Русский язык
-
Интегрированный урок русского языка — английского языка в 8-м классе по теме: "Предложение с обособленными членами" 2004
Интегрированный урок русского и английского языка в восьмом классе ставит целью показать, что обособление, как один из способов смыслового выделения, играет важную роль в русском и английском языке.
-
Урок русского языка в 6-м классе с применением компьютерных технологий 2004
В современной школе компьютер используется как средство для интенсификации учебного процесса. Урок русского языка не исключение. Применение компьютера может органично вплетаться в структуру урока русского языка. С помощью компьютера отрабатываются практические умения и навыки. Сопровождение урока мультимедийной презентацией позволяет не только повысить интерес к предмету, но и эффективнее организовать работу на разных этапах урока.
-
Урок русского языка в 6-м классе на тему: "Лингвистическая экспедиция в страну Имен прилагательных" 2004
Разработка открытого урока, который является заключительным по теме "Имя прилагательное". Материал урока и представленные рисунки можно использовать при повторении темы "Имя прилагательное".
-
Дидактическая игра на уроке русского языка "Лингвистическое путешествие" 2004
Данная дидактическая игра по русскому языку рассчитана на школьников 5-х классов. Она способствуют активизации умственной деятельности школьников, развитию внимания, памяти, речи и направлена на систематизацию знаний по разделам русского языка: морфология, морфемика, орфография, синтаксис и пунктуация, лексика. Дидактическая игра - интересное, занимательное дело, которое в ненавязчивой форме помогает повторить пройденный материал, активизирует память, внимание школьников, способствует лучшему усвоению материала.
-
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-м классе по теме: "Грамматические средства выражения основной идеи поэмы М.М. Пришвина "Фацелия" 2004
Урок русского языка в XI классе по теме "Грамматические средства выражения основной идеи поэмы "Фацелия" М.М. Пришвина" проводится после изучения данного произведения. Данный урок - один из 35 (в 11-м классе)), разработанных на материале литературных произведений, речеведческого анализа текста. Эта система дает возможность увидеть связь с другими писателями, поэтами, сравнивать, обобщать стилистические особенности их текстов.
-
Нетрадиционные уроки по русскому языку в 6-м классе 2004
Разработки нетрадиционных уроков по русскому языку для 6-х классов, различных по форме, которые можно было бы провести после каждой темы.
-
Открытый урок по русскому языку в 7-м классе по теме: "Награжденный через искусство…" (Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени) 2004
Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством. Так пусть произведения искусства помогут нам не только закрепить знания о правописании Н и НН в суффиксах, но и совершить маленькие открытия. И у каждого из нас это будет свое открытие: кто-то из вас откроет для себя ещё раз грамматическое правило, кто-то - имя художника, поэта, композитора, а кто-то сделает самое важное открытие - откроет самого себя.
-
Приемы обучения слов с непроверяемыми орфограммами 2004
Приёмы обучения написания слов с непроверяемыми орфограммами.
-
Урок-игра в 5-м классе: "Путешествие по стране Русский язык" 2004
Представленный конспект урока является итоговым по темам "Имя существительное" и "Имя прилагательное" и подготовительным звеном к теме "Глагол".
-
Урок русского языка в 6-м классе: "Способы словообразования. Конфиксация" 2004
Изучая тему "Словообразование", учитель должен дать школьникам представление о видах основ в системе словопроизводства, о словообразовательном значении аффиксов, о продуктивных и непродуктивных словообразовательных элементах. Ученик должен усвоить разницу между словообразовательным, морфемным и этимологическим анализом слова. Предлагаемая разработка урока позволяет обогатить представление шестиклассников о структуре слова.
-
Буквы "е"и "и"в приставках "пре-" и "при-" 2004
Урок - закрепление, проводится наглядно-действенным методом. Контроль за качеством усвоения знаний - через сигнальные карточки, объяснительное, выборочное письмо. Урок построен по принципу: от простого к сложному, с использованием современных образовательных технологий: · Технологии сотрудничества · "Здоровьесберегающие" технологии · Игровые технологии.
