Пояснительная записка
Курс “Деловое письмо” в школе 8 вида представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у умственно отсталых детей умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом.
Вспомогательная школа должна подготовить умственно отсталого ребенка к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма.
Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у учащихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.
Программа вспомогательной школы требует, чтобы учитель познакомил учеников с формой составления вышеуказанных документов.
Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает умственно отсталых детей писать точно, ясно, коротко.
Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении
умственно отсталые учащиеся оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей.
Основными обучающими, коррекционными, воспитательными целями уроков деловой речи являются:
- формирование умения выяснить, в каких случаях данная деловая бумага применяется;
- формирование умения выявлять обязательные элементы, специфичные только для данного документа;
- формирование умения подражать образцу;
- формирование умения составлять документы самостоятельно;
- развитие речи;
- развитие внимания, самоконтроля, воспитание добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности;
- развитие эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, эстетических чувств, способствующих развитию личности в целом.
Задачи курса:
- учить подписывать адрес на открытке и конверте, оформлять поздравительную открытку, писать письмо родителям, другу, заметку в газету об участии в делах классных и школьных;
- учить писать объявления (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях), читать объявления о выборе профессии;
- учить писать заявление о приёме на работу, заполнять бланки телеграмм, бланки платежей за коммунальные услуги (квартплата, телефон, свет, газ и др.);
- учить писать автобиографию, доверенность, расписку;
- учить писать документы по форме.
Тематический план курса “Деловое письмо”.
Из истории русского делового письма.
Образцы оформления документов.
Список использованной литературы:
- Введенская Л., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.
- Иванова Р.Я. Официально-деловой стиль. Армавир. 1995.
- Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: “Просвещение”, 1978.
- Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: “Владос”, 2000.
- Развитие культуры устной и письменной речи учащихся. Сборник статей. – Краснодар, 1965.