Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: понимание роли русского ударения как силового, разноместного и подвижного, понимание cмыслоразличительной роли ударения и изменение лексического значения слова в зависимости от ударения.
Задачи: знать понятие слога, ударных и безударных слогов, отличительные особенности русского ударения (его разнообразие и подвижность); уметь сопоставлять словесное и логическое ударения; выстраивать композицию рассуждения.
Создать условия для формирования УУД:
- Личностные: организовать деятельность по осознанию учащимися практической значимости изучаемого материала.
- Метапредметные:
- Р: научится ставить цели, направленные на открытие нового знания об ударении, на основе соотнесения того, что уже известно; под руководством учителя планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей: понимать и доказывать, что русское ударение является силовым, разноместным, подвижным, что в русском языке ударение выполняет смыслоразличительную роль; осуществлять контроль своих действий, научиться самостоятельно оценивать качество и уровень усвоения знаний.
- К: осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности, уметь видеть ситуацию с разных позиций и уметь договариваться с людьми иных позиций.
- П: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, организацию работы в парах и группах; развитие логических операций.
- Предметные: дать понятие о том, что русское ударение является силовым, разноместным и подвижным; доказывать, что ударение выполняет смыслоразличительную функцию, соблюдать нормы ударения в речи, развивать умение читать и анализировать лингвистический текст; научить сопоставлять значение, структуру и правописание слов, закрепить навыки правописания изученных орфограмм.
Тип занятия: урок открытия нового знания.
Оборудование: ноутбук, проектор, настенный экран, разрезные пословицы, карточки для самостоятельной работы.
Ход учебного занятия
I. Организационный момент.
Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу частичку своего хорошего настроения, пожелайте удачи. Садитесь.
Сегодня на нашем занятии вам придётся поработать, засучив рукава. Зарубите себе на носу: в случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех! Ребята, не показался ли вам, мой настрой на работу необычным? Какие мои фразы содержали призыв к активной работе?
Какую тему мы повторили? Как называются такие устойчивые сочетания слов? Видите, ребята, сколько в русском языке много красивых слов и выражений!
II. Проверка домашнего задания.
Игра “Мозговый штурм”.
1. Раздел языкознания, изучающий звуки речи, называется ......... . (фонетика)
2. В роли органов речи выступают ..... . (легкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая и носовая полость, язык, губы, зубы)
3. Звуки речи делятся на...... и ........ . (согласные и гласные)
4. Гласные звуки состоят из ........ . (голоса)
5. Согласные звуки состоят из (голоса) ..... и (шума)..... или только из..... .(шума)
III. Актуализация опорных знаний.
Орфографический диктант. Запишите слова, устно подберите к ним проверочные слова.
Промерзать, поздний, дочь, ночка, легкий, разделить.
Взаимопроверка (по парам) (учащиеся друг у друга проверяют тетради)
На какое правило орфограммы в словах? Посчитайте сколько звуков и букв в первых трех словах? Почему количество букв и звуков не совпадает?
Итак, давайте сравним наши слова, обращая внимание на их звуковой и буквенный состав. Чем слова отличаются друг от друга (количеством звуков и букв).
- Чем еще слова отличаются друг от друга (разные части речи)
IV. Постановка темы и цели занятия.
Разделите первых три слова на слоги? Чем отличаются слова? (количеством слогов.) Все ли слоги мы произносим одинаково? (нет.) А как мы произносим слоги? (некоторые произносятся сильно, выделяем голосом; некоторые - слабо). А как называется слог, который произноситься более сильно? слабо? (ударный, безударный). Ребята, вы уже умеете делить слова на слоги, определять ударный слог. А как вы думаете, всё ли вы знаете про ударение или остались какие-то еще тайны, неизвестные нам? А хотите узнать?
Как вы думаете, какая тема нашего урока? (слог, ударение).
Какие цели, согласно нашей теме, мы поставим сегодня перед собой? (расширить и углубить знания об ударении, будем учиться ставить правильно ударение в словах, делить слова на слоги, будем составлять лингвистический рассказ про ударение)
Как мы будем получать знания? Каким способом? (будем добывать знания путем работы в парах, в группах, будем себя оценивать и др.)
V. Первичное усвоение новых знаний. Работа по карточкам в 2 группах.
Чтобы поближе познакомиться с темой урока, давайте разделимся с вами на 2 группы и попробуем составить вместе лингвистический рассказ об ударении. При работе в группе вы можете пользоваться своими знаниями, правилом в учебнике на стр. 73, а также советом товарища. Учащиеся заполняют карточки в группах.
Все слова в русском языке делятся на
.............. . Слог может состоять из .............. звука
или из сочетания согласного и ................. звуков.
