Контрольно-обобщающий урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык


Тип урока: контрольно-обобщающий.

Цель урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по теме: “Имя прилагательное”.

Задачи урока:

образовательные:

  1. проверить прочность усвоения темы,
  2. закреплять орфографический навык правописания сложных случаев имён прилагательных;

развивающие:

  1. продолжать развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся;
  2. операций сравнения, сопоставления;
  3. коммуникативные способности учащихся;

воспитательные:

  1. вырабатывать ответственность за выполненную работу;
  2. продолжать формировать культуру учебного труда и взаимопонимание.

Оборудование: тетради, ручки, карандаши, карточки-сигналы (Н) (НН), маршрутные листы.

Ход урока

1. Организация класса

2. Сообщение темы урока и его целей

Слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в путешествие. Но для этого нам нужно представить, что имя прилагательное не просто часть речи, а настоящее государство, в котором действуют свои законы и правила.

Как настоящие путешественники, которые, побывав в какой-нибудь стране, стараются приобрести себе что-нибудь на память, так и мы оставим для себя знания об имени прилагательном, ничего не нарушая, никого не оскорбляя.

Путешествуя по государству “Прилагательное”, мы посетим наиболее достопримечательные места этой части речи.

1 задание.

Кто из вас выступит в роли экскурсовода и коротко расскажет историю государства “Прилагательное”?

2 задание.

У нас есть дракон, охраняющий одну часть государства: “Разряды имён прилагательных по значению”, и чтобы пройти, нужно правильно распределить имена прилагательные по разрядам. А для того, чтобы задание сделать быстро, мы будем работать в группах.

  • 1 группа выписывает качественные имена прилагательные,
  • 2 – относительные,
  • 3 – притяжательные.

Белый, лисий, узкий, немецкий, робкий, чуткий, золотой, стальной, барсучий, папин, смелый, классный, зимний, холодный, заячий, каменный.

Докажите, что правильно справились с заданием.

3 задание.

Сейчас каждый из вас пустится в “одиночное плавание”, умело управляя знаниями орфограммы О-Е после шипящих и Ц. Побеждает мудрейший.

Еж…вый, лиц…вой, пищ…вой, ключ…вой, пунц…вый, каблуч…к, хорош…го, пальц…в, под плащ…м, чуж…й, со свеч…й, с мяч…м, со свеж…й, руч…нка, больш…й.

4 задание.

Для того чтобы справиться с данным заданием, нужно хорошо знать правило о написании одной и двух букв Н в суффиксах имен прилагательных. Приготовьте карточки-сигналы с буквами Н и НН.

Масляное пятно, песчаный берег, целинный урожай, тыквенные семечки, глиняный горшок, юный герой, оловянный солдатик, комариный укус, безветренный день, торфяное болото, ветреный юноша, чугунные рельсы, кожаный портфель, соломенная крыша, деревянный стол.

5 задание.

Путешествуя, мы забрели на “островок ошибок”. Прочитайте слова, правильно ли они записаны? О какой категории имени прилагательного нужно помнить, чтобы исправить неверно записанные слова? Записать в исправленном виде.

Дешевше, здоровше, мягше, красивше, тяжельше, крепше, легшее, громше, слабше, громчее, хужее.

6 задание.

Следующей достопримечательностью имени прилагательного являются сложные прилагательные. Вам предлагается вспомнить правило написания таких слов и выполнить задание.

Журнально?газетный, сельско?хозяйственный, северо?западный, древне?русский, садово?огородный, паро?ходный, верто?лётный, водо?проводный, алма?атинский, горько?солёный.

7 задание.

Самой несговорчивой частицей является НЕ. И для того, чтобы правильно писать её с именами прилагательными, требуются знания и умения. А без них мы не сможем завершить путешествия по государству “Прилагательное”.

(Не)?добрый, а злой; (не) брежный; (не) счастливый; (не) лепый; (не) вежлив; (не) отложный; (не) вежлив, а груб; (не) мелкий, а глубокий; (не) лёгкий; (не) ряшливый.

Вот и закончилось путешествие, надеюсь, что оно было полезным. А то, что вам встретилось, вы запомните надолго.