Цели:
1) Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса (исходя из принципа нарастания уровня знаний и умений).
2) Обобщить пройденный материал, повторить, с целью закрепления ранее полученных знаний и навыков.
3) Развивать речь учащихся (для того, чтобы она была связной, стройной, содержательной, выразительной).
4) Расширение словарного запаса.
5) Повышение уровня общего развития учащихся, в частности, в области живописного искусства.
Оборудование:
1) Таблица “Типы речи”;
2) Схема “Знаки препинания при обособленных членах”;
3) Транспаранты для кодоскопа с текстами и заданиями;
4) Текст “Описание картины Ж.Сера “Купальщики”;
5) Словарь художественных терминов;
6) Стенд-выставка картин художников-импрессионистов и книг об этих художниках;
7) Рисунки: “точка”, “пуанты”.
8) Репродукции картин Ж.Сера “Купальщики”, “Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт”, “Цирк”.
Словарная работа: Пуантилизм, пуанты, искусствовед.
Структура коррекционного занятия.
- Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке.
- Проверка знаний фактического материала и их умений раскрывать элементарные связи предметов и явлений.
- Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры.
- Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях.
- Проверка умений учащихся применять знания в нестандартных , измененных условиях.
- Подведение итогов.
ХОД УРОКА
I. Притча-метафора (инструктаж):
Слово учителя: Прежде, чем мы запишем тему урока, хотелось бы, чтобы вы вспомнили, как в детстве собирали картинки-мозаики из разрозненных кусочков бумаги.
Вытряхнув картинку, состоящую из кусочков, из коробки, вы сначала пребывали в растерянности, т.к. непонятно было, с чего начинать. Взрослые помогали вам выявить секрет: надо брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовывали один побольше (проясняющий смысл картинки). Затем вы научились складывать несколько больших кусочков в один еще больший, и так до тех пор, пока не получалась вся картинка.
Тема, которую мы изучаем, “Запятая при обособленных членах предложения” (выделительные знаки препинания), достаточно сложна. Может быть, кто-то из вас не все понял, и чувствует себя не совсем уверенно. Я надеюсь помочь вам сложить все маленькие кусочки мозаики в большие, пока не получится вся картинка. (Запись темы урока в тетради).
II. Упражнение на нахождение связей “Исключение лишнего слова из ряда слов”.
А) Задание: 1) Найдите сходство и различия в словах, записанных на доске (белый, белеющий, белея), разобрав их предварительно по составу.
Вопросы: Какая морфема объединяет все три слова? (Корень. Объединяет слова по цвету.)
Какая морфема объединяет первое и второе слово? Какое слово можно исключить из ряда? (Окончание. Эти слова изменяемые (прилагательное и причастие). Третье слово исключаем, т.к. деепричастие не изменяется и не имеет окончания).
Б) Задание: Составьте словосочетания с прилагательным и причастием.
Вопросы: С какой частью речи они согласуются? (С существительным. В роде, числе, падеже. При изменении главного слова, изменяется и зависимое.)
На какой вопрос отвечают? (Прилагательное - какой? чей?; причастие - какой? что делающий? и т.д.)
Что обозначают? (Прилагательное обозначает признак предмета, а причастие - признак предмета по действию.)
Чем являются в предложении (синтаксическая функция)? (Определение. Одиночное или развернутое (прилагательное с зависимыми словами, приложение, причастный оборот). Если краткая форма, то сказуемым.)
Вспомните, в каких случаях обосабливаются определения в предложении? Используйте для повторения схему “Знаки препинания при обособленных членах”.
Работа со схемой.
В) Задание: Составьте словосочетание с деепричастием.
Вопросы: От какой части речи задается вопрос к деепричастию? (От глагола, обозначающего главное действие, к деепричастию, обозначающему добавочное действие - как? каким образом? что делая? что сделав?).
Какова синтаксическая роль в предложении? (Обстоятельство.)
Вспомните случаи обособления деепричастий и деепричастных оборотов в предложениях
Работа со схемой.
Вопрос: По какому признаку можно объединить причастие и деепричастие? (Образованы от глагола, в основе лежит действие.)
III. Тренировочное упражнение “Верите ли вы?” (С использованием кодоскопа).
Задание (транспарант): 1) Определите верность высказывания.
2) Укажите причастный и деепричастный обороты.
3) Объясните постановку знаков препинания (можно использовать схему “Знаки препинания при обособленных членах”).
А) Верите ли вы , что в предложении есть причастный оборот? “С отрадой, многим незнакомой, я вижу полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно”.
Б) Верите ли вы, что в предложении есть обособленное обстоятельство? “Зачем поверил он словам и ласкам ложным, он, с юных лет постигнувший людей?”
В) Верите ли вы, что в предложении не содержится деепричастный оборот? “Туманы, извиваясь как змеи, сползали по морщинкам скал”.
IY. Рассказ учителя о пуантилизме - художественном направлении.
А) Слово учителя: Продолжая наши беседы о французской живописи конца 19 века, хочется сказать, что во Франции художники-пуантилисты открыли новый способ создавать удивительные картины.
Б) Словарная работа: Пуантилизм (от фр. “точка”, “письмо точками”), рисунок (“точка”).
Пуанты - женская балетная обувь, рисунок (“пуанты”) (Рисунок 1).
В) Встаньте на носочки, чтобы ощутить точку опоры.
Г) Слово учителя: Зная значение нового слова, вы можете догадаться о технике письма художников этого направления. (Ответы учащихся.) При ближайшем рассмотрении нарисованные ими картины, к удивлению зрителей, оказывались сочетанием огромного числа точек разных цветов. Если подойти к картине поближе, то она превращалась в перепутанные цветные точки.
