Урок проверки и коррекции знаний и умений по русскому языку учащихся класса коррекции. Тема: "Запятая при обособленных членах предложения"

Разделы: Русский язык


Цели:

1) Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса (исходя из принципа нарастания уровня знаний и умений).

2) Обобщить пройденный материал, повторить, с целью закрепления ранее полученных знаний и навыков.

3) Развивать речь учащихся (для того, чтобы она была связной, стройной, содержательной, выразительной).

4) Расширение словарного запаса.

5) Повышение уровня общего развития учащихся, в частности, в области живописного искусства.

Оборудование:

1) Таблица “Типы речи”;

2) Схема “Знаки препинания при обособленных членах”;

3) Транспаранты для кодоскопа с текстами и заданиями;

4) Текст “Описание картины Ж.Сера “Купальщики”;

5) Словарь художественных терминов;

6) Стенд-выставка картин художников-импрессионистов и книг об этих художниках;

7) Рисунки: “точка”, “пуанты”.

8) Репродукции картин Ж.Сера “Купальщики”, “Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт”, “Цирк”.

Словарная работа: Пуантилизм, пуанты, искусствовед.

Структура коррекционного занятия.

  1. Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке.
  2. Проверка знаний фактического материала и их умений раскрывать элементарные связи предметов и явлений.
  3. Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры.
  4. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях.
  5. Проверка умений учащихся применять знания в нестандартных , измененных условиях.
  6. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

I. Притча-метафора (инструктаж):

Слово учителя: Прежде, чем мы запишем тему урока, хотелось бы, чтобы вы вспомнили, как в детстве собирали картинки-мозаики из разрозненных кусочков бумаги.

Вытряхнув картинку, состоящую из кусочков, из коробки, вы сначала пребывали в растерянности, т.к. непонятно было, с чего начинать. Взрослые помогали вам выявить секрет: надо брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовывали один побольше (проясняющий смысл картинки). Затем вы научились складывать несколько больших кусочков в один еще больший, и так до тех пор, пока не получалась вся картинка.

Тема, которую мы изучаем, “Запятая при обособленных членах предложения” (выделительные знаки препинания), достаточно сложна. Может быть, кто-то из вас не все понял, и чувствует себя не совсем уверенно. Я надеюсь помочь вам сложить все маленькие кусочки мозаики в большие, пока не получится вся картинка. (Запись темы урока в тетради).

II. Упражнение на нахождение связей “Исключение лишнего слова из ряда слов”.

А) Задание: 1) Найдите сходство и различия в словах, записанных на доске (белый, белеющий, белея), разобрав их предварительно по составу.

Вопросы: Какая морфема объединяет все три слова? (Корень. Объединяет слова по цвету.)

Какая морфема объединяет первое и второе слово? Какое слово можно исключить из ряда? (Окончание. Эти слова изменяемые (прилагательное и причастие). Третье слово исключаем, т.к. деепричастие не изменяется и не имеет окончания).

Б) Задание: Составьте словосочетания с прилагательным и причастием.

Вопросы: С какой частью речи они согласуются? (С существительным. В роде, числе, падеже. При изменении главного слова, изменяется и зависимое.)

На какой вопрос отвечают? (Прилагательное - какой? чей?; причастие - какой? что делающий? и т.д.)

Что обозначают? (Прилагательное обозначает признак предмета, а причастие - признак предмета по действию.)

Чем являются в предложении (синтаксическая функция)? (Определение. Одиночное или развернутое (прилагательное с зависимыми словами, приложение, причастный оборот). Если краткая форма, то сказуемым.)

Вспомните, в каких случаях обосабливаются определения в предложении? Используйте для повторения схему “Знаки препинания при обособленных членах”.

Работа со схемой.

В) Задание: Составьте словосочетание с деепричастием.

Вопросы: От какой части речи задается вопрос к деепричастию? (От глагола, обозначающего главное действие, к деепричастию, обозначающему добавочное действие - как? каким образом? что делая? что сделав?).

Какова синтаксическая роль в предложении? (Обстоятельство.)

Вспомните случаи обособления деепричастий и деепричастных оборотов в предложениях

Работа со схемой.

Вопрос: По какому признаку можно объединить причастие и деепричастие? (Образованы от глагола, в основе лежит действие.)

III. Тренировочное упражнение “Верите ли вы?” (С использованием кодоскопа).

Задание (транспарант): 1) Определите верность высказывания.

2) Укажите причастный и деепричастный обороты.

3) Объясните постановку знаков препинания (можно использовать схему “Знаки препинания при обособленных членах”).

А) Верите ли вы , что в предложении есть причастный оборот? “С отрадой, многим незнакомой, я вижу полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно”.

Б) Верите ли вы, что в предложении есть обособленное обстоятельство? “Зачем поверил он словам и ласкам ложным, он, с юных лет постигнувший людей?”

В) Верите ли вы, что в предложении не содержится деепричастный оборот? “Туманы, извиваясь как змеи, сползали по морщинкам скал”.

IY. Рассказ учителя о пуантилизме - художественном направлении.

А) Слово учителя: Продолжая наши беседы о французской живописи конца 19 века, хочется сказать, что во Франции художники-пуантилисты открыли новый способ создавать удивительные картины.

Б) Словарная работа: Пуантилизм (от фр. “точка”, “письмо точками”), рисунок (“точка”).

Пуанты - женская балетная обувь, рисунок (“пуанты”) (Рисунок 1).

Пуанты

В) Встаньте на носочки, чтобы ощутить точку опоры.

Г) Слово учителя: Зная значение нового слова, вы можете догадаться о технике письма художников этого направления. (Ответы учащихся.) При ближайшем рассмотрении нарисованные ими картины, к удивлению зрителей, оказывались сочетанием огромного числа точек разных цветов. Если подойти к картине поближе, то она превращалась в перепутанные цветные точки.

