Согласные твердые и мягкие

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс: 5 класс

Место урока в теме: комбинированный урок

Цели урока:

  • Обучающие: создавать условия для ознакомления учащихся со звуками речи; учить детей находить мягкие и твердые звуки, использовать прием “ Таблица - ЗХУ”, кластер при систематизации знаний по теме. Учить детей правильно использовать мягкие звуки в речи.
  • Развивающие: умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в парах со сверстниками.

Оборудование: учебник “Русский язык” в 2 частях, Т.А. Ладыженская

При разработке урока использованы приемы технологии ТРКМ: “Таблица – ЗХУ”, кластер

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент (2 слайд)

Звенит звонок,
Звенит звонок.
Начинается урок.
Работать нужно дружно!
Дружно, смело отвечайте
И вопросы задавайте.

Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке.

Готовятся к уроку, записывают дату и классная работа.

Слушают.

2. Стадия вызова

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах

(3 слайд) Давайте вспомним, какой раздел русского языка мы изучаем? Что мы изучаем в этом разделе? (составляем кластер)

(4 слайд) У вас на столах лежит письмо, откройте его.

Что в письме? (загадки)

Работа в парах.

Отгадайте загадки, запишите в тетрадях полученные пары слов. Они нам помогут определить тему урока, о каких звуках мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Отвечают на вопросы- изучаем фонетику, единицы которой составляют звуки. Звуки делятся на гласные и согласные.

Открывают конверты, отгадывают загадки, записывают слова в тетрадь. Формулируют тему урока.

Задачная формулировка темы урока. Я с л’ смягченным – под землей,
Бываю каменный и бурый,
А с твердым – в комнате любой,
В геометрической фигуре.
(Уголь – угол)

С твердым л я на стене,
Книга, например, на мне,
Но как только л смягчите,
Сразу в танец превратите.
(полка – полька)

Вы, я думаю, догадались, о каких звуках говорится в загадках. Сформулируйте тему нашего урока.

 
(5 слайд) Тема урока: “Согласные твердые и мягкие”

(6 слайд) Произнесите слова:

Уголки - угольки
Банка - банька

- Чем отличаются эти слова друг от друга?

Записывают тему урока: “Согласные твердые и мягкие”

Отвечают на вопрос, что слова отличаются значением, на которое влияет произношение согласных звуков. В одних словах произносится твердый согласный звук – уголки, банка, а в других – мягкий – угольки, банька.

3. Стадия осмысления.

На стадии осмысления  содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией.

(7 слайд) Давайте вспомним, что мы знаем уже о данных согласных и заполним

“Таблицу – ЗХУ”

(таблица заполняется после обсуждения).

Что мы знаем Что мы хотим узнать Что мы узнали
согласные звуки различаются на твердые и мягкие,

- образуют пары по твердости – мягкости

- непарные согласные

- как обозначаются мягкие звуки в транскрипции

- какие есть сигналы мягкости

 
Учащиеся заполняют таблицу, сначала индивидуально заполняют первую колонку, затем обмениваются в парах и формулируют общее предложение для обсуждения.

Каждая пара сообщает свое предложение, каждая последующая пара дополняет, при этом каждое предложение обсуждается.

- А третий столбик получится сейчас заполнить? Почему?

(заполним в конце урока, когда поближе познакомимся с темой урока)

- Ребята, на что похожи предложения, которые вы записали во втором столбике? (на цели урока).

- Какую общую цель поставим сегодня на уроке? (8 слайд)

 

 

 

 

Учащиеся формулируют цель урока.

(9 слайд)

1. Распределите рисунки на две группы по признаку мягкости – твердости согласных звуков в словах и запишите слова в два столбика.

Практически все согласные русского языка имеют пару по мягкости – твердости.

Но есть такие согласные, которые не могут образовать такой пары.

2. Перед вами на столе находится карточка. Распределите согласные буквы в соответствии их звуков по твердости и мягкости, выделите парные и непарные. (работают в парах)

Б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ

(11 слайд) Давайте проверим полученный результат.

(показывается слайд с парами согласных, непарные согласные)

Парные Непарные
[б] [б']

[н] [н']

[в] [в']

[п] [п']

[г] [г‘]

[р] [р']

[ж] [ - ]

[ш] [ - ]

[ц] [ - ]

[д] [д‘]

[с] [с']

[з] [з']

[т] [т']

[к] [к']

[ф] [ф']

[л] [ л']

[х] [х']

[м] [м']

[ - ] [й']

[ - ] [ч']

[ - ] [щ']

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся распределяют согласные звуки в две колонки, выделяют парные и непарные звуки.

