически просто:

Слово “поБЕДа” происходит от слова “беда” - без беды нет и победы.

ПриРОДа – то что было при рождении мира, при РОДах мира.

СТОЛица – город пред СТОЛом Всевышего.

Вспомним слова, обозначающие членов семьи, например:

Невеста – от “не ведаю, не знаю”, то есть новый человек в семье.

Свекровь – от “своя кровь”, то есть близкий, родной человек.

Брат – от глагола “брать”, древнее приветствие отличалось от современного; жест был более широкий, чем рукопожатие: руки пожимались в области предплечий – настоящие братания.

А слово “наследство” происходит от “наступать на след, идти по следам”, то есть мы видим, что быть наследником – это очень ответственно.

Интересна топонимика (раздел этимологии) Донского края. Например, реке Дон - около 20 миллионов лет, и поэтому названия она имела разные:

Река Амазонок (у Плутарха) - Танаис (древние карты) - и наконец, Дон, что по-осетински значит “вода”. Территория современной Ростовской области когда-то входило в состав Хазарского царства, и один из народов его – аланы (древние осетины) дали название нашей реке. И географические названия – Аксай, Батайск, Азов – несомненно, тюркского происхождения.

В конце урока учащиеся смотрят документальный фильм Михаила Задорнова “Вещий Олег”.

В заключительной оценочно-рефлективной части урока подводится итог:

Самое интересное_______________Самое скучное________________

Я был (а) уверен, когда выполнял задание________________________

Испытывал(а) трудности при выполнении задания________________

Что не получилось, осталось непонятным________________________

Какие новые вопросы возникли__________________________________

Что нового я узнал(а) на уроке, чему научился(лась)________________

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3