Русский язык
-
Конспект открытого урока русского языка во 2-м классе ("Школа России") по теме: "Алфавит. Подготовка к контрольному диктанту" 2005
Урок направлен на систематизацию знания учащихся о графическом и фонетическом строе русского языка, позволяет подготовить учеников к контрольному диктанту по теме "Звуки и буквы". Особое внимание уделяется расширению словарного запаса учащихся, формированию умения пользоваться словарем. Учитель видит главную задачу курса русского языка в начальных классах в воспитании активной жизненной позиции учеников, любви к родному языку.
-
Описание урока по русскому языку: "Рыцарский турнир". 3-й класс 2005
Организация работы по технологии ДЕМСОС (КСО) при изучении русского языка требует большой предварительной подготовки учителя. В соответствии с материалами учебника необходимо продумать к работе комплекс учебно-методических пособий, который поможет учителю организовать деятельность целого коллектива и каждого ученика. На данном уроке идет закрепление изученного материала в игровой форме в целях повышения интереса к изучению русского языка. На уроке были использованы дидактические материалы, разработанные мною.
-
Учимся говорить по-русски 2005
Чтение стихотворений развивает речь. Очень полезно для не русских детей менять слова в стихотворениях. Учеников удивляет изменение смысла. Эти игры вызывают у ребёнка потребность говорить по-русски.
-
Интегрированный урок русского языка и химии в 8-м классе. Тема урока: "Кислород" 2005
Интегрированный урок русского языка и химии в 8-м классе содержит материал для повторения и обобщения изученного по этим предметам. На уроке учащиеся повторяют все разделы русского языка, обобщают знания о кислороде, о его открытии и свойствах. Много внимания уделяется развитию речи, развитию логического мышления, научному стилю речи, работе со словарями. На уроке организована групповая работа, в результате которой, у учащихся формируется навык взаимодействия и сотрудничества.
-
Путешествие в страну Лингвистику 2005
Сложное сделать простым и понятным - один из принципов моей работы. Именно поэтому в процессе обучения русскому языку важно активно использовать занимательные виды заданий, нестандартные уроки. Предлагаемое "Путешествие в страну Лингвистику" может быть проведено в форме театрализованного игрового урока или внеклассного мероприятия для пятиклассников. Маршрут путешествия: край Орфографии - остров Словообразования - долина Лексики - Фонетико-орфоэпический залив - город Фразеологизмов - бухта Синтаксиса и Пунктуации.
-
Интегрированный урок на тему "Заимствованные слова" 2005
Данный урок формирует у учеников умение чувствовать родной язык и использовать в речи заимствованные слова, зная их этимологию. Урок русского языка проводится в 5-ом классе совместно с учителем английского языка.
-
Диктанты, занимательные материалы, творческие задания (для 5–8-х классов) 2005
Тексты диктантов позволят сделать уроки интереснее, а занимательные материалы облегчат запоминание правил. Задания-сочинения рассчитаны на развитие творческих способностей детей.
-
Модульный урок по теме: "Словообразование орфография. Повторение и обобщение об имени прилагательном" 2005
Представлена разработка модульного урока (2 часа) для 6-го класса.
-
Урок-экспедиция по теме: "Причастие" 2005
Разработка урока, направленного на повторение изученного по теме, воспитание любви к природе и бережного к ней отношения.
-
Словообразование в русском профессиональном музыкальном подъязыке 2005
В современной лингвистике ощущается постоянно растущий интерес к различным аспектам словообразования, изучение которых позволяет прогнозировать тенденции развития языковой системы в целом. Непрерывное пополнение и изменение в процессе развития языка, будь то общелитературный вариант или ненормативная лексика, происходит благодаря новым словам, образованным по законам и способам словообразования литературного языка. На языковом уровне, где возможны определенные отклонения от нормы, в любом случае, соблюдаются общие свойственные языку принципы и закономерности.
-
Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста 2005
Данный урок представляет один из вариантов подготовки к сочинению-описанию по картине – комплексный анализ искусствоведческого текста. Восприятие учащимися произведения живописи, подкреплённое искусствоведческим текстом, связанным с содержанием картины,помогает более глубоко понять содержание картины и средства выражения замысла художника.
