Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: деловая игра.
Цели урока:
-
познакомить учащихся с понятием
“синтаксис”;
- формировать умение видеть границы предложений и находить грамматическую основу предложения;
- формировать умение выделять словосочетания, определять их вид по значению;
- дать представление о происхождении имени людей, вызвать интерес к собственному имени, показать связь имен с историей определенной эпохи;
- воспитывать человеческое достоинство, уважение к личности.
Оборудование: словари: этимологический, толковый; выставка журналов – гороскопов “Я и моё имя”, “Влияние имени на жизнь человека”; раздаточный материал для синтаксического практикума; интерактивная доска.
Приёмы работы: работа с текстами, устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ “трудных” слов, творческая работа, выборочный диктант.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Ребята, представьте такую ситуацию: в семье родился ребёнок.
О чём мы спрашиваем первым делом после того, как выясняем, мальчик родился в семье или девочка?
Ученик: Как назвали ребёнка.
Учитель: Правильно. А почему это так важно для нас?
Ученик: Да потому, что имя играет в жизни человека определённую роль.
Учитель: Какую?
Ученик: Прежде всего, имя – это ответ на вопросы: “Кто я” и “Какой я”.
Учитель: Попробуйте спросить трёхлетнего малыша: “Кто ты?” – и, скорее всего, он ответит либо: “Я – мальчик”, либо: “Я – Толик”.
Конечно, имя определяет будущую жизнь человека не в такой степени, как, скажем, пол, но оно позволяет человеку психологически осознавать себя как личность, а это очень важный фактор.
Давайте поближе познакомимся, меня зовут Ольга, а вас? Представьтесь, пожалуйста.
(Представление учащихся)
Имена, которые сейчас прозвучали, – это личные имена, которые присваиваются при рождении людям и под которыми они известны в обществе.
(По ходу урока на доске заполняется этимологическая страничка)
Таким образом, вы уже догадались, что разговор наш сегодня пойдёт о чём?
Ученик: Об именах.
(Запись темы урока. В мире имён.)
Учитель: У каждого из вас, наверное, есть множество вопросов, связанных с данной темой, озвучьте их.
Ученик: Зависит ли судьба человека от имени?
Зависит ли характер человека от имени?
Каково происхождение наших имён? Почему наши имена различны по происхождению?
Учитель: На все эти вопросы мы попытаемся найти ответ во время нашего урока.
Итак, мы живём с вами в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей “Одиссее” писал:
Слайд №1
Учитель: Давайте попытаемся разобраться: влияет ли имя на характер человека?
Творческое задание
Первое задание называется “Автопортрет”.
(Этимологическая страничка. Автопортрет – это портрет, написанный с самого себя.)
Учитель: Пусть каждый из вас словесно нарисует себя таким, каким видит.
Предложения какой структуры помогут вам выполнить наиболее полно это задание?
Ученик: Предложения сложной конструкции.
Учитель: Какой раздел в русском языке изучает простые и сложные предложения?
Ученик: Синтаксис.
Учитель: Что ещё изучает данный раздел?
Ученик: Словосочетания.
Учитель: Для чего нужно изучать правила построения словосочетаний и предложений?
Ученик: Для того, чтобы правильно говорить и писать, выразительно читать, лучше понимать чужую речь.
Учитель: Какой раздел в русском языке тесно связан с синтаксисом?
Ученик: Культура речи.
Учитель: Таким образом, разобраться в нашей теме урока “В мире имен” нам поможет какая тема русского языка?
Ученик: Синтаксис и культура речи.
(Продолжение записи темы урока)
Учитель: Какова цель нашего урока?
Ученик: Научиться составлять предложения и словосочетания, использовать их при составлении текста.
Учитель: Совершенно верно. Предлагаю вам выполнить творческую работу по написанию автопортрета.
(Проверка письменного задания: учащиеся вслух зачитывают свои работы.)
Учитель: Давайте сравним ваш автопортрет со значением вашего имени.
(Ученик-консультант, назначенный учителем, комментирует значение имени читающего ученика.)
Так зависит ли характер человека от имени?
Ученик: Частично да, частично нет.
II. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня поможет нам в изучении новой темы Почемучка. Как вы думаете, почему у него такое имя? Какими качествами должен обладать человек с таким именем?
Ученик: Он все время что-то спрашивает, чем-то интересуется. Это любознательный человек.
Учитель: Давайте составим синквейн с ключевым словом “Почемучка”. Памятки “Как составить синквейн” лежат у вас на столах.
(Ответы учащихся)
Почемучка Любознательный, вечно спрашивающий. Интересуется, выясняет, разгадывает. В мире так много интересного и неизведанного. Вопросы. |
Почемучка Сомневающийся, пытливый. Спрашивает, рассуждает, объясняет. Почемучка – исследователь мира. Любознательность. |
Почемучка Рассуждающий, много знающий. Спрашивает, удивляется, интересуется. Почемучке интересно все вокруг. Знайка. |
Почемучка Любопытный, интересующийся. Спрашивает, пристает, надоедает. А вопросов у него – множество! Бесконечность. |
Учитель: Итак, хорошо ли быть Почемучкой?