Но если вы захотите рассмотреть картину с некоторого расстояния, беспорядочные мазки превратятся в волшебные яркие образы, оживляющие полотна пуантилистов. Вы увидите чудесные луга и леса, горные долины, водопады и морские просторы. Удивительно, иногда достаточно просто отойти и посмотреть на мир с другой точки, и он поразит вас своим богатством и красотой. (Показ репродукций картин Ж.Сера.)
Изобрел пуантилизм французский живописец Жорж Сера. (Обращение к портрету художника в книге А.Перрюшо “Жорж Сера”.)
Y. Индивидуальная работа. Чтение учащимся отрывка из стихотворения А.Макаренкова “Жорж Сера”. (Фон - репродукция одной из картин пуантилистов.)
ЖОРЖ СЕРА
Точка.
Точка.
Рядом точка.
Вышел облака кусочек.
Синий цвет на землю тенью
Лег в среде земных растений.
Точки в небе.
Точки в почве.
Точки в солнце,
В черной ночи.
Художник сам игру придумал эту.
Сам судьбу свою сыграл.
Стал поэтом средь поэтов -
Точкой жизнь нарисовал.
YI. Итоговое слово учителя: Итак, в живописи из точек определенного цвета и размера возникает целое - картина. Давайте немного побудем искусствоведами, людьми, разбирающимися в искусстве, и попробуем рассказать о картинах Сера, сначала с моей помощью, а потом и самостоятельно.
YII. Работа по таблице “Типы речи. Описание” (повторение).
В речи, используя определенные синтаксические конструкции, тоже можно составить целое - описание картины.
Вопросы: На какой вопрос отвечает текст описания? ( Каков предмет?)
Структура текста описания? (1) Общее впечатление о предмете. 2) Отдельные признаки. 3) Возможен вывод.)
Какая лексика используется в тексте такой структуры? (Прилагательные и причастия помогают точно и объективно “нарисовать” предмет.)
YIII. Анализ текста - описания картины Ж.Сера “Купальщики”. (Карточка с текстом и репродукция картины (Рисунок 2) у каждого учащегося на парте.)
Картина “Купальщики” проникнута загадочной поэзией. Это вид на реку в летний, подернутый легкой дымкой день, с парусниками, маленькой плоской лодкой, с мостом на горизонте. На переднем плане расположились два купальщика, стоящие в воде. Третий купальщик отдыхает, сидя на берегу. Позади него - брошенная одежда, человек, дремлющий на песке, двое людей, сидящих поодаль на траве. Что может быть проще этой сцены! Но, исполненная художником, она предстает в необычном свете. Время здесь, кажется, остановилось, прервав игру бликов на поверхности воды. Суетливое оживление выходных дней на острове Гранд-Жатт Сера превращает в картину одиночества, неподвижную и безмолвную.
Задания: 1. Прочитайте текст (сначала про себя), выделяя голосом обособленные обороты (паузы). (1 уч-ся).
2. Соответствует ли описание картины структуре текста описания?
3. Найдите в тексте предложения со знаками препинания на изученное правило “Запятая при обособлении”.
4. В тексте (карандашом) покажите графически обособления.
(Учащиеся сверяют выполнение заданий с текстом на экране кодоскопа.)
Вопрос: В чем отличие техники и колорита Ж.Сера и В.Ван-Гога?
IX. Закрепление пройденного материала. Работа в группах (4 человека): конструирование предложений по карточкам №1, №2. Описание картин Ж.Сера “Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт” (1884), “Цирк” (1891). Каждой группе раздаются репродукции картин.
Задание: В карточке дается краткое описание картины. Для этого используются простые предложения. Сделайте полное описание, добавив к ним конструкции из справочного материала (находятся в той же карточке):
1-2) обособленное определение;
3) обособленное обстоятельство;
4) сравнение.
(В карточки-транспаранты для кодоскопа с первой частью предложений маркером записывается вторая часть предложений, графически обозначается вставленная конструкция. Проверка по кодоскопу.)
Карточка №1.
Картина “Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт” (Рисунок 3.).
Картина словно выткана из огромного количества оттенков…
Художник запечатлел на ней людей…
Позы скованны, лица не видны, но бросаются в глаза детали…
Застывший пейзаж окружен странным воздухом…
Дополнительные конструкции:
расположив их лицом к зрителю или в профиль; (2)
словно нереальным; (4)
обезьянка, собачки, зонтики, трости; (3)
написанная легкими мазками. (1)
Карточка №2.
Картина “Цирк” (Рисунок 4).
К миру зрелищ по своему сюжету относится картина “Цирк”…
Он (Сера) изобразил цирковых артистов и зрителей…
Акробаты и публика показаны глазами клоуна…
Тема…открывается в картине Сера.
Дополнительные конструкции:
объединив их в тщательно продуманную композицию; (2)
незаконченная художником, последняя; (1)
изображенного со спины на первом плане картины; (3)
мира как странного цирка.(4)
X. Выводы урока:
1) Все, на первый взгляд, разные этапы урока приводят к более полному пониманию темы “Запятая при обособленных членах”.
2) Обособления нужны в речи (аргументы).
3) Надо правильно расставлять знаки препинания в предложения с обособленными членами.
4) Оценки за работу на уроке.
XI. Постановка домашнего задания: Письменный ответ на вопрос: Творчество какого художника конца 19 века вам понравилось больше всего? Обоснуйте свой ответ. Используйте в тексте ответа синтаксические конструкции, о которых говорили сегодня на уроке.