Цели:
- обобщение и контроль знаний по теме, умение распознавать глагольные формы, опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического анализа; закрепление навыков правописания глагола и его форм;
- развитие логического мышления обучающихся, их аналитических способностей, умений находить способы решения заданий творческого и поискового характера;
- воспитание взаимоуважения, чувства коллективизма, обеспечивающих атмосферу успеха в процессе речевого взаимодействия, интереса к изучению русского языка.
Форма урока. Урок-игра “Лингвистический брейн-ринг”
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, проекционный экран, раздаточный материал, презентация. Аудиозапись музыкальной заставки игры “Что? Где? Когда?” Видеозапись вопроса.
Ход урока
1 этап. Объявление темы, постановка задач.
Сегодня урок состоится в форме интеллектуальной игры “Брейн-ринг”. В переводе с английского “брейн” означает “интеллект”, “ринг” - место состязания.
Объявление темы. Определите тему “Брейн-ринга”. Внимание на экран: какая часть речи названа “самой огнепышущей, самой живой”?
Итак, речь идёт о глаголе. По словам А.Югова, “в глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!”
Ваша задача - продемонстрировать свои знания морфологических признаков глагола, норм его употребления в речи, умения находить способы решения заданий творческого характера.
В соревновании интеллектуалов примут участие 2 команды “Лингвисты” и “Всеведы”. Капитаны представляют свою команду и игроков.
Оценивать ответы команд будут члены жюри, им же предстоит выбрать лучшего игрока.
Кроме жюри, в организации игры принимают участие хранители времени, а также наблюдатели, которые следят за соблюдением правил игры, порядком в аудитории.
2 этап. Правила игры “Брейн-ринг”:
- Командам предоставляется право выбора формы игры (классическая, “Лесенка”, “Лебединая песня”, “Чеширский кот” и др.)
- Игра состоит из нескольких раундов. Для победы в матче команде необходимо набрать 5 очков (при равном счете ответить на 1 решающий вопрос);
- содержательная часть игры представляет 3 раздела, в каждом из которых по 12 вопросов; команда обязана выбирать вопросы из разных разделов;
- право выбора первой темы и номера вопроса предоставляется жюри, в дальнейшем право выбора принадлежит команде, давшей правильный ответ;
- после выбора темы и номера вопроса ведущий задает вопрос, на обсуждение которого командам дается 1 минута;
- после обсуждения отвечает та команда, которая первой подала звуковой сигнал. Если подают сигнал обе команды одновременно, то они обе имеют право отвечать по очереди;
- ответ на вопрос дает один игрок, назначенный капитаном;
- если команда дает правильный ответ, то она получает одно очко;
- при неправильном ответе первой команды право дать ответ предоставляется другой команде после объявления ведущим, что ответ не верен.
- если правильного ответа не дала ни одна из команд, то отвечать имеют право болельщики по сигналу ведущего. Если ответ правильный, то команде присуждается одно очко;
- если никто не смог дать правильного ответа на вопрос, то очко считается неразыгранным и переходит на следующий вопрос, цена которого возрастает;
- у каждой команды есть право – при проигрыше в одно очко сыграть Блиц (играют 3 игрока, отвечают на 3 вопроса по 20 сек.);
Информация-предупреждение для болельщиков. В случае подсказки в любой форме или недостойного поведения в группе наблюдатели имеют право снять одно очко с команды. Участники игры должны соблюдать нормы этикета.
Итак, мы желаем всем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!
3 этап. Проведение игры в соответствии с правилами.
Команды выбирает вопрос из любой категории, отвечают на него.
ВОПРОСЫ.
Раздел “Теоретические вопросы”
1. Он может быть двух ВИДОВ, у одного из которых нет НАСТОЯЩЕГО. По одному из показателей ОН опережает двуликого Януса. Его основное предназначение — быть одним из ГЛАВНЫХ членов. Но вообще, по определению, ОН — только ЧАСТЬ. Чего?
Ответ. Часть речи. Это глагол, совершенный вид которого не имеет настоящего времени; у глагола три лица; в основном глагол в предложении бывает сказуемым, которое является главным членом предложения.
2.Какие формы глагола образуются от основы настоящего времени?
1.Формы повелительного наклонения
2.Формы сослагательного наклонения
3.Причастия настоящего времени
4. Причастия прошедшего времени
Ответ: 1, 3
В каком ряду все глаголы употреблены в форме одного вида? Ответ 3
4. Какими грамматическими категориями обладает инфинитив? Ответ 1, 2
1. Категорией вида
2. Категорией возвратности
3.Категорией времени
4.Категорией наклонения
5. Какие формы глагола считаются неспрягаемыми?