-
Некоторые вопросы изучения раздела "Морфология. Орфография" 2005
В курсе русского языка большое место занимают раздел «Морфология. Орфография. Культура речи». При изучении этого раздела возникает много трудностей, которые могут быть преодолены при условии постоянной работы по определению частей речи и их особенностей на синтаксической основе, при условии систематического повторения и углубления материала при изучении следующей части речи.Уже с 5 класса учитель начинает работу по классификации ч.р., опираясь на три принципиальных подхода: на общее грамматическое значение, на морфологические принципы; на синтаксические признаки.
-
Обобщающий урок по теме "Наречие"(своя игра) 2005
Обобщающий урок по теме "Наречие".
-
Исследовательский метод обучения 2005
Исследовательский метод обучения позволяет на ступени ознакомления с начальным лингвинистическими и литературоведческими понятиями активизировать учебную деятельность в группах и реально поднимает к высшему уровню творческой самостоятельности.
-
Повышение уровня практической грамотности учащихся на уроках русского языка через развитие внимания, памяти, мышления 2005
Настоящий педагогический проект содержит сведения о том, какие приёмы можно использовать на уроках русского языка, предусматривающих развитие внимания, памяти, мышления - основ успешной деятельности учащихся.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе: "России славный сын"(повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое) 2005
Мы предлагаем фрагменты урока, а также подборку текстов и заданий, которые помогут систематизировать и обобщить изученное о простом и составном глагольном сказуемом и предоставят нашим ученикам возможность соприкоснуться с жизнью известного поэта, углубить и расширить представление о многогранной деятельности М. В. Ломоносова.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Условное наклонение глагола. Лингвистическая сказка" 2005
Данный урок проводился в 6-м классе компенсирующего обучения. Используя нетрадиционные технологии обучения при изучении новой темы, мы стремились включить каждого учащегося в познавательную деятельность, в процесс нахождения истины, заинтересовать его этим процессом. Вот почему была выбрана именно такая форма урока - лингвистическая сказка, которая способствует организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учеником, создает для каждого ученика возможность самовыражения.
-
План-конспект урока русского языка в 7–8-х классах по теме: "Работа над ошибками" 2005
Работа над ошибками мобилизует учащихся на преодоление пробелов в знаниях, является одним из условий формирования грамотного письма. В ходе урока необходимо мобилизовать детей на преодоление ошибок. Для этого проводятся следующие виды работы: орфографическая разминка (по принципу "четвертое лишнее"); самопроверка по образцу; работа с текстом, в котором допущены ошибки; классификация ошибок; алгоритм работы над ошибками, объяснение ошибок; повторение слитного, дефисного, раздельного написания наречий, работа с сигнальными карточками; выполнение разноуровневых заданий на правописание наречий.
-
Формирование единого образовательного и воспитательного пространства на уроках русского языка и литературы 2005
Слова К. Паустовского о "золотой розе", которую выковывает писатель, как нельзя точнее характеризуют процесс педагогического творчества учителя - словесника. Годами и десятилетиями он идет к своему мастерству. В статье представлены размышления о современном подходе к преподаванию русского языка и литературы, огромном воспитательном потенциале данных предметов, определены приоритеты: привитие интереса к изучаемому предмету и воспитание учащихся, чему должны способствовать нетрадиционные формы и методы работы.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Слитное и раздельное написание не с существительными" (по технологии полного усвоения знаний) 2005
Навык слитного и раздельного написания не с существительными - один из основных, потому что все последующие правила правописания не с другими частями речи как бы вытекают из него (не с прилагательными, с причастиями и т. д.) Чтобы последующий материал усваивался хорошо, необходимо сформировать навык правописания существительных с не своевременно и у всех обучаемых (насколько это только возможно). Эту проблему можно решить, используя при изучении материала технику полного усвоения, описанную в книге М. В. Кларина "Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках". Данная техника предполагает наличие эталонов усвоения материала, набор диагностических материалов для текущей проверки и итогового контроля. Обучающий цикл: объяснение, закрепление, контроль - повторяются столько раз, сколько необходимо для полного усвоения материала. В нашем случае - дважды, поскольку урок проводился в классе высокого уровня развития.