Слоги бывают ...............и ..................... . Если ударный слог отличается от безударного большей силой и отчетливостью, то тогда такое ударение называют ................. . В русском языке ударение может падать на любой слог (на 1, 2, 3 и т. д). Такое ударение называют....................................... . Как известно, не имеют ударения ................., ............., ...................: например, под ................, ................... и ..........................., не ................ . А еще русское ударение может быть ..................... . оно может передвигаться в одном и том же слове с одного............. на ................, например, волнА, вОлны. |
Ребята, какую новую информацию об ударении вы узнали из нашего рассказа? (ударение в одном и том же слове может быть подвижным, ударение не имеют служебные части речи)
Физминутка
Я называю слова. Если в слове ударение падает на 1 слог, поднимаете руки вверх, если ударение падает на второй слог – руки в стороны, если на 3 слог - приседаете. Сосна (2), ветер (1), молоко (3), ромашка (2), улица (1), пароход (3).
VI. Первичная проверка понимания
Ребята, как вы думаете, а от разной постановки ударения может в слове измениться смысл? (да, нет). Давайте проверим.
Работа в парах (по 1 слову каждой паре).
По классу развешены слова. Каждая пара может выбрать себе слово, с которым они хотят поработать (1 человек из пары выбирает слово)
Выша задача: составить с этим словом 2 предложения, так чтобы в одном предложении ударение в этом слове падало на первый слог, а во втором предложении – на второй слог.
Стены, руки, ноги, замки, ирис, волны, доски, кружки.
Итак, к какому выводу мы пришли? (от места ударения зависит смысл слова). Здесь, какой был вид ударения? (подвижное)
Ребята, скажите, а если мы не знаем, как правильно произноситься слово, кто нам может помочь? (орфоэпический словарь). При выполнении следующего задания нам и поможет наш словарь.
Работа с учебником. Упр. 202. Дифференцированная работа. Работа со словарем.
Прочитайте задание из учебника. Предлагаю выполнить задание по выбору.
1 уровень: Запишите слова, пользуясь орфоэпическим словарем, поставьте в них ударение.
2 уровень: Запишите слова, пользуясь орфоэпическим словарем, поставьте в них ударение. Составьте с этими словами словосочетания.
Кто выполнял первое задание, проверьте себя по доске и поставьте себе на полях оценку.
Прочитайте правильно эти слова. Кто выполнял второе задание, назовите словосочетания с этими словами. Поставьте себе оценку на полях.
Ребята, в русском языке ударение может быть не только разноместным, подвижным, но есть еще один вид ударения. А как он называется, попробуем выяснить, выполнив следующее задание.
Работа в 3 группах (устно) (по рядам).
Каждой группе я раздаю разрезанную пословицу, вам нужно ее собрать (учащиеся собирают пословицу, кто быстрее). Прочитайте эту пословицу выразительно. Береги землю родимую, как мать любимую.
О чем эта пословица? (какова тема пословицы) (о Родине) - Как вы ее понимаете?
Задание первой группе: Прочитайте пословицу, выделяя голосом первое слово в пословице. Задание второй группе: Прочитайте пословицу, выделяя голосом второе слово в пословице. Задание третьей группе: Прочитайте пословицу, выделяя голосом третье слово в пословице
Изменился ли смысл пословицы (изменился).
О чем мы сообщаем в первом случае? Во втором? В третьем?
Таким образом, . выделение голосом некоторых наиболее важных слов тоже представляет собой особый вид ударения, с которым можете познакомиться на с. 74.
Как называется этот вид. Что вы о нем узнали? Прочитайте.
На письме этот вид ударения выделяется особым знаком - ......... .
VII. Первичное закрепление. Работа по карточкам “Ударение”. Самостоятельная работа.
Проверим ваши знания. Выполним задание по карточке.
1. Как называется ударение в словах, если оно может падать на любой слог в одном и том же слове (волна, волны). ______________________________ (подвижное)
2. Какой вид ударения в словах: поздно, страна, пережить _________________(разноместное)
3. Как называется вид ударения, когда голосом выделяется какое-нибудь одно слово, наиболее важное по смыслу _____________ (логическое)
VIII. Итог занятия. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке (по алгоритму). Какой оценкой вы себя оцениваете? Чему научились на уроке (ставить ударение). Что узнали нового об ударении? Какое бывает ударение? (разноместное, подвижное, логическое)
Оцените степень сложности заданий на уроке. Как изученный материал может вам пригодиться при решении жизненных задач?
IX. Домашнее задание: п. 29, выучить правила. По выбору выполнить письменно: с. 73 упр. 198 или с. 74 упр. 204.