Инфинитив, причастие, деепричастие
6. Какие причастия можно образовать от глагола ОБЪЕДИНЯТЬ? Ответ: 1, 2
1.Объединяющий
2. Объединяемый
3.Объединивший
4. Объединённый
7. Глаголы какого вида имеют только две формы времени? Какие?
Глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и простого будущего времени.
8. Укажите непереходные глаголы.
Ответ: 3, 4
9. Какими членами предложения могут быть причастия?
Ответ. В предложении причастия могут выполнять роль определений и именной части составного сказуемого.
10. “Одна из южноамериканских бабочек имеет синюю окраску крыльев, это может быть объяснено тем, что её огромные крылья покрыты фотонными кристаллами”.
Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.
1. Глагол
2. Действительное причастие
3. Прилагательное
4. Страдательное причастие
Ответ: 4
11. Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Его с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:
Что по значению оно похоже на глагол!
Ответ: деепричастие
12. Укажите способ образования глагола ПЕРЕГОВАРИВАТЬСЯ.
1. Приставочный
2. Суффиксальный
3. Приставочно-суффиксальный
4. Постфиксальный
Ответ: 3, приставочно-суффиксальный
Раздел “Орфография и культура речи”
1.Какие части речи пишутся с Ь после шипящих
1. Существительные 2 склонения.
2. Краткие прилагательные
3. Глаголы
4. Наречия
Ответ: 3,4
2. В каких словах на месте пропуска пишется буква Е?
1.он леле...т (мечту)
2) леле...л
3) леле...мый
4) леле...вший
Ответ: 1, 3
3. В каком варианте ответа в указанных словах пишется НН? Ответ: 2, 3
1) Варё....ый картофель
2) свар...ый картофель
3) варё...ый в бульоне картофель
4) картофель сваре...
Ответ: 1, 3
4. Укажите условие раздельного написания НЕ со словами “не задано, не принята, не окончен”
1.НЕ с глаголами
2.Не с краткими причастиями
3.Не с деепричастиями
4.Не с наречиями
Ответ: 2
5. Расставьте ударения в следующих словах: звонит, занята, баловать.
Ответ: звонИт, занятА, баловАть.
6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
ПРОГУЛИВАЯСЬ ПО ВЕЧЕРНЕМУ ГОРОДУ,
1) подростками часто нарушаются правила поведения.
2) проспект произвёл неизгладимое впечатление.
3) мы получили настоящее удовольствие.
4) у нас завязался разговор.
Ответ: 3
7. Укажите правильный вариант написания окончания в глаголах ТАЮТ и ТАЯТ . Свой ответ обоснуйте.
Ответ: оба варианта являются правильными, потому что первый глагол образован от глагола I спряжения ТАЯТЬ, а второй - от глагола II спряжения ТАИТЬ.
8. Как определить, какую гласную надо писать в безударном личном окончании глагола? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.
Ответ: Чтобы определить, какую гласную надо писать в безударном личном окончании глагола, надо поставить глагол в неопределенную форму, определить спряжение и выбрать соответствующую букву.
9. Установите соответствие:
1. Наши легкоатлеты увере(н,нн)ы в победе
2. Движения гимнастов легки и увере(н,нн)ы.
3. Наши волейболисты играют увере(н,нн)о.
А. Это наречие, поэтому пишется НН.
Б. Это краткое причастие, поэтому пишется Н.
В. Это краткое прилагательное, поэтому пишется НН.
Ответ 1 Б, 2 В, 3 А
10. Проверочной формой для написания суффиксов –ОВА-/-ЕВА- и –ЫВА-/ИВА- является
1. Форма глагола 1 лица единственного числа .
2. Форма глагола 3 лица множественного числа.
3. Инфинитив.
Ответ: 1.
11. В каком предложении НЕ с причастием пишется слитно, а в каком - раздельно?
Свой ответ обоснуйте.
1. Для знающего мир светел, для (не)знающего — темен.
2. (Не)знающий меры будет горевать и в богатстве.
Ответ: в первом предложении причастие пишется с НЕ слитно, во втором – раздельно, потому что у причастия есть зависимое слово (меры)
12. Исправьте ошибки, связанные с образованием форм глаголов.
1) Сосед жгёт костёр уже второй день.