-
Вечер-игра "Слово о словах" в 9—11-х классах 2005
Разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников, направленного на углубление знаний о лексикологии, умении работы с различными видами словарей
-
Урок русского языка во 2 классе("Школа 2100"). Тема: "Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов" 2005
Разработка урока русского языка для 2-го класса, цели которого: закрепление изученных способов проверки слов с безударной гласной в корне; ознакомление с новыми способами проверки безударных гласных через работу в группах с реализацией индивидуально-дифференцированного подхода к обучению; развиватие речи и коммуникативных способностей учащихся; воспитание навыков коллективного сотрудничества.
-
Произведения С.В.Михалкова – в помощь учителю 2005
Материал предназначен помочь учителям начальных классов, а также и учителям старших классов, провести урок или внеклассное мероприятие более содержательно. Может быть использован на групповых и индивидуальных занятиях с детьми. Различные виды заданий помогут детям освоить тему, направят их в мир детской литературы. Отличительные особенности заданий - ориентация на общечеловеческие ценности, опора на детское мировосприятие и на маленького читателя.
-
Экология природы — экология языка — экология души (экологическое воспитание и образование средствами родного языка и литературы) 2005
Школа должна воспитывать человека со-природного, отзывчивого, а для этого необходима гуманизация и гуманитаризация учебного процесса. К сожалению, в современной школе наблюдается такая ситуация, когда уроки родного языка стали неинтересными и трудными для большинства учащихся. Причина этого в оторванности учебного предмета от жизни самих учеников, в том, что большая часть лингвистической информации, получаемой на уроках, не может быть применена ими в повседневной жизни. Обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского народа. Средством реализации воспитательных функций русского языка и формирования этнокультуроведческой, экологической компетенции может быть изучение творческого наследия народа, освоение его векового опыта в разных областях жизни.
-
Урок-семинар как форма эффективной работы при изучении темы: "Двусоставные предложения" в 8-м классе 2005
Урок-семинар - форма занятий, которая выявляет уровень сформированности общеучебных умений и навыков, определяемых программой при изучении указанного ею материала, создает в коллективе атмосферу сотрудничества, предоставляет каждому ученику возможность принять участие в работе, повышает индивидуальную ответственность за результат учебной деятельности, степень самостоятельности школьников в поиске новых источников знаний. В качестве примера урока-семинара приводится план подготовки и проведения занятия 8-м классе.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Определение" 2005
В своей работе с учащимися на уроках русского языка руководствуюсь главной задачей - продумать чёткую систему взаимосвязанных уроков. Учащиеся выполняют дифференцированные задания, развивают творческие способности, учатся самостоятельно формулировать выводы.
-
Праздник "Хорошо учиться в школе" 2005
Сценарий праздника, посвященного окончанию первого класса.
-
Интегрированный урок. Русский язык + информатика по теме: "Использование алгоритмов при работе с различными видами орфограмм" 2005
Интегрированный урок русского языка и информатики построен по принципу горизонтального тематизма. Использована смешанная структура, т. е. различные формы организации содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально дифференцированная. При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. Происходит включение в процесс познания всех анализаторов (визуальных, аудиальных и т.д.), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности. На представляемом уроке использован деятельностный метод обучения, в результате которого учащиеся активно участвуют в процессе обучения, самостоятельно анализируют и оценивают свои знания и умения, находят способы устранения ошибки, успешно пользуются алгоритмами, осуществляя рефлексию.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Причастный оборот" 2005
Ошибки на правописание безударных окончаний причастий относятся к разряду частотных. Учитывая, что практическая отработка подобного рода материала рутинна, скучна, урок в 7-м классе разнообразят единая речевая тема "Осень глазами поэта и художника", создающая эмоциональный фон занятия, и смена видов упражнений. Кроме того, работа над словосочетаниями с причастием то в роли главного, то в роли зависимого слова исподволь, ненавязчиво подготовит учащихся к восприятию темы "Причастный оборот".
-
Сочинение по картине А.А. Пластова "Фашист пролетел. 1942" в 5-м классе 2005
Данную работу целесообразно провести в 5м классе в связи с изучением темы "Соединение в тексте разных типов речи", поскольку присутствует и работа над пейзажем, и с предполагаемым событийным рядом , также картина вызывает учащихся на разговор о бедах, которые приносит война. Это требует использования в сочинении различных типов речи: описания, повествования, рассуждения. Урок поможет учащимся осмыслить значение Великой Победы над фашизмом, а учителю - в развитии у учащихся чувства исторической памяти, любви к своему Отечеству.