Урок русского языка по теме "Текстоведение. Текст и его признаки. Работа над текстом". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

  • вспомнить, что такое текстоведение, текст и его признаки, а именно, усовершенствовать умения, связанные с применением знаний обучающихся на практике в подготовке творческих работ;
  • сформировать у обучающихся общеучебные умения и УУД по успешному написанию и составлению текста для развития связной речи обучающихся.

Компетенции урока: лингвистическая (языковедческая) и языковая, культуроведческая, коммуникативная

Подходы: системный, деятельностный, компетентностный

Тип урока: развитие речи

Форма урока: практикум

Оборудование: учебник, презентация, оценочный лист, раздатка, др.

Методическое сопровождение: Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014; Львова С.И. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2014.

Ход урока

1. Оргмомент урока.

2. Основная часть урока.

1). Актуализация знаний обучающихся:

- Выполните следующее задание: расставьте знаки препинания, подчеркнув в предложениях грамматическую основу и однородные члены:

1). Осторожно ветер из калитки вышел (,) постучал в окошко (,) пробежал по крыше...

2). Без рук (,)без топорёнка построена избёнка.

3). Дружба и братство дороже богатства.

4). Дружба заботой да подмогой крепка.

2). Целеполагание.

1. Наблюдение за материалом урока в учебнике – упр. № 49. Выполняем его по заданию.

- Текст ли это? (нет) Почему? (набор предложений) Восстановите его.

В учебнике Восстановление
1 2
2 3
3 1
4 5
5 4

2. Формулирование целей урока. Какова будет цель урока? Чем мы будем заниматься на уроке? (текстоведение, изучать текст как единицу с его признаками)

3). Работа по теме.

1. Беседа по вопросам с использованием презентации.

- Знакомо ли вам слово “Текстоведение”? Подумайте, как оно образовалось. (В слове выделяются корни “текст” и “вед”. Значит, оно обозначает “ведать, знать текст”.)

- Как вы думаете, что изучается в разделе лингвистики “Текстоведение”? (Текстоведение изучает текст, его признаки, строение, законы создания и основные правила использования языковых средств.)

- А что такое текст? (Это произведение речи.)

- Назовите признаки текста. (Единство темы, наличие основной мысли (идеи), связь предложений между собой, относительная законченность, определённый порядок предложений.)

- Какие типы речи вы знаете? Охарактеризуйте их, использовав слайд-подсказку (Повествование = что произошло? Описание = каков предмет высказывания? Рассуждение = почему мы утверждаем это?).

С какими стилями речи вы уже знакомы? (Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.)

- Можно ли считать восстановленное упражнение считать текстом? (да) - Какого типа наш текст? Докажите. (рассуждение)

2 .Защита изученного материала.

Делимся на группы в зависимости от типа речи текста. Выбираем тип речи способом вытягивания карточки.

1 группа: (описание)

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

2 группа: (повествование)

Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу. Перед употреблением помойте руки.

3 группа: (рассуждение)

Имя Гвидон (“Сказка о царе Салтане”) явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона (“Сказка о золотом петушке”). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д'АНТОНА, в котором действуют и “славный король Гвидон” и “король Дадон”, ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

- Задача ваших групп заключается в доказательстве того, что это текст и что это определённый тип речи, который достался вам.

Работа 1-й группы:

Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т.д.

Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.

Работа 2-й группы:

Главная задача автора при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

Работа 3-й группы:

Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

(от тезиса к аргументам).

(от аргументов к выводу).

- Обобщим разницу типов речи в следующей таблице. “Копилка идей, предложений и фактов”

Тип речи Основная задача автора, использующего этот тип речи Основные вопросы, характерные для данного типа речи
Описание Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния. Каков предмет описания?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

Повествование Сообщить о последовательности действий или событий. Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходило потом?

Рассуждение Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события. Почему?

В чем причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

3. Внедрение нового материала. Слово учителя.

Этапы работы по созданию текста.

1. Речевой замысел (тема, основная мысль).

2. Обдумывание содержания (рабочие материалы).

3. Создание речевого произведения.

4. Редактирование (правка). Правка текста нужна для того, чтобы:

1) устранить погрешности, оставшиеся после авторской доработки;

2) добиться ясности и четкости формулировок;

3) проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;

4) устранить шероховатости языка и стиля;

5) технически обработать рукопись.

4. Отработка материала, изученного и имеющегося:

- Выполните самостоятельную работу: создайте свой текст на любую тему и запишите его двумя способами:

1) в форме диалога;

2) в форме прямой речи; расставьте знаки препинания; используйте обращение или постройте текст любого типа речи или выполните по заданию упр. № 50. Время для написания 8-10 мин.

4. Домашнее задание.

- параграф 7; упр. № 52 и подобрать из разных источников тексты разных типов.

5. Подведение итогов урока. Рефлексирующие карточки.

Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока.

1. Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

2. Что вызвало затруднения?

3. Над чем еще надо поработать?

4. Чему научились на уроке?

5. Что нового узнали о тексте?

6. Как самому правильно сочинить текст? Что для этого нужно знать и уметь?

- Спасибо за работу, ребята.


Приложение

Этапы работы над текстом

1. Речевой замысел (тема, основная мысль).

2. Обдумывание содержания (рабочие материалы).

3. Создание речевого произведения.

4. Редактирование (правка). Правка текста нужна для того, чтобы:

1) устранить погрешности, оставшиеся после авторской доработки;

2) добиться ясности и четкости формулировок;

3) проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;

4) устранить шероховатости языка и стиля;

5) технически обработать рукопись.

Тексты для работы в группах

1 группа:

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н.Гоголь).

2 группа:

Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу. Перед употреблением помойте руки.

3 группа:

Имя Гвидон (“Сказка о царе Салтане”) явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона (“Сказка о золотом петушке”). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д'АНТОНА, в котором действуют и “славный король Гвидон” и “король Дадон”, ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Рефлексирующие карточки

1. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

2. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Что вызвало затруднения?

3. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Над чем еще надо поработать?

4. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Чему научились на уроке?

5. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Что нового узнали о тексте?

6. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Как самому правильно сочинить текст? Что для этого нужно знать и уметь?

Оценочный лист работы на уроке

№ п\п Критерии оценки (что делали) Оценка от 3-х до 1-го балла Примечание
1 Формулировка целей урока    
2 Выполнение задания (работа с предложениями)    
3 Работа по упражнению с учебником    
4 Ответы на вопросы учителя    
5 Работа в группах с текстами (внесённый вклад, качество работы, выполнение; доказательство по тексту)    
6 Самостоятельная работа по созданию текста    
7 Рефлексирующие карточки (заполнение)    
Итоги и впечатления