2) Мы стригёмся в парикмахерской.
3) Не ложите книги в портфель.
Ответ: жжёт, стрижёмся, не кладите
Раздел “Вопросы на смекалку”
1.В русской пословице говорится:
“Жить для себя — тлеть, для семьи —
(пропущен первый глагол),
а для народа — (пропущен второй глагол)”.
Назовите пропущенные глаголы.
Ответ: гореть, светить.
2.Автор вопроса спросил, чем он может помочь при приготовлении пищи, и получил парадоксальный ответ, состоявший из одного глагола-антонима в повелительном наклонении. Назовите этот глагол. Ответ: помешай.
3. У травы путянг, которая растет на острове Новая Гвинея, листья тверды и остры, как сталь. Местные папуасы используют эти листья для совершения действия, обозначенного глаголом, который является исключением из правила русского языка. Назовите ещё один глагол — исключение из того же правила русского языка.
Ответ: стелить. Комментарий. В вопросе речь идет о глаголе "брить". Папуасы с помощью листьев травы путянг бреются. Глаголы "брить" и "стелить" являются исключением из правила спряжения глаголов.
4. Если следовать порядку, заданному автором знаменитой поэмы о небокоптителях, то на втором месте будет тара, на третьем — часть лица, на четвертом — животное, на пятом — выпечка. На первом месте, видимо, должен быть глагол. Ответ: манить (Манилов) Комментарий. Речь идёт о “плеяде” гоголевских помещиков из романа-поэмы “Мёртвые души”
5. Согласно этимологическому словарю, этот русский глагол является смысловой "калькой" с немецкого слова, буквально означающего "работать как вол", или же с французского глагола, буквально означавшего "работать как буйвол".
Однако русский глагол, имеющий значение “бессмысленно, без отчетливого понимания заучивать наизусть”, образован от существительного, обозначающего другое животное. Назовите это существительное и образованный от него глагол.
Ответ: зубр, зубрить.
6 Камень, дерево, кость, цепь, столб. От данных существительных образуйте глаголы, начинающиеся с буквы “О” , имеющие общее значение “стать безжизненным, нечувствительным, неподвижным”.
Ответ: окаменеть, одеревенеть, окостенеть, оцепенеть, остолбенеть.
7. Это растение относится к семейству розовоцветных. От этого слова образованы название парного органа человеческого тела, который находится в горле, и глагол, означающий "быть сентиментальным, проявлять излишнюю мягкость". Назовите этот глагол.
Ответ: миндальничать.
8. Русские крестьяне говорили, что жаворонок приносит тепло. А какая птица, по их мнению, приносит холода? Подсказка. Это слово образовано от глагола “зябнуть”.
Ответ: зяблик.
9. Блиц.
1. “Это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного” (причастие).
2. Назовите неизменяемые формы глагола (инфинитив, деепричастие).
3. К какому спряжению относятся глаголы “хотеть, чтить”? (глаголы являются разноспрягаемыми, так как в разных формах лица они имеют окончания как I, так и II спряжения).
10. Видеовопрос. Прослушайте отрывок из стихотворения Александра Маркмана "Перечитывая букварь":
Помню азы и буки не меньше стремленья к свободе,
Это все остается на мне, как родимые пятна,
Не тогда ли едва нашептали Кирилл и Мефодий,
Как сердца обжигать не четвёртым их знаком, но пятым.
Назовите слово, которое обозначало четвёртую букву в кирилице.
Ответ: глагол
11. В сочинении немецкого филолога Шоттеля "Грамматическая война" описана война глаголов против существительных. Во главе глаголов стояли два генерала — Глагол Действительный и Глагол Страдательный. Следом по рангу шло пять полковников — три прошедших, настоящее и будущее время. Назовите трех капитанов этой армии.
Ответ: изъявительное, сослагательное, повелительное наклонения.
12. В одном университете в двух соседних аудиториях одновременно проходили две лекции: одна — у филологов, другая — у богословов. При этом тема обеих лекций называлась одним и тем же словом. В российских школах это обычно изучают в шестом классе.
Ответ: причастие.
4 этап. Подведение итогов игры.
Рефлексия участников “Круглый стол”
Обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал...
- было интересно...
- было трудно...
- я выполнял задания...
- я понял, что...
- теперь я могу...
- я почувствовал, что...
- я приобрел...
- я научился...
- у меня получилось ...
- я смог...
- я попробую...
- меня удивило...
- урок дал мне для жизни...
- мне захотелось...