Проблема, заключённая в основополагающий вопрос: Как знание истории языка помогает грамотно писать?
Проблемные вопросы учебной темы:
- Каково происхождение слова?
- Из какого языка заимствовано слово?
- Из каких языков сейчас заимствуются слова?
- Как лексика помогает нам открывать мир?
Частные вопросы учебной темы:
- Через какую морфему полнее всего выявляется лексическое значение слова?
- Почему надо знать историю языка?
- Как знания по географии и истории помогают в осмыслении и грамотном написании слов?
- Как знание иностранного языка помогает в осмыслении заимствованного слова?
Результаты проектной деятельности детей:
- Формирование навыков грамотного письма на основе этимологического анализа слова.
- Формирование навыков самоконтроля или ожидаемого прогнозируемого результата на основе знаний по истории , географии и иностранным языкам
- Повышение внутренней мотивации в изучении русского языка, истории, географии, иностранных языков.
- Понимание школьником причинно-следственных связей при изучении темы “Этимология”.
- Приобретение учащимися опыта логического мышления.
- Повышение уровня речевой культуры учащегося.
- Повышение уровня общей его культуры.
Лексическая наполняемость урока.
В начале урока на этапе мотивации учитель предлагает вопрос:
Как связаны по смыслу слова “пол как нижний настил в помещении” и “пол как совокупность признаков организма, обеспечивающих размножение”, если оба слова русского происхождения? Высказываются версии.
Правильный ответ: Оба этих слова восходят к древнему слову “половина”. Полы в древности делали, разрезая бревно вдоль и укладывая его выпуклой частью внутрь; и получается, пол – это половина бревна. А пол мужской или женский тоже восходит к слову “половина”, например, есть выражение “найти свою половинку”.
Затем учащиеся, работая в паре или группах, объясняют происхождение слов на основе знаний по русскому языку, истории, географии, иностранным языкам и логических причинно-следственных связей.
Слово “подражать” произошло от слова “драга”, то есть дорога; подражать – это значит идти по одной драге, или дороге.
Слово “трущоба” произошло от слова “труха”, то есть речь идёт о тех строениях, которые превратились в труху. Это объясняет написание слова, где этимологически присутствует суффикс ОБ. Сравним слова: чащОБа – от “чаща” и трущОБа от “труха”.
В слове “чересчур” выделяется древнеславянский корень ЧУР – название языческого божества, которое охраняло дом человека и всю его собственность. Становится понятным написание слова, где ЧЕРЕС – это приставка.
Слово “подлинный” происходит от слов “под лином”, где “лин” - это кнут, которым били людей, стремясь получить под-лин-н-ые сведения.
Слова “врач” и “ворожить” - соответственно старославянского и древнерусского происхождения ; и отсюда становится понятным происхождение глагола “врать”.
Слово “негодяй” первоначально означало “негодный к воинской службе”.
Интересно происхождение слова “человек”. Когда-то в летописях оно писалось так: словек - цловек – чловек – человек. Мы видим лексическую связь таких понятий, как “человек” и “слово”. Кстати, слово “славяне” в древности писалось как “словене”. Может быть, от этого слова и возникло первоначальное “словек”.
Слово “космос” пришло к нам с древнегреческого и означает “красота”. Именно Пифагор назвал мир космосом, то есть красотой.
Некоторые слова не требуют работы с этимологическим словарём, а объясняются логически просто:
Слово “поБЕДа” происходит от слова “беда” - без беды нет и победы.
ПриРОДа – то что было при рождении мира, при РОДах мира.
СТОЛица – город пред СТОЛом Всевышего.
Вспомним слова, обозначающие членов семьи, например:
Невеста – от “не ведаю, не знаю”, то есть новый человек в семье.
Свекровь – от “своя кровь”, то есть близкий, родной человек.
Брат – от глагола “брать”, древнее приветствие отличалось от современного; жест был более широкий, чем рукопожатие: руки пожимались в области предплечий – настоящие братания.
А слово “наследство” происходит от “наступать на след, идти по следам”, то есть мы видим, что быть наследником – это очень ответственно.
Интересна топонимика (раздел этимологии) Донского края. Например, реке Дон - около 20 миллионов лет, и поэтому названия она имела разные:
Река Амазонок (у Плутарха) - Танаис (древние карты) - и наконец, Дон, что по-осетински значит “вода”. Территория современной Ростовской области когда-то входило в состав Хазарского царства, и один из народов его – аланы (древние осетины) дали название нашей реке. И географические названия – Аксай, Батайск, Азов – несомненно, тюркского происхождения.
В конце урока учащиеся смотрят документальный фильм Михаила Задорнова “Вещий Олег”.
В заключительной оценочно-рефлективной части урока подводится итог:
Самое интересное_______________Самое скучное________________
Я был (а) уверен, когда выполнял задание________________________
Испытывал(а) трудности при выполнении задания________________
Что не получилось, осталось непонятным________________________
Какие новые вопросы возникли__________________________________
Что нового я узнал(а) на уроке, чему научился(лась)________________