Подготовка к сочинению в формате ОГЭ на нравственную тему

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок комплексного применения знаний, урок формирования коммуникативной компетенции (развития речи).

Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста; развитие речемыслительной деятельности учащихся; воспитание духовно развитой личности.

Задачи:

  • способствовать правильному пониманию текста; помочь осмыслить тему;
  • показать художественные средства, использованные автором для достижения цели;
  • формулировать значение слова и комментировать его; приводить примеры-аргументы;
  • совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на нравственную  тему;
  • развивать  письменную и устную монологическую  речь учащихся;
  • воспитывать уважение к нравственным ценностям, стремление соблюдать нормы морали.

Оборудование:

– текст М.Н. Ботвинника, раздаточный материал;
– компьютер, мультимедийный проектор, экран;
– презентация;
– словарь С.И. Ожегова, словарь  методических терминов и понятий (авторы Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин).

Ожидаемые результаты урока:

– учащиеся совершенствуют навыки в определении проблемы, подборе и оформлении комментария, аргументов;
– формируют комплекс речевых умений.

Приложение 1

План и временная структура урока:

  • Организационный момент–1 минута
  • Подготовка к восприятию нового материала – 6 минут
  • Сообщение темы и цели урока–3 минуты
  • Работа по теме урока–30 минут
  • Подведение итогов. –2 минуты
  • Оценивание. Рефлексия–1 минута
  • Домашнее задание–2 минуты

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Подготовка к восприятию нового материала

1. Слово учителя.

– Начать урок я хочу со слов великого писателя Льва Николаевича Толстого: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя». (Приложение 2. Слайд 1) 
– Как вы понимаете эти слова?

2. Рассказ ученика о Л.Н. Толстом (Приложение 2, Приложение 3)

– Итак, какое  слово нашего урока  будет ключевым? (Самовоспитание)

3. Сообщение темы и цели урока

    – Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сочинения  на основе  отрывка из   книги М.Н. Ботвинника, М.Б. Рабиновича, Г.А. Стратановского «Жизнеописания знаменитых греков и римлян».
– Прочитайте тему урока. Какова будет цель урока? (Приложение 4. Слайд 1)

Цельподготовка  к сочинению  в публицистическом стиле  по тексту М.Н. Ботвинника.

– Таким образом, мы  готовимся к главному для вас экзамену – ОГЭ.
– Определите задачи, которые стоят перед нами.

Задачи:  (Слайд 2)

Научиться:

  • формулировать значение слова и комментировать его;
  • приводить примеры-аргументы;
  • писать  сочинение-рассуждение на нравственную  тему (15.3).

III. Работа по теме урока

1. Работа со словарями

– Как вы понимаете слово «самовоспитание»?  Дайте определение этому слову. (Выслушивание ответов).

– А теперь заглянем в словарь С.И. Ожегова. (Приложение 4. Слайд 3)

Самовоспитание – это воспитание самого себя.
В словаре  методических терминов и понятий (авторы Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин) дано следующее определение этому понятию.
Самовоспитание – это сознательная и целенаправленная деятельность человека на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных.

2. Знакомство с автором текста. Сообщение о М.Н. Ботвиннике

– Послушайте небольшую справку о М.Н. Ботвиннике. (Приложение 4. Слайд 4)

Подготовленный ученик рассказывает об учёном.

Марк Наумович Ботвинник (1917 – 1994) – советский историк-антиковед. Родился в Петрограде. Отец – военный медик, генерал. Мать – адвокат. В 1935 году поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета. Проявлял интерес к древней истории, занимался в кружке по античной истории. 15 января 1938 года был арестован. С 1938 по 1940 гг. отбывал срок в Усольлаге. В декабре 1939 года Ботвинник был освобожден и в 1940-е гг. окончил исторический факультет ЛГУ. В войну с семьей эвакуировался из блокадного Ленинграда в г. Енисейск Красноярского края.
Марк Наумович был известным историком античности, автором и соавтором большого количества научных и научно-популярных изданий по истории и культуре Древней Греции и Рима, блестящим переводчиком и лектором. Научная деятельность М.Н. Ботвинника протекала в области исследования истории древнего мира.

3. Чтение отрывка из книги М.Н. Ботвинника, М.Б. Рабиновича, Г.А. Стратановского «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» (Приложение 5)