Ученик: Да, можно интересоваться тем, что происходит вокруг тебя; не только спрашивать у других, но и самому и искать ответы в справочной литературе, энциклопедиях...
Учитель: Почемучке без вашей помощи не обойтись. Вы, надеюсь, сегодня будете настоящими исследователями языка. Изучение нового материала мы начнем с чтения параграфа с помощью приема “Инсерт” (самостоятельно читая учебный текст, делайте пометки с помощью следующих символов: “V” - информацию знаю, “+” - новая для меня информация, “?” - информация мне непонятна, у меня есть вопросы.
(Ответы учащихся)
III. Закрепление нового материала
1. Исследовательская работа
Учитель: Имена людей – часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражается быт, верования, чаяния, фантазия и творчество народа.
Кто из вас знает что-либо о происхождении своего имени?
Ученик: Меня зовут Наталья, мне ничего неизвестно о происхождении своего имени.
Учитель: А я знаю, что моё имя Ольга – скандинавского происхождения (хейла – святая). Имя Наталья – латинского происхождения (значение имени – природная).
Почему наши имена настолько различны по происхождению?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы выполним следующее задание (групповая работа по карточкам - дифференцированная).
1-я группа
Прочитайте текст, найдите сложные предложения, выпишите их, составьте схему 1 предложения.
2-я группа
Прочитайте текст, найдите простые предложения, подчеркните в них грамматические основы.
3-я группа
Прочитайте текст, выпишите словосочетания и определите их по значению.
(Проверка задания по группам)
Учитель: Кто знает, как называется наука, изучающая собственные имена?
(Этимологическая страничка. Антропонимика – наука о собственных именах.)
2. Физкультурная минутка
Имя у тебя одно,
Навсегда тебе дано.
Жизнь длинна.
И оттого ты
Побереги его.
3. Практическая работа
Задание: Подберите однокоренные слова к слову имя.
Имя, именинник, именной, именины, именитый, именовать, одноименный.
Учитель: Ребята, а кто скажет, что такое именины?
Ученик: Именины – день ангела.
(Этимологическая страничка. Именины – личный праздник в день, когда церковь отмечает память одноименного святого.)
Учитель: Составьте из однокоренных слов предложение, запишите его и произведите синтаксический разбор.
4. Работа с текстом (проецирование текста на интерактивную доску ).
Слайд №2
(Этимологическая страничка. Святцы – список церковных праздников и святых в календарном порядке.)
Задание: Выписать из стихотворения глагольные словосочетания, обозначить стрелками зависимость между частями словосочетаний.
(Проверка выполнения задания)
Учитель: День рождения и именины у людей часто не совпадают. Почему?
Ученик: Согласно обычаю, имя ребёнку выбирает священник при крещении. В этот день он открывает Святцы и смотрит - у каких святых сегодня праздник. Не каждое имя святого нравится родителям, поэтому они и называют ребёнка так, как хочется им.
Учитель: У кого из присутствующих сегодня именины?
(У Анны, Анастасии именины 22 декабря)
Мне бы от всей души хотелось поздравить наших именинников и подарить им на память стихотворение великого поэта А.С. Пушкина “Что в имени тебе моём” где, на мой взгляд, содержатся глубокие мысли о воплощённом имени.
(Вручение именинникам открыток с поэтическим текстом А.С.Пушкина)
IV. Подведение итогов урока. Этап рефлексии.
Учитель: На столе лежат карточки с именами. Пусть каждый подойдёт и прикрепит одно из имён к определённой группе:
Древнерусские | Христианские | “Красные” |
Пискун | Андрей | Идея |
Новосёл | Ирина | Ревмир |
Беляй | Анна | Диамат |
Малыш | Мария | Октябрина |
Продан | Ольга | Ким |
Любим | Сергей |
Учитель: Подходит к завершению наш урок. Какие темы из раздела “Синтаксис и культура речи” мы с вами сегодня повторили?
Ученик: Виды предложений по структуре (простые и сложные), виды словосочетаний по значению.
Учитель: Подходит к завершению наш урок. Вспомните и самостоятельно запишите уже известную вам информацию о сегодняшней теме урока.
Я знал(а) | Новая информация | Вопросы |
Я надеюсь, что эта встреча оставит след в вашей душе. Спасибо всем за работу и приятное общение. Я с вами не прощаюсь, до новых встреч.
V. Домашнее задание (по выбору).
1. Параграф 13
2. Упражнение 126 (“Практика”)
3. Сейчас в моде стали гадалки, прорицатели. Можно встретить различные книги об именах, где можно прочитать о том, что тебя ожидает на жизненном пути, согласно твоему имени.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Связана ли судьба человека с его именем?