-
Подготовка к сочинению о слове (урок развития речи в 5-м классе) 2004
Овладевая понятием текст, учащиеся 5-го класса, усваивают, что текст состоит из двух или нескольких предложений, формируется умение членить текст на части, соответствующие подтемам и микротемам высказывания, составлять план текста, устанавливать смысловые связи между абзацами, находить языковые средства связи фрагментов текста.
-
Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в старших классах 2004
В работе со словарными словами выделяется несколько этапов: 1 этап. Знакомство с трудными с точки зрения правописания словарными словами. Для этого слова группируются особым способом. 2 этап. Запоминание (домашнее задание).Заучивание слов группами. Составление связного текста с использованием словарных слов. 3 этап. Проверка усвоения : в виде словарного диктанта (проверяется написание и знание лексического значения слов), в виде тестов разных видов (проверяется как написание слов, так и знание их лексического значения) .
-
Подготовка к олимпиаде по русскому языку для 3–4-го класса 2004
При разработке занятий по подготовке к олимпиадам по русскому языку подобран материал повышенной сложности. Данный материал расширяет знания детей по русскому языку в области фонетики и лексики. Дети учатся пользоваться словарями: синонимов, антонимов, толковым, орфографическим.
-
Работаем в условиях двуязычия 2004
1. В начале статьи "Работаем в условиях двуязычия" учитель знакомит со своей творческой лабораторией, которая помогает ей в работе. 2. Раскрывается методика работы по системе "Урок - внеклассная работа - кружок - выход ученика с самостоятельной работой".
-
Разработка урока по развитию речи. Тема: «Сочинение по картине И.И. Шишкина "Зима"». 3-й класс (1–3) или 4-й класс (1–4) 2004
Разработка урока для 3-4-х классов, цель которого обучить навыкам написания сочинения по картине
-
Урок русского языка в 8-м классе на тему: "Повторение обособленных согласованных определений" 2004
Предлагаемый урок русского языка в 8-м классе по теме "Повторение обособленных согласованных определений" с применением компьютерной презентации дает возможность повысить темп современного урока, увеличить объем упражнений за счет сокращения затрат времени на различного рода переписывания. Компьютер, как современное техническое средство, обладает уникальным средством для поддержания интереса к учебе.
-
Современный русский литературный язык. Лексика. Учебное пособие для учащихся 7-го класса средней школы 2004
Лексика является одним из первых разделов науки о языке и как предмет изучения входит в курс “Современный русский литературный язык”. Настоящее пособие призвано помочь учащимся в его самостоятельном, творческом, поставленном по-новому изучении основ и конкретных вопросов лексикологии русского языка. Пособие составлено в соответствии с программой курса “Современный русский литературный язык” и представляет собой сборник краткого изложения, где лексика дана в виде таблиц, схем, идеограмм и практических заданий основных вопросов тематического материала образовательного курса для учащихся 7-х классов средней школы. К каждой теме прилагается библиография основной литературы. Чтобы выполнить задания и ответить на вопросы, учащимся необходимо ознакомиться с литературой, к данной теме, потом внимательно изучить таблицы, которые в сжатом виде передают основную сущность того или иного явления лексики, и записать ответ. Предлагаю Вам ознакомиться со 2-ым разделом учебного пособия “Современный русский литературный язык. Лексика. Учебное пособие для учащихся 7 класса средней школы” ( раздел II “Семасиология”, тема “Омонимия”), в котором изучается смысловая сторона различных единиц языка.
-
Повторительно-обобщающий урок по русскому языку в 7-м классе по теме: "Причастие" 2004
Материал урока будет интересен учителям-словесникам, работающим как по традиционной программе, так и по программе В.В. Бабайцевой. Содержание представленного материала полностью соответствует программно-методическим требованиям по русскому языку, а также одной из основных педагогических целей - формирование устойчивого умения осознанно пользоваться полученной информацией, применять ее в повседневной практике. В сценарии урока практикующий учитель найдет интересный дидактический материал и методические приемы, способствующие лучшему усвоению таких важных аспектов темы, как правописание гласных и одной и двух букв Н в суффиксах причастий, правописание НЕ с причастиями, распознавание и при необходимости обособление на письме причастного оборота.