4. Смысловой анализ текста

1) Беседа:
– Прочитайте текст.
– Какова тема текста? (О самовоспитании Демосфена).
– Какова основная мысль текста? (Показать, как с помощью своей силы воли, упорства, ежедневных тренировок Демосфен стал судебным оратором).
– Кто такой Демосфен? (Знаменитый оратор Древней Греции).  (Приложение 4. Слайд 5)
– Какой тип речи представлен в тексте?  (Повествование и рассуждение).
– Каков стиль речи?  (Публицистический).
– В  каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что мешало Демосфену стать хорошим оратором?»   (Приложение 4. Слайд 6)
1) Демосфен рано потерял отца, а опекуны жестоко обманули его, присвоив отцовское наследство.
2) Демосфен не знал афинских законов.
3) Народ не понимал глубокого содержания его речей.
4) Демосфен не владел красноречием, техникой речи и не умел держаться перед публикой.
– На какие части можно разделить текст?
а)    Детство Демосфена.
б)    Выступления молодого оратора.
в)    Упорная работа над собой.
г)    Признание.
– Расскажите о детстве Демосфена.
– Почему Демосфен решил выступить в суде? (Он хотел возвратить справедливость и вернуть похищенные деньги).
– Что было необходимо, чтобы добиться успеха в суде? (Необходимо было знание афинских законов, а главное – умение хорошо и убедительно говорить).
– Что ещё повлияло на то, что Демосфен хотел стать оратором? (Он «присутствовал на заседании суда, видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору. С этого момента Демосфен загорелся идеей стать оратором»).
– Что для этого делал Демосфен? (Он «бросил все другие занятия и начал усиленно упражняться в красноречии»).
– Почему первое выступление молодого оратора закончилось провалом? (Демосфен «имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил, совершенно не умел держаться перед публикой»).
– Вторая попытка выступить с речью тоже оказалась неудачной. Демосфен очень был разочарован. Но к нему на помощь пришёл его друг, который выразительно прочёл стихотворение. Демосфен понял, как «много красоты придаёт речи выразительность, которой ему так не хватало». Что решил делать Демосфен? (Он решил несмотря ни на что исправить недостатки своей речи и «с удвоенным усердием принялся за работу». Демосфен по нескольку часов в день занимался упражнениями, «набирал в рот камешков и старался говорить громко и ясно»).
– Добился ли Демосфен своей цели? (Да. Он «стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу»).

5. Прочитаем задание 15.3.  (Приложение 4. Слайд 7)

Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

6. Работа над композицией сочинения

– Давайте вспомним, какова композиция сочинения. (Приложение 4. Слайд 8)

  1. Вступление. Толкование значения слова.
  2. Комментарий.
  3. Первый аргумент (из текста).
  4. Второй аргумент (из опыта или текста).
  5. Вывод.

– Вспомним, что такое тезис, аргументы, вывод. (Приложение 4. Слайд 9)

Тезис – главная мысль текста, главное утверждение, которое пишущий старается обосновать.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснение примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения
От тезиса к аргументам можно поставит вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»
Вывод – это утверждение доказанного.

– Существуют следующие  способы толкования значения слова: (Приложение 4. Слайд 10)

1 – объяснение путём описания существенных признаков предмета:
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. 
2 – описание значения путём указания на важные признаки предмета (действия, явления), его целевое назначение, особенности его употребления (описательный способ):
Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
3 – объяснение путём перечисления слов-синонимов или синонимичных сочетаний:
Гуманность – человеколюбие, отзывчивость.
4 – объяснение нового слова путём отсылки к известному слову (часто к однокоренному):
Благородство – см. благородный. Благородный – высоконравственный, самоотверженно честный, открытый.

– В своём сочинении вы можете использовать речевые клише: (Приложение 4. Слайд 11)

Действительно, …
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
Примером может стать фрагмент из текста, в котором…
Таким образом, итак, в заключение, как видим…
Итак, можно увидеть, что…

Памятка. Как использовать речевые клише. (Приложение 4. Слайд 12)

  • Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
  • Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
  • Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.

— Сколько аргументов вы должны привести? (Два: из прочитанного текста и из жизненного опыта либо два примера из прочитанного текста). (Приложение 4. Слайд 13)
— Что такое жизненный опыт?

Жизненный опыт бывает

  • опытом многих поколений – это пословицы, поговорки, литературные произведения, нравственные заповеди, сложившиеся традиции;
  • опытом людей, компетентных в определённых областях, учёных, профессиональных сообществ;
  • опытом близких, родных, знакомых людей;
  • собственным жизненным опытом.

– Приведите пример из прочитанного текста.
– Приведите примеры из литературных произведений, из жизни известных людей. (Примеры самовоспитания человека можно найти в следующих произведениях: А.С. Пушкина «Капитанская дочка», В.П. Астафьева «Васюткино озеро», М. Шолохова «Судьба человека» и других).
– А теперь продумайте заключение. Помните, что вступление и заключение должны перекликаться.

– Как можно выстроить своё сочинение?
Варианты сочинений. (Приложение 6)

7. Заключительное слово учителя

– Самовоспитание – важная часть в становлении человека как полноценного гражданина общества. Необходимо помнить о том: каким будет наше общество, зависит от нас с вами. Поэтому работайте над собой, трудитесь ежечасно, чтобы каждый день приносил вам радость от того, что вы делаете. Не забывайте слова Л.Н. Толстого: «Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, только этим люди влияют на других людей, воспитывают их». (Приложение 4. Слайд 14)

IV. Подведение итогов

– Что сегодня делали на уроке? (Сегодня на уроке мы проанализировали текст из книги М.Н. Ботвинника, М.Б. Рабиновича, Г.А. Стратановского «Жизнеописания знаменитых греков и римлян». Мы сформулировали значение слова и прокомментировали его, привели примеры-аргументы, продумали заключение, логические переходы между абзацами).
–  Практически устно мы проговорили то сочинение, которое вам предстоит написать (на втором уроке).  Скажите, помогла ли вам  работа, которую мы проделали в течение урока, в подготовке к сочинению?

V. Оценивание. Рефлексия

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Что понравилось в своих действиях? Над чем ещё предстоит работать?

VI. Домашнее задание

– Написать сочинение-рассуждение по другому тексту, вариант 15 или 16.  (Из сборника ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015)

Список  использованной литературы:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009
  2. Егораева Г.Т. ОГЭ (ГИА-9) 2015.Русский язык. Выполнение заданий части 3/ Г. Т. Егораева. – М: Издательство «Экзамен», 2015
  3. Ожегов С.И.  Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2008
  4. Сенина Н.А. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2015 год: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2014
  5. Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015