Но если вы захотите рассмотреть картину с некоторого расстояния, беспорядочные мазки превратятся в волшебные яркие образы, оживляющие полотна пуантилистов. Вы увидите чудесные луга и леса, горные долины, водопады и морские просторы. Удивительно, иногда достаточно просто отойти и посмотреть на мир с другой точки, и он поразит вас своим богатством и красотой. (Показ репродукций картин Ж.Сера.)

Изобрел пуантилизм французский живописец Жорж Сера. (Обращение к портрету художника в книге А.Перрюшо “Жорж Сера”.)

Y. Индивидуальная работа. Чтение учащимся отрывка из стихотворения А.Макаренкова “Жорж Сера”. (Фон - репродукция одной из картин пуантилистов.)

ЖОРЖ СЕРА

Точка.
Точка.
Рядом точка.
Вышел облака кусочек.
Синий цвет на землю тенью
Лег в среде земных растений.
Точки в небе.
Точки в почве.
Точки в солнце,
В черной ночи.
Художник сам игру придумал эту.
Сам судьбу свою сыграл.
Стал поэтом средь поэтов -
Точкой жизнь нарисовал.

YI. Итоговое слово учителя: Итак, в живописи из точек определенного цвета и размера возникает целое - картина. Давайте немного побудем искусствоведами, людьми, разбирающимися в искусстве, и попробуем рассказать о картинах Сера, сначала с моей помощью, а потом и самостоятельно.

YII. Работа по таблице “Типы речи. Описание” (повторение).

В речи, используя определенные синтаксические конструкции, тоже можно составить целое - описание картины.

Вопросы: На какой вопрос отвечает текст описания? ( Каков предмет?)

Структура текста описания? (1) Общее впечатление о предмете. 2) Отдельные признаки. 3) Возможен вывод.)

Какая лексика используется в тексте такой структуры? (Прилагательные и причастия помогают точно и объективно “нарисовать” предмет.)

YIII. Анализ текста - описания картины Ж.Сера “Купальщики”. (Карточка с текстом и репродукция картины (Рисунок 2) у каждого учащегося на парте.)

Ж.Сера “Купальщики”

Картина “Купальщики” проникнута загадочной поэзией. Это вид на реку в летний, подернутый легкой дымкой день, с парусниками, маленькой плоской лодкой, с мостом на горизонте. На переднем плане расположились два купальщика, стоящие в воде. Третий купальщик отдыхает, сидя на берегу. Позади него - брошенная одежда, человек, дремлющий на песке, двое людей, сидящих поодаль на траве. Что может быть проще этой сцены! Но, исполненная художником, она предстает в необычном свете. Время здесь, кажется, остановилось, прервав игру бликов на поверхности воды. Суетливое оживление выходных дней на острове Гранд-Жатт Сера превращает в картину одиночества, неподвижную и безмолвную.

Задания: 1. Прочитайте текст (сначала про себя), выделяя голосом обособленные обороты (паузы). (1 уч-ся).

2. Соответствует ли описание картины структуре текста описания?

3. Найдите в тексте предложения со знаками препинания на изученное правило “Запятая при обособлении”.

4. В тексте (карандашом) покажите графически обособления.

(Учащиеся сверяют выполнение заданий с текстом на экране кодоскопа.)

Вопрос: В чем отличие техники и колорита Ж.Сера и В.Ван-Гога?

IX. Закрепление пройденного материала. Работа в группах (4 человека): конструирование предложений по карточкам №1, №2. Описание картин Ж.Сера “Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт” (1884), “Цирк” (1891). Каждой группе раздаются репродукции картин.

Задание: В карточке дается краткое описание картины. Для этого используются простые предложения. Сделайте полное описание, добавив к ним конструкции из справочного материала (находятся в той же карточке):

    1-2) обособленное определение;

    3) обособленное обстоятельство;

    4) сравнение.

(В карточки-транспаранты для кодоскопа с первой частью предложений маркером записывается вторая часть предложений, графически обозначается вставленная конструкция. Проверка по кодоскопу.)

Карточка №1.

Картина “Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт” (Рисунок 3.).

“Воскресенье после полудня на острове
Гранд-Жатт”

Картина словно выткана из огромного количества оттенков…

Художник запечатлел на ней людей…

Позы скованны, лица не видны, но бросаются в глаза детали…

Застывший пейзаж окружен странным воздухом…

Дополнительные конструкции:

    расположив их лицом к зрителю или в профиль; (2)

    словно нереальным; (4)

    обезьянка, собачки, зонтики, трости; (3)

    написанная легкими мазками. (1)

Карточка №2.

Картина “Цирк” (Рисунок 4).

“Цирк”

К миру зрелищ по своему сюжету относится картина “Цирк”…

Он (Сера) изобразил цирковых артистов и зрителей…

Акробаты и публика показаны глазами клоуна…

Тема…открывается в картине Сера.

Дополнительные конструкции:

    объединив их в тщательно продуманную композицию; (2)

    незаконченная художником, последняя; (1)

    изображенного со спины на первом плане картины; (3)

    мира как странного цирка.(4)

X. Выводы урока:

1) Все, на первый взгляд, разные этапы урока приводят к более полному пониманию темы “Запятая при обособленных членах”.

2) Обособления нужны в речи (аргументы).

3) Надо правильно расставлять знаки препинания в предложения с обособленными членами.

4) Оценки за работу на уроке.

XI. Постановка домашнего задания: Письменный ответ на вопрос: Творчество какого художника конца 19 века вам понравилось больше всего? Обоснуйте свой ответ. Используйте в тексте ответа синтаксические конструкции, о которых говорили сегодня на уроке.