Русский язык
-
Урок-семинар как форма эффективной работы при изучении темы: "Двусоставные предложения" в 8-м классе 2005
Урок-семинар - форма занятий, которая выявляет уровень сформированности общеучебных умений и навыков, определяемых программой при изучении указанного ею материала, создает в коллективе атмосферу сотрудничества, предоставляет каждому ученику возможность принять участие в работе, повышает индивидуальную ответственность за результат учебной деятельности, степень самостоятельности школьников в поиске новых источников знаний. В качестве примера урока-семинара приводится план подготовки и проведения занятия 8-м классе.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Определение" 2005
В своей работе с учащимися на уроках русского языка руководствуюсь главной задачей - продумать чёткую систему взаимосвязанных уроков. Учащиеся выполняют дифференцированные задания, развивают творческие способности, учатся самостоятельно формулировать выводы.
-
Праздник "Хорошо учиться в школе" 2005
Сценарий праздника, посвященного окончанию первого класса.
-
Интегрированный урок. Русский язык + информатика по теме: "Использование алгоритмов при работе с различными видами орфограмм" 2005
Интегрированный урок русского языка и информатики построен по принципу горизонтального тематизма. Использована смешанная структура, т. е. различные формы организации содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально дифференцированная. При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. Происходит включение в процесс познания всех анализаторов (визуальных, аудиальных и т.д.), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности. На представляемом уроке использован деятельностный метод обучения, в результате которого учащиеся активно участвуют в процессе обучения, самостоятельно анализируют и оценивают свои знания и умения, находят способы устранения ошибки, успешно пользуются алгоритмами, осуществляя рефлексию.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Причастный оборот" 2005
Ошибки на правописание безударных окончаний причастий относятся к разряду частотных. Учитывая, что практическая отработка подобного рода материала рутинна, скучна, урок в 7-м классе разнообразят единая речевая тема "Осень глазами поэта и художника", создающая эмоциональный фон занятия, и смена видов упражнений. Кроме того, работа над словосочетаниями с причастием то в роли главного, то в роли зависимого слова исподволь, ненавязчиво подготовит учащихся к восприятию темы "Причастный оборот".
-
Сочинение по картине А.А. Пластова "Фашист пролетел. 1942" в 5-м классе 2005
Данную работу целесообразно провести в 5м классе в связи с изучением темы "Соединение в тексте разных типов речи", поскольку присутствует и работа над пейзажем, и с предполагаемым событийным рядом , также картина вызывает учащихся на разговор о бедах, которые приносит война. Это требует использования в сочинении различных типов речи: описания, повествования, рассуждения. Урок поможет учащимся осмыслить значение Великой Победы над фашизмом, а учителю - в развитии у учащихся чувства исторической памяти, любви к своему Отечеству.
-
Урок по теме: «Соединительные гласные "о"и "е"» 2005
Цели: познакомить учащихся с условиями выбора гласных О и Е в сложных словах; формировать навыки написания соединительной гласной в сложных словах. Работа по развитию речи: работа над орфоэпическими нормами; составление сложного слова. Приемы: привлекательная тема и цели; фантастическая добавка; практичность теории; немой диктант; индивидуальные карточки умений; разноуровневое домашнее задание; рефлексивный отчет в конце урока.
-
Факультативное занятие по русскому языку в 10-м классе по теме: "О скверном и святом…" 2004
Русский язык - явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое. Сквернословие стало нормой жизни. Примерно половина опрошенных подростков употребляет нецензурные слова и выражения, придерживаясь правила: как все, так и я. 30% обучающихся убеждены: раз есть в языке матерные слова, значит, их можно употреблять. Можно ли всё-таки употреблять нецензурные слова и выражения? Что представляет собой сквернословие как языковое явление? Верно ли утверждение Э. Асадова о том, что "слово "мат" идёт от слова "мать", сквернейшее - от самого святого!"? Что мы можем противопоставить "языку подонков и блатарей"? Этим вопросам посвящено факультативное занятие по русскому языку в 10-м классе "О скверном и святом".