2. Выполните упражнение № 278.

Ударь – ударь, подарок – подари, дар – дарю, воз – везли, нос – нёс, Иван – Ваня

- Как обозначаются на письме мягкие согласные? (12 слайд )

(сигналы мягкости : Ь е ,ё, я , ю , и)

Учащиеся выполняют упражнение, подчеркивают сигналы мягкости, делают вывод.
3. Где можно использовать полученные знания?

Произнесите слова:

Музей - з’, текст - т’, тема - т’

(соблюдение норм правильного произношения)

Обратите внимание, как в транскрипции обозначается мягкость звука. (апострОф)

Составьте и запишите предложение со словом музей.

Учащиеся произносят слова, слово апостроф, составляют предложение со словом музей. Зачитывают полученные предложения.
3. Физкультминутка Во время физкультминутки проводится игра. “Верю – не верю”

Учитель говорит классу высказывание, связанное с темой урока.

- Если учащиеся верят, то встают, протягивают руки вверх и говорят: “Это очевидно”

- Если не верят, то садятся на корточки, закрывают уши и говорят: “Даже слушать не хочу”

- Если не уверены, то берут руками за голову, кружатся и приговаривают: “Ой, не знаю! Ой, не знаю!”

1. Мягкий знак – сигнал мягкости.

2. У звука Й есть твердый парный звук.

3. Звук Ч не имеет парный твердый звук.

4. Для ударения нужен апостроф.

5. И, Ю, Я – сигналы мягкости

Что-то мы узнали, в чем-то мы ошиблись, но это не мешает нам быть дружным классом, понимать друг друга.

 
4. Закрепление материала урока. 4. Работаем в парах.

У каждой пары карточка с заданиями.

1) Найдите и запишите слова, в которых все согласные мягкие.

Моль, ночь, печь, шерсть, жизнь, лечит, метель.

(ответ: печь, метель)

2) Найдите и запишите слова, в которых все согласные твердые.

Широта, пламя, холод, машет, поляна, весло, лист, торт

(ответ: широта, машет, торт)

- С какими трудностями встретились?

5. (15 слайд) Работа с текстом.

Списать и вставить попущенные буквы.

Со...це скл...нялось на запад, стало заходить в красивые летние ...блака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо з..л..тилось, светлые столпы, как пишут их на ц...рковных картинах. Стадо овец серело вп...реди, старик – пастух с подпаском сидели на меже. (И.Бунин)

- Найти в тексте 1 слово с мягкими согласными, к согласным подобрать пару по твердости/ мягкости.

- Подчеркнуть сигналы мягкости в тексте.

- Работа будет проверена после сдачи тетрадей на проверку.

Учащиеся работают в парах, зачитывают свои ответы, аргументируют свой выбор, обсуждается выбор слов
5. Итог урока. (16 слайд) Давайте вернемся к началу нашего урока и закончим таблицу. Вспомним, что хотели узнать на уроке.

Что мы узнали на сегодняшнем уроке?

 

(17 слайд) Заканчивая сегодняшний урок, я бы хотела предложить вам добавить в наш кластер понятия сегодняшнего урока. Работаем в группах.

 

Учащиеся записывают все то, о чем говорили на уроке, соединяют линиями. Затем заполняем кластер, опираясь на предложения от каждой группы и на их аргументацию.

Учащиеся делают вывод урока, заполняется третья колонка таблицы: узнали что обозначается мягкость согласных при фонетической записи при помощи апострофа,

мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, также мягким знаком (ь), нужно соблюдать нормы произношения согласных в словах.

В группах обдумывают оформление кластера, заслушиваем ответы от групп, обсуждаем.

IV. Рефлексия

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

V. Домашнее задание

(18 слайд)

- Сегодня на уроке я узнал(а) ...

- Мне было интересно узнать, что ...

- Новые знания пригодятся мне, чтобы ...

- На следующем уроке мы продолжим изучать характеристики согласных звуков и дополним наш кластер.

- Оценки за урок.

Упр. 279, проанализируйте выделенные слова с мягкими согласными. Найдите сигналы мягкости, подчеркните их.