Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по общей теме «Предложение».
Задачи:
1. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью и с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
2. Развитие умений ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, в сложном предложении с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами. Определять вид предложений по цели высказывания и интонации.
3. Обогащение активного и пассивного словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов.
4. Воспитание у учащихся потребности пользоваться языковым богатством родного языка, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной и точной.
5. Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
– уметь вычитывать информацию, представленную в разных формах и работать с ней, пользоваться словарём.
Личностные УУД:
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
– понимать причины неудач в собственных действиях и уметь оценивать качество выполненной работы.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью урока и заданиями маршрутного листа.
Коммуникативные УУД:
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы;
– оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации.
Предметные УУД:
– производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
– производить синтаксический разбор простых предложений с однородными членами и предложений с прямой речью.
Оборудование: презентация к уроку, маршрутные листы, карточки с заданиями, интерактивная доска, компьютеры.
ХОД УРОКА
I. Определение темы и цели урока.Презентация. Слайд 2.
1. Старичок к старухе воротился. 2. Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо. 3. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. 4. Отпустил он золотую рыбку и сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка!» |
– Почитайте, что написано в каждой строке. (Предложения).
– Какие виды предложений здесь написаны? (Простое, простое с однородными членами, сложное и предложение с прямой речью).
– Определите тему и цель нашего урока. (Предложение. Мы будем повторять и обобщать пройденный материал по этой теме).
II. Чистописание. Словарно-лексическая работа. Слайд 3.
– Откройте тетради, напишите буквы и расшифруйте два слова, с которыми мы познакомились при изучении нашей темы:
Сс Пп Сс Пп
Син-----с (Синтаксис)
Пун------я (Пунктуация)
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения, а также сочетания слов в предложении.
Пунктуация – все правила о постановке знаков препинания в рукописном и печатном текстах.
(Уточнить значения этих терминов с учениками можно переместив картинку на слайде 3 в любую сторону).
III. Языковая разминка. Слайд 4.
Старик пошёл к морю.
Задание:
- Прочитайте предложение.
- Найдите в нём грамматическую основу. (Старик пошёл).
- Назовите имена существительные. (Старик, к морю).
- Рассмотрите иллюстрацию к сказке (слайд 5) и подберите к именам существительным имена прилагательные. (Бедный старик, к синему морю).
- Распространите предложение. (Бедный старик пошёл к синему морю).
- Дайте характеристику новому предложению. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).
- Найдите слово с безударной гласной в корне, проверьте его. (Старик – старый).
IV. Повторение. Слайд 6.
Ученики сначала хором, потом индивидуально по выбору учителя заканчивают неоконченные высказывания.
– Однородные члены в предложении могут соединяться как ... (при помощи союзов), так и ... (без помощи союзов) .
– Если два однородных члена соединены союзами а или но, то ... (ставится запятая).
– Если союз и одиночный, то запятая ... (не ставится), если союз и повторяющийся, то запятая ... (ставится).
– Сложное предложение состоит из ... (нескольких грамматических основ).
– Запятая ставится в сложных предложениях ... (всегда).
– Прямая речь заключается в ... (кавычки).
– Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора?... (двоеточие) и перед словами автора?... (запятая, тире).
V. Работа в группа
– Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получит маршрутный лист с указанием станций. Всего станций 6. Слайд 7.
(Учащиеся знакомятся с названием станций, учитель комментирует их назначение).
Станция 1 «Словарно-лексическая» Станция 2 «Однородные члены предложения» Станция 3 «Сложное предложение» Станция 4 «Предложение с однородными членами» Станция 5 «Информационное пространство» Станция 6 «Историческая» |
– Пройдя каждую станцию, не забудьте отметить в маршрутном листе, что задание выполнено. (Образец маршрутного листа – в Приложении 4).
(Ученики выбирают командиров групп, и каждая группа получает маршрутный лист. Учитель напоминает учащимся о дружной, согласованной работе в группах).
Задания для станций см. в Приложении 1, Приложении 2, Приложении 3.
VI. Проверка выполненной работы
Командиры групп оценивают качество выполненной работы в своих группах.
Учитель проверяет выполненное учениками задание на станции 1 – «Словарно-лексической», уточняя значение слова простофиля в толковом словареи в тексте сказки. Слайд 9.
Открыв слайд 10, учитель ещё раз комментирует исторические сведения о Ф.И. Буслаеве.
VII. Итог урока.
– Что вам особенно запомнилось и понравилось на уроке?
– Остались ли непонятные вам вопросы по пройденным темам?