-
Уроки русского языка в 6-м классе с использованием методики КСО 2004
Работу в парах постоянного и сменного состава можно с успехом применять как на уроках освоения орфографических ЗУН, так и при изучении синтаксиса и пунктуации на всех этапах обучения: объяснения нового, повторения, обобщения. Важно только, чтобы тема такого урока делилась на несколько подтем ("входов") таким образом, что ученику было бы безразлично, с которой из них начинать.
-
Обобщение знаний об имени существительном как части речи на материале устного народного творчества 2004
Цели урока. * Закрепить и обобщить полученные знания об имени существительном. * Привить любовь к народному творчеству.
-
О стареющей информации и о том, как научить учиться (модель школы XXI века) 2004
В статье предлагается модель школы XXI века: как научить учиться, как формировать два типа личностной информационной системы для обработки информации, чтобы дети выдерживали эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки, оставаясь здоровыми. Дано описание методов и их использование на уроках в школе и в кружке "Юный мыслитель".
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Алфавит, или следствие проведут знатоки" 2004
Урок позволяет сделать уже несколько знакомую ребятам тему интересной, познавательной. Развитие логического мышления, внимания также необходимы ученикам, как и новые знания. Данный урок содействует решению подобных задач.
-
Урок словесности для учащихся 10-х классов на тему: "Звуковые средства художественной выразительности" 2004
При подготовке и проведении урока учитель ставил перед собой следующие цели: 1) повторить известные учащимся звуковые средства языковой выразительности и продолжить работу по распознаванию их в тексте; 2) выявить их роль в организации художественного текста; 3) продолжить работу по анализу текста;4) воспитывать у учащихся чувство уважения к родному языку. В основу работу на уроке положен комплексный анализ стихотворения А. С. Пушкина "Буря".
-
Использование электронного учебника "Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5–6-й класс "на уроках изучения лексики 2004
Цель занятия - научить работать с ЭУ, использовать его при организации уроков в школе. Расширить представление о современных возможностях преподавания русского языка, в частности, лексики. После обзорного знакомства с ЭУ учащиеся работают в микрогруппах самостоятельно, выполняя предложенные преподавателем задания. Выполнение заданий обсуждается, делаются выводы. Домашнее задание подготовлено всем ходом аудиторного занятия и предполагает моделирование урока с использованием ЭУ.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Повторим орфографию" 2004
Урок русского языка в 9-м классе "Повторим орфографию" предназначен для систематизации знаний учащихся по одной из сложных тем "Правописание Н - НН в разных частях речи". Используется частично-поисковый метод, рассматриваются ситуации риска, отрабатывается механизм действий по проблеме, формируется навык решения проблемы: "Условия выбора Н и НН по их морфологической принадлежности". Приложение включает схему - формулу, материал для исследования, тест для контроля знаний учащихся.
-
Интегрированный урок русского языка — английского языка в 8-м классе по теме: "Предложение с обособленными членами" 2004
Интегрированный урок русского и английского языка в восьмом классе ставит целью показать, что обособление, как один из способов смыслового выделения, играет важную роль в русском и английском языке.
-
Урок русского языка в 6-м классе с применением компьютерных технологий 2004
В современной школе компьютер используется как средство для интенсификации учебного процесса. Урок русского языка не исключение. Применение компьютера может органично вплетаться в структуру урока русского языка. С помощью компьютера отрабатываются практические умения и навыки. Сопровождение урока мультимедийной презентацией позволяет не только повысить интерес к предмету, но и эффективнее организовать работу на разных этапах урока.
-
Урок русского языка в 6-м классе на тему: "Лингвистическая экспедиция в страну Имен прилагательных" 2004
Разработка открытого урока, который является заключительным по теме "Имя прилагательное". Материал урока и представленные рисунки можно использовать при повторении темы "Имя прилагательное".
-
Дидактическая игра на уроке русского языка "Лингвистическое путешествие" 2004
Данная дидактическая игра по русскому языку рассчитана на школьников 5-х классов. Она способствуют активизации умственной деятельности школьников, развитию внимания, памяти, речи и направлена на систематизацию знаний по разделам русского языка: морфология, морфемика, орфография, синтаксис и пунктуация, лексика. Дидактическая игра - интересное, занимательное дело, которое в ненавязчивой форме помогает повторить пройденный материал, активизирует память, внимание школьников, способствует лучшему усвоению материала.
