О необходимости задействовать в обучении все органы чувств говорил еще Пестолоцци, однако современные методы обучения русскому языку опираются в основном на визуальное восприятие материала. Причем, ученику предлагается проделать с поступившей визуальной информацией довольно сложные логические операции, которые в свою очередь, базируются на умении оперировать абстрактными понятиями. Это требование программы, именно так построены учебники, и именно наглядные пособия составляют основную массу ТСО в обучении предмету. Такова теория, идеал, образец. Что же показывает практика? Многолетний опыт преподавания русского языка заставляет прийти, увы, к следующим неутешительным выводам:
1. ученикам трудно понять и усвоить абстрактные, чисто теоретические научные выкладки учебников (это касается не только пятиклассников, которые в силу возраста затрудняются это сделать; это касается всего среднего звена школьного образования, а зачастую и старшей школы)
2. растет количество учеников способных только воспроизвести правило или только применить его на практике, т.е. на лицо разрыв в цепи “теория-практика”
3. увеличивается количество старшеклассников, которые начинают, понимая изучать русский язык только с 10 класса, а иногда лишь уже при подготовке в вуз
4. уровень реальной грамотности падает год от года.
Чем можно объяснить эти факты? Я считаю, здесь несколько причин:
1. Падение престижа гуманитарных наук в обществе (поэтому дети мало читают, ходят в театр, т.е. мало соприкасаются с красотой, а грамотное письмо, с моей точки зрения, это и есть умение создать гармонию из слов и предложений, но ведь, чтобы создать гармонию, нужно обладать представлением о ней; красота звука, слова, речи в современной жизни заменяется красотой “холодной”, “механической”, но материальной, более понятной, осязаемой.
2. Умение грамотно писать предлагается заменить общением с компьютерным корректором.
3. Нельзя сбрасывать со счетов и такие реалии, как: ухудшение экологической обстановки, увеличение темпа жизни, увеличение требований общества к человеку как его составляющий (здесь я имею в виду родителей). Из чего, безусловно, вырастает ухудшение физического здоровья детей, снижение внимание, неумение мыслить логически и абстрактно, иногда задержка умственного развития, психологический дискомфорт в семье, желание (а зачастую оно является у многих преобладающим во время пребывания в школе) сбросить накопившийся нервный стресс любой ценой.
Отсюда следует вывод: обучение русскому языку по старым методикам и учебникам становится все менее результативным и все более проблематичным. Поэтому, опираясь на свои многолетние наблюдения, я предлагаю подключить к системе обучения русскому языку сенсорику. В данной статье рассмотрим визуально-сенсорные методы в обучении синтаксису и пунктуации на завершающем этапе, когда ученик уже обладает основами знаний о возможных структурных элементах предложения, и ему предлагается перейти от анализа к синтезу, т. е. к пониманию общей структуры предложения и возможных ее вариаций.
Оборудованием для такого обучения должны стать:
1. Объемные геометрические фигуры (в идеале из разного материала и разные по весу). “Почему не плоские?” - спросите вы. Отвечу. Для обеспечения тактильного контакта, ведь если фигуры будут плоскими, они превратятся в обычное привычное наглядное пособие. Теперь о форме.
Однородные члены предложения – красные шары.
Обособленные члены предложения – зеленые
параллелепипеды.
Грамматическая основа предложения – коричневые
кубы.
Обращение, вводные слова – призмы различного
цвета (применяются на первом этапе при обучении
синтаксису).
2. Белые разделительные барьеры забора (применяются на втором этапе, при обучении пунктуации).
3. Таблички с написанными на них союзами и союзными словами (для освоения тем “Однородные члены” и “Сложное предложение”) – тоже участвуют в строительстве фразы.
Работу по обучению предлагаю разбить на два этапа:
- Обучение синтаксису
- Обучение пунктуации.
На первом этапе отсутствует как таковое упоминание понятие “ знаки препинания” (так как с ними во многих случаях связан подсознательный страх: отсутствие запятой – ошибка – плохая оценка). На этом этапе учим видеть структуру фразы, выкладывая, строя ее схему из предложенных фигур. Предлагается снабдить “коричневые кубы” (грамматическую основу) вынимающимися элементами для объяснения понятия “односоставное предложение” и “зеленые параллелепипеды” (обособленные члены предложения) такими же заменяемыми вкладышами. (, , ) и т. д. Начинаем с анализа простых фраз, ликвидируя пробелы, накопленные за время обучения и формируя стойкую тактильно – ассоциативную память.
На втором этапе рассказываем о законах пунктуации. Используем белые разделительные барьеры (заборы) и союзы. * Более подробную методику не представляю ввиду ограниченного объема статьи.
Используя данную методику обучения, мы решаем сразу несколько задач:
1. Материализуем абстрактные понятия синтаксиса и пунктуации. (Ведь очень важно, когда ученик может не только увидеть, услышать, но и подержать в руках, прочувствовать ее грани).
2. Включаем в работу неиспользованные резервы сенсорики.
3. Формируем стойкие ассоциативные цепочки.
4. И как следствие, получаем в результате твердые знания, опирающиеся не только на механическое и логическое запоминание, но и на мышечную, сенсорную память. Данная методика с успехом применяется мною при обучении (начиная с 5 класса) и подготовке в вузы и дает поразительные результаты. Нельзя сбрасывать со счетов и эмоционально – положительный настрой, рождающийся в результате конструирования, а также формирующуюся уверенность в собственных силах и самостоятельность в принятии решения. В процессе работы ученик представляет себя строителем, что особенно важно в современном мире, когда СМИ, да и реалии нашего времени, конструируют (а иногда навязчиво пропагандируют) разрушение.
И еще несколько слов в защиту сенсорных, тактильных методов обучения русскому языку (предвидя возражения многих и помня из институтских учебников психологии и педагогики о том, что такого рода восприятие характерно для детей дошкольного возраста).
Отказ от таких методов не оправдывается практикой школьного обучения. Методика обучения русскому языку (традиционная), опять же, как показывает практика, дает положительные результаты только в классах специально гуманитарных или специально подобранных по результатам обучения. Все больший процент школьников превращается из ученика в стороннего наблюдателя на уроке, т.к. в силу разных причин на том или ином этапе обучения перестает (отказывается) воспринимать абстрактно-словесную цепочку фактов и теории. Считаю, у этого метода большое будущее, и предлагаю использовать его и при изучении других тем русского языка, создав для этого другие объемные пособия.