-
Сокровища русского музыкального искусства в пространстве школьного урока 2004
Сегодня основные цели обучения должны быть ориентированы на развитие личности ученика, на воспитание культурного человека. Стараюсь реализовать воспитательные возможности предметов “Русский язык” и “Литература”. В пространство этих уроков включаю знакомство с сокровищами русского изобразительного и музыкального искусства. Предлагаю разработку урока по русскому языку в 8-м классе, посвященному изучению обособленных членов предложения, с использованием музыки композитора Н.А. Римского-Корсакова.
-
"Он пел любовь…" (Любовная лирика А.С. Пушкина) 2004
Изучение любовной лирики А.С. Пушкина эффективно с прослушиванием романсов, написанных на стихи Пушкина. Интегрированный урок литературы и музыки способствует качественному усвоению нового материала, создает благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии и музыки.
-
Система лингводидактических упражнений игрового характера по разделу "Словообразование" как средство развития мышления учащихся (из опыта проведения спецсеминара) 2004
Игра как средство обучения, как средство формирования каких-либо качеств ребёнка притягательна во многих отношениях. В игре своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов и при соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. Разработка и широкое внедрение систем лингводидактических упражнений игрового характера может оказаться серьёзным подспорьем учебному процессу.
-
Лингвистическое краеведение на уроках русского языка 2004
Лингвистическое краеведение является важным средством воспитания интереса и бережного отношения к языковой и речевой культуре родного края, позволяет повысить уровень владения русским языком. Такая форма углубленного изучения русского языка – эффективное средство привития учащимся стремления к «нравственной, духовной» оседлости.
-
Урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" (3-й класс) 2004
Представлен урок, проведенный в рамках городского семинара по теме "Современная деятельность учителя и воспитателя группы продленного дня в развитии творческих особенностей младших школьников".
-
Воспитание юных интеллектуалов через клубные формы работы 2004
Привлечение учащихся начальной школы к поисковой , исследовательской деятельности рассматривается как один из перспективных путей развития интеллекта. Клубная форма организации познавательного процесса позволяет в наибольшей степени раскрыть таланты ученика, развить интеллектуальные способности младшего школьника. Предлагаемая методическая разработка заседаний клуба "Знатоки" для учащихся 3-4 классов посвящена теме "Великий, могучий русский язык".
-
Мастерская по русскому языку (конспект). Мастерская по литературе (конспект) 2004
Данные материалы представляют собой разработки уроков русского языка и литературы в форме мастерской. Мастерская - новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. У ребенка надо пробуждать не желание учиться, а понимание того, что учиться необходимо.
-
Сочинение-описание произведений народного промысла 2004
1. Народные умельцы создали Хохлому, Палех, Городец, Гжель - образцы русского декоративно-прикладного искусства. 2. Мастера народного промысла в своих произведениях воспевают красоту мира. Наша задача - научиться видеть, понимать и ценить образцы народной культуры. 3. Описывая произведения народного промысла, мы развиваем свое мышление, речь, обогащаем словарный запас языка. Учимся передавать свое настроение.
-
Формирование ценностной ориентации "познание (истина)" у старшеклассников в условиях территории с градообразующим предприятием 2004
На территории с градообразующим предприятием, по данным наших исследований, ценностная ориентация (ЦО) "познание (истина)" не сформирована лишь у 7,8% старшеклассников. Организацию педагогической деятельности по формированию данной ЦО целесообразно осуществлять в трех направлениях: становление ценностных оснований жизни школы, реализация культурологического подхода в образовательном процессе, организация взаимодействия старшеклассников с социокультурными группами. Учебное исследование - форма, реализующая данные направления в комплексе.
-
Урок развития речи "Подготовка к сочинению — описанию внешности и костюма по картине Ф.В. Сычкова "Учительница-мордовка" (7-й класс) 2004
Урок построен на основе "Культуровоспитывающих технологий по интересам детей". Данное направление позволяет осуществлять межпредметные связи, развивать и реализовать творческие способности учащихся, умение грамотно владеть словом.
-
Открытый урок по русскому языку по системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова 2004
Разработка урока, цель которого знакомство с краткими прилагательными.