Интегрированный урок "Совершенствование методов и приемов изображения с использованием нетрадиционных художественных техник"

Разделы: Русский язык, МХК и ИЗО


Цели:

  • На конкретных примерах и имеющемся опыте, ярких впечатлениях от рассматривания картин известных художников, чтения литературных произведений подвести студентов к пониманию ценности искусства.
  • Уточнить и расширить представления о различных изобразительных техниках.
  • Способствовать развитию художественного восприятия, пониманию образа, творческих и эстетических способностей (синестезия, ассоциирование).
  • Совершенствовать умения выделять средства выразительности в соответствии с замыслом, умение считывать информацию с изображения, сравнивать.
  • Активизировать экспериментирование, направленное на подбор цвета, смешивание цветов, создание интересных колористических пространственных композиций рисунка.
  • Способствовать формированию уважительного, бережного, ценностного отношения к слову; развивать навыки выделения выразительных средств языка в произведениях художественной литературы и использования их в собственной речи; совершенствование умений создавать тексты-описания с использованием ключевых слов; способствовать расширению словарного запаса учащихся; расширение кругозора обучающихся.

Тип урока: урок-практикум.

Методы: слово учителя, сообщение обучающихся, беседа, чтение и анализ литературных произведений, выполнение практических заданий, презентация работ.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Сообщение целей урока.
3. Чтение и анализ лирических произведений, составление глоссария.
4. Сообщения студентов.
5. Выполнение практического задания (рисование с использованием различных художественных материалов).
6. Творческая презентация готовых работ.
7. Подведение итогов урока.

Оборудование: компьютер, проектор, классная доска, технологические карты, репродукции картин известных художников П. Гоген, П. Сезанн, Г. Курбе, И. Е. Репин.  Белая бумага (формат А-3), цветная бумага,  акварель, гуашь, пластилин, клей ПВА, кисти, карандаши, стеки.

ХОД УРОКА

1. Преподаватель русского языка: Здравствуйте, садитесь.
Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок – интегрированный урок по двум дисциплинам: МДК 02.03. «Теория и методика организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста» и «Русский язык и культура речи». Тема урока –  «Совершенствование методов и приемов рисования в различных изобразительных техниках. Способы повышения выразительности детского рисунка».

2. Преподаватель МДК: Цели нашей совместной деятельности достаточно объёмны. Мы с вами имеем опыт изображения в различных техниках (акварель, гуашь, цветной карандаш) различных объектов, предметов живой и неживой природы. На этом практическом занятии мы обобщаем имеющиеся знания, умения, изобразительные навыки, полученные в течение семестра, и знакомимся с новыми техниками рисования. В перспективе вы, дорогие студенты, сможете реализовать полученный сегодня опыт при проведении образовательной продуктивной деятельности по рисованию с детьми дошкольного возраста. Надеюсь, что вы сегодня будете смело экспериментировать при подборе красок, смешивании цветов, выборе материала.

Преподаватель русского языка: Со своей стороны предлагаю вам обратиться к такому интересному занятию, как словесное рисование. На уроках русского языка и культуры речи мы достаточно много говорили об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, о специфике литературно-художественного стиля, о необходимости расширения словарного запаса будущего воспитателя, о таких качествах речи, как экспрессивность, образность, богатство, выразительность. Сегодня у вас есть возможность продемонстрировать полученные умения при построении высказываний и описании своего проекта.