-
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-м классе по теме: "Грамматические средства выражения основной идеи поэмы М.М. Пришвина "Фацелия" 2004
Урок русского языка в XI классе по теме "Грамматические средства выражения основной идеи поэмы "Фацелия" М.М. Пришвина" проводится после изучения данного произведения. Данный урок - один из 35 (в 11-м классе)), разработанных на материале литературных произведений, речеведческого анализа текста. Эта система дает возможность увидеть связь с другими писателями, поэтами, сравнивать, обобщать стилистические особенности их текстов.
-
Нетрадиционные уроки по русскому языку в 6-м классе 2004
Разработки нетрадиционных уроков по русскому языку для 6-х классов, различных по форме, которые можно было бы провести после каждой темы.
-
Открытый урок по русскому языку в 7-м классе по теме: "Награжденный через искусство…" (Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени) 2004
Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством. Так пусть произведения искусства помогут нам не только закрепить знания о правописании Н и НН в суффиксах, но и совершить маленькие открытия. И у каждого из нас это будет свое открытие: кто-то из вас откроет для себя ещё раз грамматическое правило, кто-то - имя художника, поэта, композитора, а кто-то сделает самое важное открытие - откроет самого себя.
-
Приемы обучения слов с непроверяемыми орфограммами 2004
Приёмы обучения написания слов с непроверяемыми орфограммами.
-
Урок-игра в 5-м классе: "Путешествие по стране Русский язык" 2004
Представленный конспект урока является итоговым по темам "Имя существительное" и "Имя прилагательное" и подготовительным звеном к теме "Глагол".
-
Урок русского языка в 6-м классе: "Способы словообразования. Конфиксация" 2004
Изучая тему "Словообразование", учитель должен дать школьникам представление о видах основ в системе словопроизводства, о словообразовательном значении аффиксов, о продуктивных и непродуктивных словообразовательных элементах. Ученик должен усвоить разницу между словообразовательным, морфемным и этимологическим анализом слова. Предлагаемая разработка урока позволяет обогатить представление шестиклассников о структуре слова.
-
Буквы "е"и "и"в приставках "пре-" и "при-" 2004
Урок - закрепление, проводится наглядно-действенным методом. Контроль за качеством усвоения знаний - через сигнальные карточки, объяснительное, выборочное письмо. Урок построен по принципу: от простого к сложному, с использованием современных образовательных технологий: · Технологии сотрудничества · "Здоровьесберегающие" технологии · Игровые технологии.
-
Подготовка к сочинению о слове (урок развития речи в 5-м классе) 2004
Овладевая понятием текст, учащиеся 5-го класса, усваивают, что текст состоит из двух или нескольких предложений, формируется умение членить текст на части, соответствующие подтемам и микротемам высказывания, составлять план текста, устанавливать смысловые связи между абзацами, находить языковые средства связи фрагментов текста.
-
Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в старших классах 2004
В работе со словарными словами выделяется несколько этапов: 1 этап. Знакомство с трудными с точки зрения правописания словарными словами. Для этого слова группируются особым способом. 2 этап. Запоминание (домашнее задание).Заучивание слов группами. Составление связного текста с использованием словарных слов. 3 этап. Проверка усвоения : в виде словарного диктанта (проверяется написание и знание лексического значения слов), в виде тестов разных видов (проверяется как написание слов, так и знание их лексического значения) .
-
Подготовка к олимпиаде по русскому языку для 3–4-го класса 2004
При разработке занятий по подготовке к олимпиадам по русскому языку подобран материал повышенной сложности. Данный материал расширяет знания детей по русскому языку в области фонетики и лексики. Дети учатся пользоваться словарями: синонимов, антонимов, толковым, орфографическим.
-
Работаем в условиях двуязычия 2004
1. В начале статьи "Работаем в условиях двуязычия" учитель знакомит со своей творческой лабораторией, которая помогает ей в работе. 2. Раскрывается методика работы по системе "Урок - внеклассная работа - кружок - выход ученика с самостоятельной работой".