Тип урока: контрольно-обобщающий.
Цель урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по теме: “Имя прилагательное”.
Задачи урока:
образовательные:
- проверить прочность усвоения темы,
- закреплять орфографический навык правописания сложных случаев имён прилагательных;
развивающие:
- продолжать развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся;
- операций сравнения, сопоставления;
- коммуникативные способности учащихся;
воспитательные:
- вырабатывать ответственность за выполненную работу;
- продолжать формировать культуру учебного труда и взаимопонимание.
Оборудование: тетради, ручки, карандаши, карточки-сигналы (Н) (НН), маршрутные листы.
Ход урока
1. Организация класса
2. Сообщение темы урока и его целей
Слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в путешествие. Но для этого нам нужно представить, что имя прилагательное не просто часть речи, а настоящее государство, в котором действуют свои законы и правила.
Как настоящие путешественники, которые, побывав в какой-нибудь стране, стараются приобрести себе что-нибудь на память, так и мы оставим для себя знания об имени прилагательном, ничего не нарушая, никого не оскорбляя.
Путешествуя по государству “Прилагательное”, мы посетим наиболее достопримечательные места этой части речи.
1 задание.
Кто из вас выступит в роли экскурсовода и коротко расскажет историю государства “Прилагательное”?
2 задание.
У нас есть дракон, охраняющий одну часть государства: “Разряды имён прилагательных по значению”, и чтобы пройти, нужно правильно распределить имена прилагательные по разрядам. А для того, чтобы задание сделать быстро, мы будем работать в группах.
- 1 группа выписывает качественные имена прилагательные,
- 2 – относительные,
- 3 – притяжательные.
Белый, лисий, узкий, немецкий, робкий, чуткий, золотой, стальной, барсучий, папин, смелый, классный, зимний, холодный, заячий, каменный.
Докажите, что правильно справились с заданием.
3 задание.
Сейчас каждый из вас пустится в “одиночное плавание”, умело управляя знаниями орфограммы О-Е после шипящих и Ц. Побеждает мудрейший.
Еж…вый, лиц…вой, пищ…вой, ключ…вой, пунц…вый, каблуч…к, хорош…го, пальц…в, под плащ…м, чуж…й, со свеч…й, с мяч…м, со свеж…й, руч…нка, больш…й.
4 задание.
Для того чтобы справиться с данным заданием, нужно хорошо знать правило о написании одной и двух букв Н в суффиксах имен прилагательных. Приготовьте карточки-сигналы с буквами Н и НН.
Масляное пятно, песчаный берег, целинный урожай, тыквенные семечки, глиняный горшок, юный герой, оловянный солдатик, комариный укус, безветренный день, торфяное болото, ветреный юноша, чугунные рельсы, кожаный портфель, соломенная крыша, деревянный стол.
5 задание.
Путешествуя, мы забрели на “островок ошибок”. Прочитайте слова, правильно ли они записаны? О какой категории имени прилагательного нужно помнить, чтобы исправить неверно записанные слова? Записать в исправленном виде.
Дешевше, здоровше, мягше, красивше, тяжельше, крепше, легшее, громше, слабше, громчее, хужее.
6 задание.
Следующей достопримечательностью имени прилагательного являются сложные прилагательные. Вам предлагается вспомнить правило написания таких слов и выполнить задание.
Журнально?газетный, сельско?хозяйственный, северо?западный, древне?русский, садово?огородный, паро?ходный, верто?лётный, водо?проводный, алма?атинский, горько?солёный.
7 задание.
Самой несговорчивой частицей является НЕ. И для того, чтобы правильно писать её с именами прилагательными, требуются знания и умения. А без них мы не сможем завершить путешествия по государству “Прилагательное”.
(Не)?добрый, а злой; (не) брежный; (не) счастливый; (не) лепый; (не) вежлив; (не) отложный; (не) вежлив, а груб; (не) мелкий, а глубокий; (не) лёгкий; (не) ряшливый.
Вот и закончилось путешествие, надеюсь, что оно было полезным. А то, что вам встретилось, вы запомните надолго.