3. Преподаватель русского языка: А сейчас я прошу закрыть вас всех глаза и представить себе… яблоко. Какое оно?
Большое или маленькое, что помещается на ладони?
Какого цвета? Зеленое? Желтое? Красное? Пестрое?
Блестит ли кожура?
Хочется ли вам погладить его бочок?
Вспомните аромат спелого налитого соком яблока. Чувствуете?
Вам нравится нарисованная вами картина? Хочется ощутить тяжесть яблока на своей руке? Вдохнуть его аромат? Почувствовать вкус?
Образ яблока в культуре имеет богатую историю. В первую очередь – это плод искушения Евы – вспомните сюжет из Библии. А еще яблоко – символ жизни, плодородия, здоровья, богатства… Не случайно многие поэты обращались к этому образу. Предлагаю вам обратиться к стихотворениям и проанализировать их с точки зрения использования авторами изобразительно-выразительных средств русского языка. 
Чтение и анализ лирических произведений, составление глоссария. (Приложение 1)

4. Преподаватель МДК: Художник – это вдохновенный человек, мыслящий оригинально, свободно. Человек, который использует для создания своих произведений самые разнообразные материалы, инструменты, иногда  нетрадиционные изобразительные техники;   художник может рисовать чаем, кофе, кусочками ткани, пластилином, вместо кисточки использовать свои пальцы, гребень, пластиковую карту…. Маленькие дети, дошкольники не бояться рисовать, успешно используют в своем изобразительном творчестве необычные материалы. Мы знаем, что детское изобразительное творчество как часть художественной культуры – совсем новое явление. Если бы заговорили об искусстве детей всего сто лет назад, едва ли кто-нибудь понял, о чем идет речь. Тогда привлечь внимание могло раннее освоение ребенком норм и техники профессионального «взрослого» искусства, но никак не собственно детское творчество, с его возрастным своеобразием. Перед воспитателем  при организации художественной продуктивной деятельности возникает проблема выбора методов и средств обучения. Использование необычных материалов и способов изображения решает ряд проблем. Работа в нетрадиционных техниках стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Все виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Отображение действительности с использованием нетрадиционных техник менее утомительно; у  дошкольников сохраняется активность, работоспособность на протяжении достаточно длительного времени, отведенного на выполнение задания. Предлагаю послушать сообщения ваших одногруппников о нетрадиционных изобразительных техниках.
Сообщения студентов о нетрадиционных изобразительных  техниках. (Приложение 2)

5. Преподаватель МДК: Сейчас я предлагаю вам выбрать жетон, на обратной стороне которого написано название изобразительной техники, в которой вы будете рисовать. (Происходит распределение студентов на подгруппы)
Итак, у нас получилось 4 группы, 4 творческих объединения. Задание для всех одинаковое: изобразить яблоко (яблоню, яблоневый сад, блюдо с яблоками) в своей технике. Первая группа будет работать в технике «акварель по-сырому», вторая группа – в технике «граттаж», третья группа – в технике «пластилинография», четвертая  создавать композицию в технике « обрывная аппликация». На выполнение задания – от начала до конца – вам отводится 25 минут. По окончании работы вы творчески представляете свой шедевр, используя в речевом сообщении ключевые слова (глоссарий). Ваша презентация должна быть яркой, интересной, сочной, вкусной, как ваши наливные яблочки.

6. Презентация итоговых работ студентов (по группам)

7. Преподаватель МДК: Все работы получились своеобразными, оригинальными, интересными по композиции и цветовому решению. Я увидела, что вы уверенно владеете различными техниками изображения, композиционными навыками и полностью готовы передать полученные знания и опыт своим воспитанникам при прохождении производственной практики в дошкольном образовательном учреждении.

Преподаватель русского языка: Я, в свою очередь, отмечу хорошее владение вами изобразительно-выразительными средствами языка. Было приятно слышать яркие, эмоциональные, образные, подробные описания ваших работ. Я считаю, что цели нашего урока достигнуты. А вы?

Преподаватель МДК: По результатам презентации все участники получают оценки.

Преподаватель русского языка: Предлагаю вам оценить ваши впечатления от урока, проголосовав с помощью ярких жетонов: у каждого из вас – 2 бумажных яблочка красного и зеленого цвета. Если вам урок понравился, вы опускаете в коробку красное «яблоко». Если урок показался вам скучным и неинтересным, вы опускаете в коробку зеленое «яблоко». Ваша оценка для нас очень важна. Спасибо за урок. До свидания!